• Мнения
  • |
  • Обсуждения
Елена Шуваева-Петросян Подготовка материала: Мастер

Что вы знаете о Руми? 30 сентября – 800 лет со дня его рождения

Джалал ад-Дин Руми, великий персидский поэт и суфий, родился 30 сентября 1207 года в Балхе (сейчас это территория Афганистана) в семье выдающегося учёного-богослова, который был вынужден эмигрировать с семьёй из-за нашествия Чингизхана в Малую Азию и после долгих странствий остановился в Конийском султанате Сельджукидов.

В Конье, по примеру отца, будущий поэт получил духовное образование, был руководителем конийской медресе и проповедником. Здесь же им был образован суфийский орден моулави.

Увлечение суфийским учением изменило течение и характер его жизни и деятельности: он стал суфийским шейхом. Однако мировую славу принесли ему не поучения, а стихи.

Основным произведением Руми считается «Маснави Ма’нави», что в переводе означает «Назидательные двустишия» (бейты). Это шестичастная поэма, продиктованная Руми своим ученикам, в которую вошло множество притч и басен, почерпнутых из фольклора народов Персии и Таджикистана. Каждое произведение сопровождается стихотворными философско-дидактическими выводами Руми.
Эта книга получила всеобщее признание на мусульманском Востоке. В художественном отношении это блестящая энциклопедия иранского и таджикского фольклора средних веков. Руми, проповедуя мистические идеи, призывает к безропотному смирению перед судьбой и насилием. Однако в лирике поэта есть отражение народного протеста против жестокости и того же насилия. Его стихи наполнены мудростью и горячей любовью к людям, пониманием народной боли и страданий. Сам Руми называл свою концепцию «Поклонением Сердцу».

В расцвете славы Руми избрал своим наставником безвестного дервиша Шамса из Тебриза. Ученики поэта, приревновавшие дервиша к Джалалиддину Руми, тайно убили его. В скорби по «закатившемуся солнцу» («Шамс» означает в переводе «солнце») Руми сложил вдохновенные, пронизанные пантеистическим духом газеллы, восприняв их как вложенные в его уста Шамсом, достигшим бессмертия тем, что слился с богом. Тем самым Руми действительно увековечил дервиша, «подписав» газеллы его именем и объединив в «Диван Шамса Тебризского» (диван (персидск.) — это сборник стихов, систематизированных по различным стихотворным формам: касыды, газеллы и рубоят).
Руми также написал ряд философских сочинений, среди которых хочется особенно выделить «Фихи ма фихи» («Сущность вещей»).

Поэт скончался 17 декабря 1272 года в Конье, там же был и похоронен, провожаемый в последний путь многими людьми всех вероисповеданий — мусульманами, христианами, иудеями, индуистами, буддистами и др., — выразившими почтение к человеку, воспевавшему «религию сердца»:

Как часто можно увидеть тюрка и индуса едиными,
Как часто можно увидеть двух тюрков — словно чужих.
Следовательно, язык единодушия — нечто особенное:
Единодушие превыше единоязычия.

Если бы сейчас люди мира жили согласно «Религии сердца», имела бы место война религий?!

Стихи Руми:

***
Придется ль мне до той поры дожить,
Когда без притч смогу я говорить?

Сорву ль непонимания печать,
Чтоб истину открыто возглашать?

Волною моря пена рождена,
И пеной прикрывается волна.

Так истина, как моря глубина,
Под пеной притч порою не видна.

Вот вижу я, что занимает вас
Теперь одно — чем кончится рассказ,

Что вас он привлекает, как детей
Торгаш с лотком орехов и сластей.

Итак, мой друг, продолжим — и добро,
Коль отличишь от скорлупы ядро!

***
Всему, что зрим, прообраз есть, основа есть вне нас,
Она бессмертна — а умрет лишь то, что видит глаз.

Не жалуйся, что свет погас, не плачь, что звук затих:
Исчезли вовсе не они, а отраженье их.

А как же мы и наша суть? Едва лишь в мир придем,
По лестнице метаморфоз свершаем наш подъем.

Ты из эфира камнем стал, ты стал травой потом,
Потом животным — тайна тайн в чередованье том!

И вот теперь ты человек, ты знаньем наделен,
Твой облик глина приняла, — о, как непрочен он!

Ты станешь ангелом, пройдя недолгий путь земной,
И ты сроднишься не с землей, а с горней вышиной.

О Шамс, в пучину погрузись, от высей откажись —
И в малой капле повтори морей бескрайних жизнь.

***
Когда бы дан деревьям был шаг или полет —
Не знать ни топора им, ни злой пилы невзгод.
А солнце если б ночью не шло и не летело —
Не знал бы мир рассвета и дней не знал бы счет.
Когда бы влага моря не поднялась до неба —
Ручья бы сад не видел, росы не знал бы плод,
Уйдя и вновь вернувшись, меж створок перламутра-
как станет капля перлом в родимом лоне вод.
Не плакал ли Иосиф, из дома похищаем,
И не достиг ли царства и счастья он высот?
И Мухаммад, из Мекки уехавший в Медину, —
Не основал ли в славе великой власти род?
Когда путей нет внешних — в себе самом ты странствуй.
Как лалу — блеск пусть дарит тебе лучистый свод
Ты в существе, о мастер, своем открой дорогу-
Так к россыпям бесценным в земле открылся ход.
Из горечи суровой ты к сладости проникни-
Как на соленой почве плодов душистый мед.
Чудес таких от Шамса — Тебриза славы — ждите,
Как дерево — от солнца дары своих красот.

***
Вы, взыскующие Бога средь небесной синевы,
Поиски оставьте эти, вы — есть Он, а Он — есть вы.

Вы — посланники Господни, вы Пророка вознесли,
Вы — закона дух и буква, веры твердь, Ислама львы,

Знаки Бога, по которым вышивает вкривь и вкось
Богослов, не понимая суть Божественной канвы.

Вы в Источнике Бессмертья, тленье не коснется вас
Вы — циновка Всеблагого, трон Аллаха средь травы.

Для чего искать вам то, что не терялось никогда?
На себя взгляните — вот вы, от подошв до головы.

Если вы хотите Бога увидать глаза в глаза —
С зеркала души смахните муть смиренья, пыль молвы.

И тогда, Руми подобно, истиною озарясь,
В зеркале себя узрите, ведь Всевышний — это вы.

Статья опубликована в выпуске 30.09.2007

Комментарии (17):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети: