Те из горожан, что имеют родственников в деревне, возможно, замечали, как много, сытно и, в общем-то, невкусно готовят крестьяне. И это — не от бесталанности деревенских стряпух, а от искреннего неприятия ими иных резонов, нежели обеспечение тяжелого крестьянского труда простой и несложной в изготовлении пищей. Складывался такой подход в деревенской русской кухне, наверное, в незапамятные времена. И обосновывался суровой реальностью.
- Во-первых, крестьянин всегда был ограничен в выборе продуктов и способах кулинарной обработки их.
- Во-вторых, главной целью хозяйки было — накормить семью, работников простой по набору продуктов, простой в обработке и очень сытной пищей.
Что обеспечивало сытность — «нажористость», как это называли порой? Конечно, картофель. Картофель вареный, картофель жареный, картофельная похлебка — с «забелой» (добавлением молока) в скоромный день, с постным маслом — в день постный…
Другой главный овощ, столп крестьянской кухни — капуста. Щи из серой капусты — с такой же приправой, как и похлебка. И все это — под черный хлеб. Таково было ежедневное будничное «меню» обеда и ужина для крестьянина центра России.
Завтрак же и полдник составляли ржаная ватрушка с творогом, либо ржаной пирог с картофелем или репой. А чаще — если хозяйке было не до изысков — просто ломоть черного хлеба с вареной картошкой. И, конечно же, чай. Чай — как молитва, дважды в день крестьянин пил чай — «душу отводил». Лишь в дни скоромные некоторые из крестьян чаю изменяли — варили жженый цикорий, сдабривали его молоком. Либо молоко добавляли в тот же чай — «для колера».
В посты рацион менялся. В пищу шли белая квашеная капуста, сдобренная луком и квасом, редька с маслом, «мура» или «тюря» — смесь из хлебных сухарей, искрошенной картошки, лука и кваса, с добавлением хрена, растительного масла и соли.
С удовольствием ели нечто похожее на нынешние незамысловатые винегреты — рубленую вареную свеклу с квасом и огурцами. Шла эта нехитрая радость под «мыкотину» — черный хлеб, только испеченный из просеянной через сито муки и не столь кислый, как обычная «чернушка».
В воскресенья и «небольшие» праздники питались почти так же, как и в будни. Лишь иногда готовили «творожник». Для этого русского блюда творог, растертый со сметаной с прибавлением пары яиц и молока, в глиняной плошке выдерживали в русской печи.
Не обходилось дело без лакомств. И ими были не пряники, печенье, конфеты — весьма затратные для крестьянского кошелька, не сушеные «дули» — груши, которые тоже надо было где-то покупать, не варенье, требовавшее в качестве консерванта патоки или дорогущего сахара. Нет, лакомились — пареной репой! Любили ее дети, а в пост зимой — и взрослые, особенно уважали морс из этого корнеплода.
Не столь уж древней оказывается народная традиция «кашеедства». Каша, по сути, являлась пищевым концентратом. И употреблялась только в «страду», каковой признавался сенокос.
Мясо русские крестьяне — подневольные вегетарианцы — ели в большие праздники: на Рождество, Крещение, Пасху, Троицу, Рождество и Успение Богородицы, память апостолов Петра и Павла. Впрочем, как и белое «печево» — пироги и ситные из белой пшеничной муки.
Особый стол был и в иных «особых» случаях. «До отвалу» бывало и мяса, и «печева» из белой муки, и прочих яств, в том числе и закупленных в городе или в сельской лавке, — во время «помочей», на торжествах по случаю именин, крестин, в престольные праздники. Тогда же и вина, и чаю пили тоже вдоволь. Если учесть, что престолов в сельских храмах (да и не в сельских тоже) бывает, кроме главного, еще несколько, можно представить себе, сколько поводов было для обжорства и гулежа.
Праздники эти длились нередко от 2−3 (по весне) до 7−10 дней (осенью). Если это был престольный либо семейный праздник, в каждый дом съезжалось множество гостей — родные или просто хорошо знакомые с хозяевами люди, да не поодиночке, а семьями, с женами и детьми (и взрослыми, и малыми — кроме девиц!), в праздничных одеждах. Приезжали на лучших лошадях, в лучших экипажах.
Описывавшие эти праздники (а ими чаще всего были либо сельские священники, либо земские деятели, либо местные учителя) особо отмечают, насколько дорого такие пиры обходятся:
«что истрачивается в эти праздники, хватило бы с остатком на уплату за целый год оброка и всех податей и повинностей — да и крестьянин не принужден бы был целый год питаться кое-чем…».
Это были как раз те праздники, с отголосками которых мы и сейчас иной раз встречаемся в народном быту — с чудовищным обилием еды и спиртного, с изрядными затратами на мероприятие. Среди прочего и это досталось нам в наследство от предков.
Какой-то треш, статья про 19й век, а люди рассказывают, что они в деревне вкусно покушали.
0 Ответить
а где же репа ?ЧТО ПРО НЕЁ НИ СЛОВА НЕТ .. полезней картошки и раньше на Руси появилась
0 Ответить
Бабкина родня жила в Забайкалье, в казачьем поселении. Лакомством считался сахар, продающийся в головках.За чаепитием кололи на кусочки и пили вприкуску, мёд же стоял бочками, никто его не хотел есть, варили на нём варенье и готовили выпечку. Рыбы было валом, за крупной отправлялись на озеро, а в местной речке гальянов можно было ловить руками. Мясо было постоянно, котлеты делали без всяких добавок в виде картошки или хлеба, гарнира к ним не готовили, а если надоедало домашнее (говядина, свинина, баранина, птица), то прадед отправлялся в лес и в течение часа приносил дикую козу дзерен. Зимой сливочное масло бочками отвозили в город на продажу, а летом сметаной кормили свиней.Начинкой для крендельков служила молотая сушёная черёмуха.Золото бабка носила только червоное, в поселении была гимназия, в которой учились все дети, независимо от пола, бабка окончила пять классов, после революции переехав в обл.центр, возглавила самый большой гастроном города, муж работал начальником милиции, они были односельчанами.
0 Ответить
Питались крестьяне по разному и ещё смотря от места жительства зависело. Мои предки жили на юге и питались: борщами, окрошкой, мясом и рыбой в разном виде, квашеной капустой с помидорами и арбузами, пышками с каймаком, квашеным молоком, иряном, мёдом, овощами, фруктами и ещё очень всего другого и всегда был достаток в еде. Соль, по рассказам отцу от его прабабушки, бесплатно разрешали брать, только за ней с возами за 300 км надо было ехать. А чай пили из трав и ягод: чабрец, мята, зверобой, душица, веточки вишни, малины, смородины, шиповник, смородина т.д. Все хозяйки отлично готовили. Бедных практически не было, большинство местных жили зажиточно, правда и помещиков на юге никогда не было - все были вольными и в равных правах.
0 Ответить
На престол приезжали в лучших экипажах с лучшими лошадьми, это точно про крестьян и пареную репу?
Мои предки, крестьяне, с конца 18 века и до Первой Мировой Войны жили в Сибири на заимке Курегеш большой семьей. Лошадей держали, но экипажей не было, только две телеги и сани. Мужчины работали в поле много и тяжело. Огород и уход за скотом, птицами были на стариках, женщинах и детях. Жили своим трудом, не богато, но в достатке. Питались хорошо. Даже по нынешним временам хорошо. Все экологически чистое.) Почти каждый день на столе было мясо. Отварное, большим куском. Летом утки, куры, баранина. Зимой свинина, говядина. А на наваристом бульоне готовили супы. Овощи с огорода, соленья, куда ж без них.) Раз -два в неделю пекли хлеб. На праздники и выходные - сдобу, шаньги,заварные колечки. Масло взбивали в деревянной маслобойке. Бабушка вспоминала, что ни разу не видела ее дна. То есть масло было всегда. На пасху столько яиц красили, что несъеденными кормили лошадей. В тайге собирали малину, смородину, грибы. На опушках - землянику и травы для чая. Дед моей бабушки держал пасеку в тайге. Там и жил. Медом снабжал не только родных. В конце лета сыновья помогали ему отвезти излишки меда в ближайшую деревню. И там мед из бочек раздавали всем желающим. Бесплатно.
Давно уж нет ни пасеки, ни заимки. На ее месте можно увидеть только нижние бревна, остатки амбаров. Строили раньше добротно, думали, на века. Но если ехать на электричке, есть остановка Курегеш и рядом небольшой поселок. Вот как то так.
2 Ответить
Интересно. А как же куры, гуси, утки? Яйца? Те же овцы-бараны. У меня отец из Оренбургской области, так баранину и птицу ели постоянно. И яйца со стола не сходили. И вовсе он не были богатые крестьяне.
1 Ответить
Не соглашусь, что пища крестьянска невкусна. Вырос в деревне, и все хозяйки готовили удивительно объеденье!
0 Ответить
Вадим Игнатьев, Статья интересная, и, видимо, это относится к веку где-нибудь 18 или раньше.. В комментариях к Вашей статье люди опираются на более поздние сроки, поэтому возникает некоторое неприятие статьи.
0 Ответить
Какой феерический бред, автор хотя бы литературу б почитал.
1 Ответить
Сразу видно, что писал профессионал. Замечательная статья. Её и читать приятно, и полезной информации в ней много!
Спасибо за статью!
Оценка статьи: 5
1 Ответить
Отлично написано. И ответы в комментариях "выдают" знатока русской кухни.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Игорь Абрамов, СЧИТАЮ ЧТО НАСЧЁТ КАРТОФЕЛЯ ( А ЭТО НА САМОМ ДЕЛЕ = ЯД ( САЛОНИН ТО НИ КТО НЕ ОТМЕНЯЛ)ВЫ СИЛЬНО ПОГОРЯЧИЛИСЬ ДА ЕГО НАМ НЕ ПРОСТО ТАК НАВЯЗАЛИ " ВЕЧНЫЕ ДРУЗЬЯ" ПРЕДЛАГАЮ У КОГО ОСТАЛИСЬ МОЗГИ ПОПРОБУЙТЕ ЗАМЕНИТЬ НА БРЮКВУ И ВОТ У НАС ПРОИЗОШЛО ЧУДО КАРТОШКУ ПОСЕВЫ СОКРАЩАЕМ НА 50% С ПЕРЕСПЕКТИВОИ И БОЛЬШЕ ДВА СЛОВА В ЗАЩИТУ КАТРОФЕЛЬ В СЫРОМ ( ТОЛЬКО В СЫРОМ И НЕ ПРОЗЕЛЕНЕВШЕМ ВИДЕ ) НАТЕРЕТЬ И НА ТОЩАК ПРОГЛАТЫВАЯ БЕЗ СЛЮНЫ ВОТ ТОГДА ВАШ ЖКТ НАЧНЁТ ИЗЛЕЧИВАТЬСЯ ОТ ЯЗВ .... А ВАРКА, ЗАЖАРКА ВЫРЕЗАНИЕ ГЛАЗКОВ И ЗЕЛЁНОЙ КОЖУРЫ = ЭТО ОБМАН СЕБЯ
0 Ответить
Срочно хочу рецепт морс из репы!А лучше сразу морс!
Классная статья, прям так и запахло картошкой-мундиркой с растительным маслицем! Как по мне это и есть самая вкусная еда!
0 Ответить
Очень интересно.
Хотя был удивлен, что ели мало каши. Хотя в России вполне могло быть. В наших краях зерна родится больше, а картошки меньше. Тут, видимо, другие традиции были.
По поводу вкусности пищи, правда, можно и поспорить. Хотя главное в пище - все-таки ценность, а не вкус. Вкус - это уже роскошь, а в деревнях часто бывало, что весной уже лебеду ели, т.к. запасы кончились. О каком вкусе речь? Тут бы до урожая дожить...
И комментарии тоже интересные.
Оценка статьи: 5
2 Ответить
Каши в нечероноземной зоне - из круп ячневой и овсяной. Притом, чтоб набить желудок, выгоднее было горсть крупы сыпануть в те же щи, чем валить полной меру крупу для варки каши. Ради объема опять же в каши подмешивали репу.
В общем, изощрялись, как могли. Чтоб было, как говорится, дешево, но очень сердито.
1 Ответить
извините, Люба, статья совершенно не понравилась. Крестьяне раньше (до Петра 1) картошки не видели, ее не было в России. А ели репу, злаковые, грибы-ягоды, рыбу и требуху (или субпродукты). Так что непонятно: какие крестьяне, когда ели. я думала, что-то более интересное будет - исторические факты...
2 Ответить
Так исторические факты и есть - основанные на реальных документах: "Историко-статистические описания уездов и губерний России, многочисленные публикации этнографических заметок в губернских ведомостях 1870-1890-х годов".
1 Ответить
Люба, мне кажется, Вы причесали всех крестьян под одну гребенку.
Я в деревне каждый год бываю. Есть там полные люди, но не больше (а намного меньше) чем в городе.
Они постоянно на свежем воздухе, много работают, рано встают и день у них очень длинный. Сытная пища, я думаю, им просто необходима. Ну а насчет кулинарных способностей, то это зависит исключительно от повара. Вся моя деревенская часть родни готовит превосходно ( об этом я уже говорила).
А в городе толстяков полным-полно и отвратительно готовящих хозяек также достаточно
2 Ответить
Светлана Дудина, ПИСАЛ НЕЗНАЮЩИЙ ДЕРЕВНЮ И ИСТОРИЮ!НАВЕРНО ИЗ МААААСКВЫ!
0 Ответить
И я в деревне бываю. И я среди своих знакомых вижу разных людей - тощих и толстых. Кулинаров и неумех. И городе, и в деревне всякие есть...
Статья же, как вы помните, о том, как питались русские крестьяне. Обозначено время - последние десятилетия 19 века. Это то время, которое оставило нам очень много материала для анализа. Статистика, этнографические записки, очерки ходоков "в народ".
С нынешней практикой это сопоставлять можно, лишь пытаясь разыскать некие архетипы. Те архетипы, которые и сейчас управляют крестьянами.
О том и говорю я: именно сытность пищи ценилась в прошлом, нередко ценится и сейчас. А вот энергозатраты бывалошние с нынешними - несопоставимы. В 19 веке пахарь от темна до темна за сохой ходил, сейчас тракторист смену трясется в тракторе.
1 Ответить
Название - да, именно "Как питались русские крестьяне", помню
Но вот цитата из текста статьи: "Те из горожан, что имеют родственников в деревне, возможно, замечали, как много, сытно и, в общем-то, невкусно готовят крестьяне."
Собственно говоря, это уже не об исторических крестьянах, согласитесь)))
2 Ответить
А нынешные крестьяне пришли именно от тех, исторических. И традиции остались от исторических. Мне еще привелось видеть деревни без света, газа привозного - прям под Москвой. На одинцовском направлении, дачу там снимали. Русская печь, на ней громадные чугунки, в них картоха в мундирах парится - помельче свиньям, покрупнее людям. Что надоят, то с картошкой и лупят. Не помнится мне, чтобы там первые блюда варили. Мяса не наблюдалась, свиней-то забивают зимой. Кстати, потом в этой деревеньке снимали фильм "Дело было в Пенькове". Это - первая половина пятидесятых. Слаще морковки ничего не было. Пряники деревяные в ж\д лавке.
1 Ответить
А деньги на пряники - все или в заем ушли, или, как после 1861 года - на выкупные платежи.
1 Ответить
У них денег живых не было - они трудоднями получали: буряком, картошкой, сеном. Пряник - мечта детворы. Стоил 11 коп еще на сталинские деньги, простыни такие красивые огромные. Политы глазурью, на прянике Кремль. Хозяев мы вообще дома не видели. Дети пасли их корову. Целый день с этой коровой возня была. То ее туда- то обратно гоняли. У свиней чистили. Они как дети и не играли вообще, нас, дачников московских, почему-то ненавидели, хотя дачники - основной денежный доход деревеньки. В речке тоже не купались.
0 Ответить
И сейчас ненавидят. Посмеиваются над дачниковской непрактичностью (непрактичность - с их точки зрения). В том, скажем, непрактичность, что "дачники" гуляют, развлекаются, в сенокосное время по грибы-ягоды ходят... Что привозят с собой в деревню порой все, вплоть до питьевой воды - покупное.
За "дачниками" числят этакие жлобство и снобизм, неумение учитывать запросы и интересы соседей.
Иные здорово комплексуют - мы, мол, "деревня", они - заносчивые "городские". Притом чаще всего эта заносчивость надуманная.
0 Ответить
Светлана, я могу написать то же, что написала в статье. Что, цитировать тот абзац, первую фразу которого вы приводите? Читайте дальше.
О том, что у крестьян - по причине отсутствия денег - не было возможности покупать продукты, пряности, и они обходились тем, что имели.
О том, что в народной традиции было относиться к еде как к средству поддержать жизнь, обеспечить организм энергией для тяжелой физической работы.
Народная традиция - считать вкусной обильную, жирную, богатую углеводами пищу - укоренилась в подсознании, живет посейчас.
Об этом в статье и написано.
Помню, одна знакомая вышла замуж за деревенского парня, агронома. Молодой муж на работу определился в городе - естественно, не косой махать, не рожь молотить. Кабинетная такая работенка. Жили в квартире мамы молодой жены. И вот эта мама рассказывала с ужасом:
- Представляете,требует себе на завтрак жареной картошки с котлетами! Мы ему кофе с бутербродами подаем - а ему картошку надо!
1 Ответить
Люба Мельник, у крестьян были деньги. Причем некоторые были настоящими миллионерами (даже крепостные). Никто не запрещал крестьянам продавать излишки продуктов, заниматься различной работой (в том числе промыслом), торговать, заниматься ремеслом. Например отец крепостного крестьянина Пурлевского, имел наликом порядка 20 000 рублей, что по нынешним деньгам составляет многие многие миллионы.
0 Ответить
Еще вспомнила: вместо лимона, который в деревне был недоступной роскошью, применялся соленый огурец!
Оценка статьи: 5
0 Ответить
А сок квашеной капусты?!
0 Ответить
Люба Мельник, сок квашенной капусты называется рассол
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Вкусненькой Жанне - мы и не диктуем никому. Мы едим свое, они свое. Они много, мы мало. Они калории не считают, мы считаем. У нас вес нормальный, а у них нет. Но это их дело. Потому-то мы к родне со своии соками, винами и овсянкой и ездим. речь шла о то, что в деревнях или пригородах неправильно и невкусно питаются. И я свои 5 центов вставила. Неправильно и невкусно. Но это их дело. А для меня готовка -культ. И я всегда говорю, скажи мне что ты ешь, и я скажу кто ты. И я никому не навязываю свой стиль питания. И со зоровьем у все в отличном порядке. Если и были небольшие проблемы. то именно благодаря тому, что один и тот же вес держу с 18 лет, правильно питаюсь и много тренируюсь и бегаю, мне удалось свои проблемы порешать и находится в отличной форме
0 Ответить
Извините, и у меня пять копеек нашлось
А невкусно они питаются - они так сами считают? Я вот сегодня к макаронам и сосискам хренодёрчику из деревни добавила. Много-много вредного и самого жирного майонеза. И с хлебом!
А вот овсянку вкусной не считаю, хотя и, случается, ем её. Соки, йогурты. Но без сладкого тоже не могу. И ем только вкусное... Так что тут вы перегнули про "неправильно и невкусно" Это оно с вашей колокольни невкусно.
Оценка статьи: 5
1 Ответить
Юля, а видали вы настоящих крестьян?
0 Ответить
Ведь не все такие!
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Так и эти когда-то не такими были.
Я этого мужика лет двадцать наблюдаю. Худеньким видела.
Сам собой - архангельский. Туеса еще делал когда-то. Сейчас только картошку выращивает. Сам - агроном, жена - экономист.
0 Ответить
Так ведь они над полезной едой только посмеются. И продолжат есть свою вкусную.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
То, что на столе перед ними - их полезная еда.
0 Ответить
Столько комментариев! Это хорошо...
Оценка статьи: 4
0 Ответить
Классная статья.Прям исследование быта... Почему-то вспомнилась экскурсия в домик Чехова в Таганроге - это к вопросу как питались в городе. Бакалейная лавка Чеховых.Огромная сахарная голова.Интересно! Как в прошлых веках побывала...
Любочка! а про квас? Крестьяне квас-то очень почитали!На Руси первое письменное упоминание о квасе относится к 989 году, когда киевский князь Владимир обратил своих подданных в христианство. В летописи по этому поводу было написано - "Раздать народу пищу, мед и квас". А в деревнях как?
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Квас почитали, да...
В тексте есть упоминания того, как его употребляли.
Но в литературе говорится и о том, что тяжеловат квас для желудка был.
Действие на желудок - примерно то же, что и прочих газированных напитков. Надо ведь помнить, что продолжительность жизни весьма невелика была, смертность, особенно в деревне - высока.
Помню, меня поразило сравнение смертности от холеры в городе и в уезде.
Вот, эпидемия 1848 года: в Ростове умерло в эпидемии 150 чел. из 2811 заболевших, в Ростовском уезде - умерло 776 чел. из 1378 заболевших.
Возможно, и благодаря квасу, который готовили, конечно, не из кипяченой воды...
0 Ответить
Чудесная статья! +5!
а что такое серая капуста? Это квашеная что ли?
А еще я слышала, что наши бабушки в детстве пили чай с кусочками сахарной свеклы, т.к. настоящий сахар был действительно очень дорогим.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Серая - квашеная, и белая - квашеная.
Только серая - из внешних листьев кочана, или с примесью внешних. Ее обычно для заквашивания не шинкуют, как белую, а довольно мелко рубят. Такую капусту преимущественно для щей и используют. "Щаная" она.
А насчет вяленой свеклы - да, мне моя мама рассказывала, а ее детство как раз на войну пришлось. Вялили свеклу - только красную, поскольку сахарную здесь не выращивают.
0 Ответить
Куда ходить в 19 век. В мои частые наезды в Россию в черте Питера поселок Горелово - там родня осталась еще и в Москве в черте города в Выхино - вот так и едят. Картошка. Щи. Котлеты из магазинного фарша. Сосиски-макароны. Овощные блюда, сырые овощи, зеленые салаты - не в чести. Если курица - унылая отварная после первого блюда на второе. Хотя теперь в магазинах все есть, пища блеклая, неполезная и невкусная. Колбаса. Молоко. Яйца холестериновые на завтрак. Хлеб опять-же мнут к картошке и макаронам. И жирное все, масляное. Отношение к еде - много и по-быстрому, без затей и анализа.
А сколько обид, что ни мы ни наши дети за столом не едим их угощений. К чаю много мучного и сладкого. Причем чай не как самостоятельный прием пищи, а уже когда нажрались и отвалились от стола. Зачем он им? А как много съедается за раз - почти килограмм!
Наша семья уже давно кроме соков и чистой воды ничего не пьет. Едим овощи и белое мясо или рыбу. Какие сосиски или котлеты из готового фарша! Какое мучное-сладкое! Вот и едем к родне если с ночевкой, то со своими соками и овощами. Им не объяснить, что у нас от завтрака яичницей с салом, хлебом и молоком заворот кишок будет. Что ту же картошку мы едим с кожурой, но печеную. Без жиров. Что один печеный банан - это второе блюдо, а не десерт. Что сыр естся без хлеба и тем более масла, а после второго блюда как самостоятельная еда, и совсем немного. Что коньяк со щами не пьют. Что перед едой крепкие напитки не подают. Что вино лучше водки. А это пригородный народ, на электричке 30 минут от центра столиц мира!
0 Ответить
Лаура! У каждого - свой устав. Зачем диктовать кому и что есть? Я понимаю когда человек здоров абсолютно и начинает пропагандировать СВОЙ режим питания. А когда куча болезней... А в деревне свой уклад, своя культура.Я поездила по разным странам, в каждой семье - свой режим. Кто-то считает, что на еду деньги тратить - расточительство, а у кого-то еда - культ...
Немцы - чистоплотный народ, а у нас была приятельница -немка, я у нее не могла есть ничего - такая посуда вся захватанная, непромытая была. От человека зависит.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Сегодня одна приятельница рассказывала. В воскресенье была в гостях. Еды - пропасть. Шестнадцать человек ели - все съесть не смогли. И сама эта дама - лишь перепробовала по малости каждое блюдо. Но вышла - как тот волк из мультика (который:" Щаз запою"). Ночь промучилась печенью, бедолага.
0 Ответить
Отличная статья.
зы
Насчет невкусности не соглашусь
нажористых щец с ломтями мяса,
борща, да и котлетку такую
чтоб не видно было гарнира под которым она подается
пробовал в наших глухоманях, очень нра.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
А ломти эти - чтоб свинина была, такая белая, с почти белым салом... И чтоб "глазки" жира на поверхности щей плавали - такие огромные, с блюдце величиной...
0 Ответить
Наконец, добралась до статьи. Ужас. Не статья, а как питались. Репу пареную когда-то сделала - ложку съесть не могла.
А мне еще рассказывали в детстве, что в Симбирской губернии, откуда отец родом, не было ни соли, ни сахара. За солью раз в год несколько деревень снаряжало обоз. Ехали на какой-то прииск, сами копали, просеивали, тяжело груженые ехали обратно. Занимало это 2 недели.
А сахар кусковой - вообще было лакомство. Нормальным было пить чай "в приглядку". Все смотрели на кусок сахара (т-коричневый), подвешенный над столом на веревке, и кайфовали, отхлебывая чай.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Вообще, деревня развивалась этакими порывами - и откатами.
В начале 20 века такой рост самосознания народного был. В 1909 году приняли закон о всеобщ. нач. образовании - при том, что всюду к этому времени уже начальные школы существовали. У крестьян завелись деньги, им стали давать кредиты, жить начинали "по-городскому" - и питаться разнообразнее. А затем такое обрушение в бездну, такая разруха жуткая - и в итоге, в ходе борьбы за существование - такое падение нравов! Посейчас последствия жнем - и еще не сжали...
Лучше всего русскую деревню показал Чехов. Быт, нравы народные, обычаи, отношения в иным сословиям.
Быт - в том числе и питание.
0 Ответить
познавательная статья.
люба, спасибо!
а что ели богатые люди?
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Катерина, это предмет особого и обстоятельного разговора. Конечно, иначе, конечно, разнообразнее.
Даже иные сословия - мещане, например. Запасы делали, конечно, но - покупные, на базарах и ярмарках. Готовили дома - но и очень активно использовали пищу из трактиров и закусочных - либо обедали там, либо брали обеды на дом.
Разночинцы нередко держали кухарок в услужении, готовили также и запасенных покупкою продуктов.
Крестьянская жизнь - безденежная, это и определяло многие особенности крестьянской кухни.
0 Ответить
Интересная статья.
Вот откуда мы так любим пировать.
0 Ответить
Превосходная статья! Мне очень понравилось и информационное наполнение и подача. Спасибо!
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Очень интересно! 5!
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Никогда не интересовался подобноым поэтому было очень интересно узнать,спасибо... 5
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Интересно. Надо бы попробовать пареной репы, а то, только сырую ел, правда с удовольствием. 5+
Оценка статьи: 5
0 Ответить
5!
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Познавательно. Особенно учитывая то что живем мы в той стране, про историю которой сама статья.
Надо еще учитывать то что и приправ то особо не было.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Да. Соль, мука для загущивания супов, грибы-ягоды. Соусы там всякие - баловство, конечно.
0 Ответить
Картошка, картошка, да. Интересно, а что ж ели крестьяне до Петра Первого, когда картошки не знали?
0 Ответить
Вот открываю Пыляева "Как ели в старину".
"Еда наших предков в XVII столетии была крайне неприхотливая: обыкновенно пищею простого народа был ржаной и ячменный хлеб с чесноком, или ячменная кашица. Щи составляли уже роскошное кушанье и даже больше того, если в них было ржавое свиное сало. В военное время в войсках пища была - сухари и толокно. По свидетельству иностранных посланников, поваренное искусство русских состояло из множества блюд, но нечистота и еще более чесночный и луковый запах делали их почти несъедобными, притом почти все кушанья приправлены были конопляным маслом или испорченным коровьим. В старину коровье масло приготовлялось в печах и без соли, от этого оно скоро горькло. Петр Великий первый научил русских делать его по голландскому способу, из сметаны и сливок... До конца семнадцатого столетия русские не знали другой огородной зелени, кроме простой капусты, чесноку, луку, огурцов, редьки, бураков и дынь.. не ели ни телятины, ни заячьего, ни голубинаго мяса, ни раков... Из мясных яств обыкновенныя были: говядина, баранина и свинина, также домашния и дикия птицы... К мясным кушаньям на стол ставили в приправу: соленые огурцы, соленыя сливы и кислое молоко".
Конечно, речь о столе не "простонародном".
Судя по столу нынешних старообрядцев - репой питались. Как в сказке про мужика и медведя.
0 Ответить
И сейчас в деревне готовят так же много, сытно и невкусно. Но - хорошая закуска к самогону.
5.
0 Ответить
архетип
А Россия - как была крестьянской страной, так и осталась...
0 Ответить
Интересно, Люба. +5
Но как же вкусно готовили мои бабушки! Ничего не могу с собой поделать - прямо во рту ощущается, как же это было. И запахи идут мысленные. Эх, пойду спать... только бы не свернуть к холодильнику
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Те из горожан, что имеют родственников в деревне, возможно, замечали, как много, сытно и, в общем-то, невкусно готовят крестьяне. ну, не сказала бы, что все да невкусно, не в тех местах Вы, наверное, бывали, или не у тех людей, а такое и в городе частенько встречаешь
0 Ответить
Согласна с Викторией, Вы, Люба, были явно не в тех местах вместе в Валерием.
У меня бабушка готовила так, что до нее далеко современным поварам!
Причем, готовила все - первое, второе, разные оладушки, блинчики и т.п.
Может, раньше, в конце 19 века готовили невкусно в деревнях, но о том мне уже неведомо)
0 Ответить
У каждого - свой опыт. Мне приходилось в командировках бывать у сельских людей. Схема кулинарная - по четырем районам Ярославской области - в общем-то, одна и та же. По праздникам - нечто в русскую печь сунуто, щи, картошка, топленое молоко. Булькает, преет часами... Пироги - вполне хороши чаще всего.
Приготовленное на несколько дней в печи - потом день за днем разогревается на электрической пищи. Главная цель такой кухни - насытить работника, а не дать радость от еды. От этого же - и стиль питания. С мощным таким завтраком - скажем, тушеная картошка с мясом поутру - чему ж еще и порадоваться механизатору, которому полдня трястись в тракторе на пашне.
О городской же кухня я вообще писать не стала. Но исторически она складывалась иной - она ведь основывалась в немалой степени на покупных продуктах, уже потому была более разнообразной. Скажем, у крестьян постные щи - просто щи из серой капусты, мб., с капелькой раст. масла, у горожан - щи из серой же капусты - но со снетком.
У крестьян воскресный день - на домашней же кухне, у горожан, особенно холостых - воскресные обеды проходят в трактире или кабаке.
Уточняю - речь о конце 19 века. Хотя в чем-то традиции сохранялись на селе и до 1960-70-начала 80-х гг., а в городе - до 1950х.
0 Ответить
дошло... А чегож девиц-то не брали на праздники??? Как-то это не того!
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Не знаю. Потом, в начале 20 в., посвободнее стало. Вообще, девицам надо в церковь ходить - женихов там искать. А если их с собой на пьянку таскать - что ж будет-то?!
0 Ответить
Люба Мельник, будет секонд хенд
Оценка статьи: 5
0 Ответить
перевельсь традиции? Теперь сами таскаются??? ИХИХИХИХИ!!!!
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Да-с. И родителей с собой не берут.
0 Ответить
и в церкву не ногой. Ай -я-яй! Какие!
Оценка статьи: 5
0 Ответить
А уж каких воспитали!
0 Ответить
вопрос автору! Серьезно - чай ведь был дорогим удовольствием на самом деле. Действительно ли чай или так называли всякие сборы?
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Пили, конечно, чай, никакие не сборы. Чаи какие-то кяхтинские, кантонские и - московские.
Московский чай - особенный. Для его производства собирали по трактирам спитой чай, подкрашивали его жженым сахаром, смешивали с обычным чаем - и продавали.
Вот, цитирую из себя 1994 г.: спитой чай "раскладывали его сырым на горячую плиту, опрыскивали сиропом из пережженого сахара и переминали руками. Обработанный таким образом спитой чай после высыхания оказывается свернутым - ну прямо как настоящий!"
Московский чай покупали мелочные чайные торговцы. - для того, чтоб подмешивать его в настоящий. Московский шел по 45 копеек фунт, смешав его с настоящим - продавали уже по полтора рубля.
На второй неделе Великого Поста в Ростове была весьма известная Ростовская ярмарка - третья в России по оборотам. Там и торговали этим московским чаем, как и прочими тоже.
0 Ответить
Прикольно про чай... Мужик думкой богатеет... Голь на выдумку хитра. У нас сейчас круче мошенники делают - покупают искусственную черную икру и подмешивают ее к настоящей. А подлинная-то уж 30-50 тыс. рублей за 1 кг! так что выгода налицо...
Оценка статьи: 5
0 Ответить
я почему спросила - в Европе чай был дорогой и его хранили в таком маленьком судучке под замком, чтобы прислуга не воровала. Ну и сундучки эти были соответственно тоже не слишком дешевые. Ткну картинку завтра.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
А Россия ближе к чаю ведь! В Европу - или сквозь Россию, или на клипперах. Вот они и тряслись над ним.
0 Ответить
ну да, на клиппере через Сибирь и вперед через окошко в Европу.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Какая прелесть, Люба!
Оценка статьи: 5
0 Ответить
И как хорошо, что все это уже прошло, и не надо есть картошку два раза в день...
0 Ответить
Без картошки худо... я бы ее каждый день, да мужу подавай разные гарниры. А сам макароны готов два раза в день, как и дочка... Да ну их
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Наводит на мысли о происхождении.
0 Ответить
А макаронное происхождение - это какое?
Оценка статьи: 5
0 Ответить
А! Уж не из ростовских ли оне?! У ростовцев издавна кличка была - лапшееды (еще и каплунники - но это потому, что каплунов выкармливали). К куроводству склонности не замечаете в них?
0 Ответить
По 3 - 4 коленам вроде не проходит ростовское... Хотя... тайна крови... по Булгакову...
К куроводству точно нет склонности. Есть выраженная склонность к лени.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
А к рыбоедству? По щукам и судакам любителей нет?
Щас мы все и разберем, и откроются глаза.
0 Ответить
Есть! Есть! Это я Дочь к рыбе плохо... Муж ест, когда подаю.
Ах, чуть не забыла. Если не дома, а на природе, он и добровольно вызвается почистить улов (вот уж чего не люблю, так не люблю)
Оценка статьи: 5
0 Ответить
С вами ясно, у вас точно не те корни. Здешние тетки не то что чистить - они рыбу даже ловят!
0 Ответить
Так ловить, Люба, это ж другое дело Именно ловить, а не рыбачить. Вот как мы это делали с мужем этим летом. Садились в лодку, отплывали. Я отвечала за прикорм, он - за насадку червяков. Он мне червячка насадит, я заброшу - и сразу клюет. Вытаскивают, он с крючка снимает, я опять забрасываю - опять клюет на одного червяка - пять-шесть рыбок ловилось. Правда, иногда леска запутывалась, тогда мужу приходилось ее распутывать.
Он мне и говорит: Куда ты забрасывала сейчас? Я показываю. Он закидывает свою удочку и сидит - сидит - сидит с ней. А я опять таскаю Он опять на мое место кидает - опять ничего. Во как было,а я и удила то чуть ли не впервые, с детства удочку не держала в руках.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Хи-хи. У меня в детстве так было. Пойдёшь с ребятами на рыбалку, они мне червяков насаживают... А потом на обратной дороге и не разговаривают даже - потому что несут разделенный на всех мой улов
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Тогда Вы меня понимаете, Юлия
Оценка статьи: 5
0 Ответить
А почему молчат - жубы жаняты?!
0 Ответить
Дуются... от зависти
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Ааааа. Чего ж завидовать - ведь рыба-то добыта. Каждый из соратников рыболовов исполнил свою функцию.
0 Ответить
Вот-вот. А дальше начинается сказка о Ерше Ершовиче, сыне Щетинникове... И о Петре, царевиче Ордынском...
0 Ответить
Ну, чесслово Да вот он и сам подтверждает
Оценка статьи: 5
0 Ответить
А может, в предках кто из "питерцев" был... Так гены-то и перебежали.
0 Ответить
Из околопитерских мест - опять же только я... стало быть, отчасти и дочка.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
А мужнину родословную не исследовали?
0 Ответить
То есть... мужнинЫ? У меня дочь от первого брака Там сараТские все сплошь
Оценка статьи: 5
0 Ответить
А... Так все сложно...
Поволжье, значит... Мышкин-Рыбинск-Ярославль... Бурлаки на Волге... Крючники... Хлеботорговля...
0 Ответить
Многие в деревнях до сих пор живут на картошке.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
И городских булках И мясной тушенке. И пельменях...
Принцип остается тот же - минимум затрат умственных и денежных.
0 Ответить
Да, да! Пельмени.
А у нас сейчас единицы в деревне картошку продолжают выращивать. Затратнее макарон намного! Скотинку уже давно никто не держит. Крупный город (ну, в Котласе тысяч 60-70 жителей есть) в 15 км. Даже магазины деревенские уже ни к чему.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Макароны, полуфабрикатные котлеты, картошка... Печенюшки всякие, "ландрин" пресловутый - утеха старушек, только что получивших пенсию...
Если автолавка не ходит до деревни, если сельпо закрыли - кто-то из деревни, который с машиной, - отправляется в тот же город, на всех, или на тех, кто заказал, - закупает мешками... Прямо как в старину весь народ в столицу за колбасой ездил! Сельповский товар получается дороже привезенного из города, потому деревенские магазины и становятся не нужны. Хотя - изловчаются, как могут. Универсамами становятся. В частности, бывшие продуктовые - уже принимают заказы на подвозку комбикормов для скотины, стройматериалов. Интересно, что стройматериалы заказывают преимущественно дачники - это я о нашей реальности говорю, которая - уже стала дальним Подмосковьем.
0 Ответить