Он существует уже почти десять лет. Хотя… сказки-то тысячелетиями воспитывали, передавали жизненные знания, развивали, поддерживали культурно-историческую связь поколений.
Поэтому психология рано или поздно не могла не обратить свой благосклонный взгляд на этот феномен. Тем не менее, сказкотерапия, о которой уже шла речь в одной из статей, оказалась гораздо моложе большинства методов практической психологии.
Зато, хоть и занимались анализом сказок мировые корифеи К. Юнг, Э. Фромм, Э. Берн, Б. Беттельхайм — и не только они, метод комплексной сказкотерапии сформировался в России. Дело здесь не только в тех фундаментальных наработках, которые были созданы В. Проппом и др. В советские времена отечественные специалисты испытывали неизбывный профессиональный «голод» в ограниченном методическом круге из-за многочисленных табу, обусловленных идеологическими догмами, которые отрицали значимые постулаты «буржуазной психологии». Их частокол был смят в годы перестройки и воспоследовавших за ней бурных политических, государственных, общественных процессов.
Жадно набросившись на возникшие вдруг возможности легального использования психо- и трансактного анализа, гештальта, психосинтеза, бихевиорализма, роджеровской гуманистической терапии, самоактуализации по Маслоу
Вот тогда-то с легкой руки Татьяны Дмитриевны Зинкевич-Евстигнеевой, талантливого психолога и энергичного организатора, группа подвижников решила синтезировать достижения мировой психотерапии в «сказочном» формате как наиболее приемлемом для российской ментальности. Началось создание теоретической базы и полигона для практики, в результате которого в Санкт-Петербурге был учрежден Институт сказкотерапии (1998).
Его создатели шутят, что появление этой структуры было предсказано в отечественной фантастике: ведь был же у Стругацких и НИИЧАВО — Научно-исследовательский институт чародейства и волшебства («Понедельник начинается в субботу»), и НУИНУ — Научный универсальный институт необыкновенных услуг («Чародеи»).
А что значит «комплексная сказкотерапия»?
Во-первых, это психологическая диагностика, коррекция и профилактика, что называется, «в одном флаконе». Во-вторых, речь идет о целостном восприятии личности,
Это принципиально важно в процессе формирования психики ребенка и подростка, поскольку обеспечивает ненасильственную помощь в кризисные возрастные периоды и мягкую позитивную настройку в межкризисных ситуациях. Это не менее актуально для взрослых, накопивших в жизненном опыте систему стереотипов, корни которой зачастую так же тянутся «из детства».
Чем же занимается Институт сказкотерапии? Теорией и практикой, конечно. Проводится исследование мифов, сказок, фольклора, влияния метафор на развитие личности; индивидуальные и групповые консультации; обучение специалистов. Выходит много интересных публикаций. Привести их полный список не представляется возможным, но удержаться от упоминания хотя бы части невозможно:
Т.Д.Зинкевич-Евстигнеева «Развивающая сказкотерапия».
Т.Д.Зинкевич-Евстигнеева,
Т.Д.Зинкевич-Евстигнеева,
А.В.Гнездилов «Музыка рассвета. Терапевтические сказки».
Имена этих авторов имеют заслуженный авторитет в психологическом сообществе, а труды — весьма и весьма полезны, так что советую почитать.
Может, и не к месту, но у меня ассоциации с НИИЧАВО.
ЗдОрово.
5.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Спасибо!
Давненько Вас не было, Елена. Очень рада встрече
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Обожаю хорошие сказки, но страшновато, когда и за них берутся психологи... И "сказкотерапия" звучит на самом деле не очень... Наводит на мысль о всяческих полезных медицинских предметах типа клизьмы. Творчество и пилюли всё-таки вещи довольно разные.
Хотя возможно я зря так волнуюсь. Просто пошел по Вашим ссылкам, а там - купите, оплатите... А посмотреть эти сказки предварительно где-то можно, или отрывки из них?
Что же касается самой темы и статьи - то это действительно интересно. Поэтому, несмотря на сомнения, 5!
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Все-таки люди всегда остаются в душе детьми. А какой ребенок не любит сказок?! 5
0 Ответить
Спасибо, Ася
Оценка статьи: 5
0 Ответить
А у нас будет курс по выбору о сказкотерапии. Будет предложен на выбор ещё один предмет, но я уже определилась, что хочу сказкотерапию!
Спасибо за статью!
0 Ответить
Юлия, а где Вы учитесь?
Оценка статьи: 5
0 Ответить
В смысле где? В вузе
Имеется в виду на кого? Сейчас на менеджера (5 курс), но параллельно поступаю на вторую вышку - психологию и педагогику. Вот там и будет сказкотерапия, я уже расписание подробно изучила Да и знакомые делились впечатлениями...
0 Ответить
Желаю удачи, Юля
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Спасибо, Валентина!
0 Ответить
Пусть будут институты, сказки... лишь бы человеку помогало. За материал спасибо. Познавательно.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Да, пусть это будет для человека, во благо
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Супер! Как же все это интересно и нужно! 5 за статью.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Спасибо, Сашенька
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Cпорный вопрос... Все мы помним сказки о Ленине... сказка - как капельница. Что нальёшь в неё, то и в вену идёт. А у детей, которым сказки рассказывают, психика неокрепшая
0 Ответить
Игорь, сказки про Ленина - не сказки как таковые, это маргинальные притчи, с одной стороны, и лубочные картинки - с другой (который можно назвать старинным аналогом комикса). Они существовали не только в советскую эпоху, но только можно ли говорить, что на них можно вырастить - воспитать человека?
Метафора капельницы кажется не очень подходящей. Она предполагает, что слушатель - читатель сказки совершенно пассивен, а его "накачивают", как хотят...
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Ну, не знаю... Помню все эти сказки про Ленина в школе - по-моему, эти сказки или притчи, если хотите, сформировали у меня мнение о Ленине такое же ясное, как о Бабе Яге или Илье Муромце... фактов нет, а образ есть... А про капельницу- я не ошибся. Дети мало выбирают литературу. В 7-8 лет им её подбирают в основном взрослые люди.
0 Ответить
Люблю аргументированные разговоры, - спасибо, Игорь
По сути Вашего комментария:
- образ Ленина, который был сформирован в школьные годы, не помешал Вам в дальнейшем выработать собственное самостоятельное мировоззрение, о каковом свидетельствует Ваш творческий портфель в ШЖ
- в семь-восемь лет все-таки у детей уже довольно часто имеются выраженные литературные предпочтения, а вот по телевизору глядят все-подряд... Спасибо взрослым, подбирающим литературу для детей, - у меня такого не было, читала запойно все-подряд, в т.ч. много мусора
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Будучи школьником, я любил рисовать в учебниках.. Причём ручкой.
Однажды, я взял на день учебник по математике у товарища. И не сдержался - ручкой нарисовал человечков, сидящих внутри прямоугольников, квадратов и пр. Одноклассники одобрительно относились к таким рисункам (в моём учебнике), но когда увидели маленькие рожки и очки у Ленина - чуть не побили меня(!!!) Дело было в третьем или четвёртом классе - но помню, что ситуация была серьёзная и отмазался я с трудом.
Откуда такая любовь к Ленину? Может, я просто не очень восприимчив к стереотипам, а те, кто тогда защищал Ленина, охладели к нему только потому, что пропаганда перестала воздействовать на всеядный мозг...
0 Ответить
Это уже из области психологии масс
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Звучит привлекательно.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Оценка статьи: 5
0 Ответить
У нас на семинарах по психологии управления препод пыталась продемонстрировать сказкотерапию – меня не впечталило...
0 Ответить
Не повезло, значит, Егор
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Это точно особенно с преподавателем...
0 Ответить
Да какие Ваши годы! Еще повезет, и не раз. И с преподами тоже
Оценка статьи: 5
0 Ответить
На фоне бросающих в дрожь названий других направлений психоанализа - "сказкотерапия" ласкает ухо. Так и хочется помурлыкать 5
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Присоединяюсь к мурлыканью
Оценка статьи: 5
0 Ответить
И я с вами. Замечательный термин! Теплый, мягкий, душевный.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Интересно!
0 Ответить
Спасибо, Виктория
Оценка статьи: 5
0 Ответить
5!
Валюш, "это диагностика, коррекция и профилактика" ЧЕГО? (Прости за тупость, пожалуйста.)
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Ой, пасиб, Гал... щааз
Оценка статьи: 5
0 Ответить