• Мнения
  • |
  • Обсуждения
Наталья Софьина Дебютант

Какие «ужасы» отпугивают людей от оперы?

Опера!.. Кто-то, услышав это слово, представит себе роскошный зрительный зал, таинственно гаснущий свет, взмах волшебной палочки дирижера, звуки удивительной музыки и божественных голосов. Кто-то, быть может, вспомнит одноименный браузер. А кого-то бросит в дрожь от ужаса, и «лестные» для оперы эпитеты начнут возмущенно носиться в голове: мол, опера — это «крики», «визги», «заунывные стенания», «тоска смертная» — насколько у кого хватит фантазии и словарного запаса.

Опера — это театр, поэзия, живопись, танец, пение, музыка и другие виды искусства, гармонично слитые воедино и совместными силами заставляющие слушателя-зрителя переживать необыкновенные эмоции.

Те, кто оперу любят, счастливы этим. А те, кто не любят? Скорее всего, они ее просто не понимают или боятся. Но так ли всё страшно на самом деле? Рассмотрим по порядку самые популярные «ужасы», отпугивающие людей от оперы.

Ужас № 1: долго

Что может испугать неискушенного оперного зрителя в первую очередь, так это перспектива провести наедине с Её Величеством Оперой, страшной и ужасной, несколько долгих часов. Разговаривать нельзя (соседи-меломаны будут недовольны). Телефоном пользоваться нельзя (тут уже недовольны будут не только соседи, но и, вероятно, артисты). Приговор суров: сиди, смотри и слушай.

Не уверены, что долго продержитесь? Не стоит унывать: артистам нужен отдых, декорации надо менять, буфет жаждет угостить своих гостей. Поэтому можно не бояться длительных мучений: перерывы всё-таки будут.

Ужас № 2: спать хочется

Высидеть несколько часов и прослушать оперу «от и до» всё-таки можно. Но возникает другая проблема: как не уснуть в самый ответственный момент развития драмы? Действительно, в темном зале, под музыку, да если вы еще, к тому же, устали на работе или не выспались прошлой ночью, — вполне может потянуть в сон.

Совет прост: следует ходить в оперный театр по выходным, хорошо отдохнув и выспавшись.

Ужас № 3: поют непонятно

Первая причина данной проблемы — не очень хорошая дикция исполнителей. И если человек не привык к оперному пению, то вполне возможно, что ему будет трудно понять, о чем поют, даже если спектакль идет на его родном языке. Эта проблема решается со временем: уши привыкают к специфической речи оперных героев, и понимать их разговоры становится всё легче. А если все арии наизусть выучить, проблема вообще самоликвидируется.

Вторая причина непонятного пения — незнакомый язык. Исполнение опер на языке оригинала — это общемировая практика крупных театров, но всё-таки в остальных зарубежные оперы довольно часто ставятся в переводе. И если вы иностранными языками не владеете, выбирайте для себя постановки на родном.

Разумеется, следует помнить, что текст в опере — не главное. Он только помогает понять то, о чем говорит музыка. А для расшифровки непонятного содержания существуют буклетики с кратким либретто.

Ужас № 4: выглядит неправдоподобно

Говорят, что «опера — единственное место в мире, где герой, получив удар кинжалом в спину, начинает петь, вместо того чтобы истечь кровью». Такие повороты сюжета несколько удивляют с непривычки. Но более сильное удивление у зрителей обычно вызывает несоответствие между внешним обликом исполнителя и образом героя. Это когда в роли юных героинь мы видим более чем зрелых дам, а в роли молодых и ловких рыцарей — больших и не очень поворотливых мужчин.

Относиться к этому нужно с пониманием. Здесь на помощь придёт воображение, которое запросто может нарисовать всё так, как хочется именно вам.

Ужас № 5: режиссура

Кого-то приводят в ужас проделки современных оперных режиссёров. На кого-то, наоборот, тоску нагоняют классические постановки. Но эта проблема — вовсе не проблема. Просто нужно точно определить, чего лично вам хочется, а чего не хочется. Остальное — дело выбора, который в наше время необычайно велик.

Её Величество Опера — дама щедрая. Она может дать богатую пищу уму и сердцу, возвысить над повседневностью и вдохновить на подвиги; но она нуждается в активных (!) слушателях, которые хотят и умеют понять и почувствовать самое главное, не отвлекаясь на условности жанра. И, быть может, именно поэтому современному потребителю информации, привыкшему ко всему готовому, бывает трудно понять красоту и прелесть этого вида искусства.

Было бы самонадеянно верить в то, что абсолютно все люди могут полюбить оперу. Конечно, нет. Но будьте любознательны, слушайте свое сердце, ничего не бойтесь и то, что вы способны полюбить, рано или поздно вас найдет!

Статья опубликована в выпуске 2.10.2007
Обновлено 21.07.2020

Комментарии (44):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • Живьем оперу слушать тяжело. Особенно для тех, кто мало ее понимает. Люблю на дисках слушать Марию Калас.

    Оценка статьи: 5

  • Вот получаю день за днем комменты к этой статье - и не перестаю удивляться: неужели люди саму статью не прочли?
    Отличный текст, тема выбрана хорошая, великолепно раскрыта - почему же народ сходу бросается уверять автора в том, что опера вовсе не ужасна?
    Неужели люди не понимают, что автор именно об этом и говорит?!

    Оценка статьи: 5

  • Последний раз в Мариинке слушала "Сказку о царе Салтане" Римского-Корсакова. О музыке даже говорить не буду. Исполнители прекрасные. Люди в зале сидели, не шевелясь. Не знаю, как можно заснуть, когда постоянно меняются авансцены, передвигается огромная массовка в красочных костюмах. В спектакле восстановили костюмы и декорации по эскизам Билибина. Царевна-лебедь была в невероятном платье из лебединого пуха, в фантастической короне, вся сверкающая и воздушная. Корабли, дворцы, возникающие ниоткуда. В музыкальных антрактах на переднем занавесе - новшество: мультиплексы, составленные из рисунков Билибина, например, бочка, плывущая по волнам. Смотрели и слушали на одном дыхании.
    После привычных теле- и кино-зрелищ - это зрелище воистину царское!
    Причем зрелище, объединенное с музыкой и пением.
    Ходите в оперу! Это - путешествие в другой мир.

    Оценка статьи: 5

  • Очень противоречивая статья!

    Я просто в шоке! Никогда не думала, что существует столько людей не любящих, не понимающих и не желающих идти в оперу!

    Я работаю в ВУЗе, у нас студенты, не все конечно, но с удовольствием ходят в Опреный театр, особенно приезжие. Да и театр - прямо напротив. Причем именно на оперы ходят, а не на балеты

    Теперь по поводу некоторых мест в статье:
    1 Долго. Помоему, наоборот легче высидеть 3 4 акта по 30-40 мин, чем в драме час с лишнем
    2 Поют непонятно. Есть программки с кратким содержанием. Можно выбирать известные по сожержанию произведения. Да и силу искусства, так сказать, никто не отменял!
    3 Неправдоподобность. Никогда об этом не задумывалась и не видела несоотвтествий, даже, пусть и в подобном примере.

    Если вы любите пение, музыку и классику - я просто не понимаю КАК можно НЕ ЛЮБИТЬ оперу!!

    Оценка статьи: 4

  • Да, тяжело, если такие вещи уже надо объяснять. И удивительно, сколько человек не только ни разу не слушало оперы, но и не хочет попробовать. Печально.

  • Впервые такое прочла, что опера - это ужасно! Значит, докатились с уровнем культуры, если поход в оперный театр считать ужасом! Да это счастье, побывать в опере, жаль, что оно мало кому теперь доступно, из-за высоких цен, и не везде есть оперные театры, а по ТВ теперь опер вообще не транслируют. Конечно, не все оперы сразу понятны, но для начала послушайте "Иоланту" П.И. Чайковского, или "Евгения Онегина". Очень красивая музыка в опере "Чио-Чио-Сан", совершенно понятен сюжет. Просто современную молодежь не приучили к опере. Я приехала учиться в Ленинград из крошечного городка ,в котором и театра то не было. Но с первого курса нам в общежитие приносили абонементы в театр им Кирова - ныне Мариинский, на оперные и балетные спектакли. Стоили они дешево, сидели, конечно, на галерке, но сколько счастья мы испытывали, попав на спектакль!!! Уж не сравнить с той "музыкой", типа "реп"(хотя разве это музыка?"), или еще что-то из двух притопов-трех прихлопов. Вот уж там, действительно, ужас! Не бойтесь приобщить себя к вечному и высокому искусству. Кто вспомнит через 100 лет про Децла( может неправильно называю это имя)? А Верди, Чайковского, Римского-Корсакова будут помнить всегда!

    Оценка статьи: 3

    • Я бы для первого раза еще предложила "Севильского цирюльника", "Кармен" и "Богему". У первой оперы сюжет веселый, музыка на слуху. У второй - тоже музыка знакомая, плюс сюжет легендарный. В "Богеме" трагедия и комедия идут рука об руку, скучать не дают, ну и музыка Пуччини пробивает насквозь. А "Иоланта" - это да! Музыка Чайковского, плюс идет недолго, да и вообще очень позитивная история: ну ни одного отрицательного героя нет!

    • Честно говоря расстроена таким заголовком и таким подходом к делу.
      Какую цель ставил автор? Окончательно отпугнуть зрителей, и рассказать, что это невыносимо?
      Или Вы хотели привлечь таким образом внимание? (последние две строчки).

      Почему у автора этой статьи не возникают ассоциаций с театром? Там же тоже нужно "сидеть и слушать". А конференции? (уже даже для тех людей, которые на этом бизнес делают).
      Неправильная постановка вопроса. Т.к. везде, где есть общество нужно соблюдать элементарные правила поведения.

      Очень странно, неужели в России уровень развития человека так низко пал?
      Своей статьей автор видимо желает "опустить" этот вид искусства.
      А если Вы все же хотели привлечь внимание, надо было написать о Том, что же такое опера?, почему она привлекала внимание во все времена!
      И чем же опера хороша.

      Своим негативным примером вы привели меня к мысли написать такую статью, но за 1$ на этом сайте писать не хочется.

      Увы-увы.... автора просто жаль... если у него такой уровень культуры, чтобы писать такое.

      • P.S.

        Да, по поводу театра. Все-таки драматический театр - это другое. Там говорят, а не поют, и это для восприятия привычнее. И понятно, о чем говорят. Недаром краткое либретто - это для оперы и балета, где в суть происходящего можно не вникнуть.
        А еще в драматических спектаклях, как правило, динамики больше. Оперные режиссеры сейчас тоже взяли моду заставлять артистов бегать и прыгать, но сами артисты говорят: "Наше дело - петь". А беготня и дыхание сбивает, и петь в это время неудобно. Оперные спектакли статичнее, чем драматические. И на некоторых людей это скуку навевает.

        Элементарные правила поведения не все соблюдают. Если детям, которых загнали в театр от имени школы, скучно и нечем заняться - они не особо думают о том, что своим бурным поведением мешают другим зрителям. Они ведут себя шумно и неадекватно. Сама видела, как такие дети устроили дикие овации Онегину, застрелившему уже наконец Ленского. Взрослые тоже бывают всякие - с телефонами, с пивом и чипсами и даже с плеером (видимо, чтобы не слышать ужасов).
        Возможно, в дорогих театрах, куда люди идут осознанно и платят немалые деньги не просто так, отклонений от норм поведения нет. Но не все театры столичные и дорогие. Чего там только не бывает.

      • Влада, мне жаль, что вы расстроились. Я не хотела такого эффекта, честно.

        Слово "ужасы" в заголовке не случайно написано в кавычках. "Ужасы в кавычках" - это "вовсе не ужасы, а ужасами только прикидываются".
        Слово "отпугивают" тоже могу объяснить. Можно было бы написать "Почему некоторые люди не любят оперу?", но я считаю, что "не любить" - это "понять и сознательно отказаться". Многие даже не пытаются попробовать понять. Они сразу пугаются того, что придется долго слушать непонятные стенания и т.д.

        Эта статья - скажем так, окультуренный крик души. Я оперу люблю, но в моем окружении (среди молодежи) существуют вот такие страхи относительно этого вида искусства. Я просто собрала в кучку наблюдения своего горького опыта. Мне еще не так много лет, и я не знаю, как обстояло дело раньше. Но я вижу, что сейчас многих людей (не всех, конечно), слово "опера" приводит в ужас. В ужас без кавычек.

        надо было написать о Том, что же такое опера?, почему она привлекала внимание во все времена!

        Видимо, мне не уйти от продолжения темы.
        Да, я могу высказать свое мнение насчет того, что же в опере хорошего. И даже прекрасного. Пунктов будет больше, чем в этой статье про "ужасы".

        • Приятно узнать, что я все же ошибалась.
          но! Слово - великая вещь! Можно и "поднять" и "опустить" что угодно.
          Вот так и в Вашей статье получилось.
          Конечно, понимаю, что нужно было написать о том, почему многие люди не хотят туда идти, каждый бы узнавал себя, но на этом ни в коем случае нельзя было ставить точку.
          Вы же почитайте комментарии. Сколько людей написали "Да. Действительно ужас" окончательно убедившись в своей правоте. Они-то полагают, что автор тоже не выносит этого безмолвного сидения в темноте и т.д.

          И так получилось только об ужасах... (действительно ужасах для невоспитанного человека). и не об опере.

          Искренне желаю Вам отточить свое мастерство в Слове, и писать такие статьи, которые приведут читателя не только в оперу, но и в другие хорошие, прекрасные места.

          И еще помните, статью можно и редактировать, в случае чего.
          Удачи!

          • Влада, принятую статью автор не может редактировать.

            Интересно получается. Если Вам "за 1$ на этом сайте писать не хочется", выходит, статья, предложенная 1 октября, написана за другие деньги? На сайте она не останется.

            А вот отрывок из Вашей статьи Личного архива:

            Консерватория…
            Темное помещение… мраморные ступеньки давно потеряли свой цвет и форму… они как гнилые зубы старого человека, не ровные и стертые… упасть можно
            «Привет»…. «приходи на концерт»….
            «Ми-и-и-и-я-а-а-а-а»…. – за дверью роспевается вокалист с выскоим теноровым голосом…связки зажаты, от того такой противный звук….
            Ууууууууу…. дверь ведущая в большой зал… откроешь и обрушилась на тебя вся мощь симфонического оркестра – раздирающие стоны скрипок, настойчивые виолончели… грохочущая медь, литавры – как приговор!...

            Рассказали людям, как это прекрасно - высокое искусство?

            • Марианна, не понимаю зачем Вы вспомнили этот рассказик...
              и цель там была другая... и настроение, да и не статья..

              Я выразила свое мнение о том, что если автор хотел привлечь внимание людей, то почему остановился только на ужасах?
              Потому что такая статья его окончательно от оперы отпугнет.

              тем более, не понимаю, зачем Вы так поступаете... мол, "а сами-то что?"

  • Чтобы смотреть оперу, надо быть готовым к её условностям.
    Мне опера нравится.

    Оценка статьи: 4

  • А по моему никаких ужасов в опере нет.

  • красиво, торжественно....но действительно непонятно!!!если надумаю еще оперу посетить, обязательно буду готовиться и читать либретто ....

    Оценка статьи: 5

  • Опера!.. Кто-то, услышав это слово, представит себе роскошный зрительный зал, таинственно гаснущий свет, взмах волшебной палочки дирижера, звуки удивительной музыки и божественных голосов. Кто-то, быть может, вспомнит одноименный браузер.
    да-да.. я именно браузер и вспомнил (ещё до того как прочитал, что Вы его сами упомянули) и успел подумать, что фаерфокс (с плагинами) лучше

    был в опере один раз.. больше не хочу.. но один раз там побывать советую всем, просто чтобы знать что это такое..
    может кому и понравится, мне - было интересно там, но это не моё, потому больше и не хочу

    Оценка статьи: 5

  • Забавно, оказывается, опера может быть "ужасной". Значит, тому, кто хочет приобщиться, лучше сначала послушать записи классических спектаклей. Понравится - можно продолжать ближе знакомиться.

    Оценка статьи: 5

  • Даже не подозревала, что существует операфобия.. Интересно!

  • А я бы не против сходить в оперу. Это так возвышенно и торжественно! Совсем никакого ужаса не испытываю. Просто людей не приобщили к этому виду искусства. Потому и страхи разные нападают.

  • Наталья, "ужасы" получились довольно выпуклыми .
    Может быть, чтобы совсем людей не отпугивать, поконструктивнее написать как их преодолеть ?
    И спасибо, что вспомнили о театре.

    Оценка статьи: 4

  • нет, нет и нет!!

  • Опера. Почему я ни разу не сходил, так и не понимаю, и вроде из вышеописанного ничего к себе применить не могу, так как не пробовал.

    Оценка статьи: 5

  • Да какие ужасы. Искусство вообще, а музыка в особенности - дело весьма формалистичное, достаточно это понимать - и примешь все.

    Оценка статьи: 5

  • Вспомнил анекдот, как Василий Иваныч писал оперу.

  • В общем, ну ее, эту оперу