Люба Мельник
Подготовка материала: Люба Мельник Бывший модератор

Геногеография - что за наука?

Советский генетик Александр Серебровский, давший геногеографии ее название, говорил, что это скорее историческая, а не биологическая наука. Впрочем, без биологии она никогда бы не родилась. В ее основе лежит изучение участков генома, подвергшихся мутациям за время существования человечества.

Основное внимание ученые уделили двум цепочкам с наследуемой информацией: Y-ДНК из ядра клетки, которая есть только у мужчин и передается строго по мужской линии, и мтДНК (митохондриальной ДНК), которая содержится вне ядра в особых образованиях — митохондриях, вырабатывающих энергию для клетки. МтДНК есть и у женщин, и у мужчин, но передается только по женской линии.

Среди тысяч кусочков ДНК генетики выявили (и продолжают выявлять) участки — их называют маркерами, — подвергшиеся у разных популяций людей мутациям в разные исторические времена. «Это вроде опечаток, по которым можно выявить первоначального автора древней летописи», — объясняет доктор биологических наук Елена Балановская.

Дальше ученые вычислили скорость мутаций маркеров и место на Земле, где они произошли. А на данном этапе развития науки уже каждый — или почти каждый — может найти общего предка с другим человеком на глубине в десятки, сотни и даже тысячи поколений и установить свое происхождение. Или «определить свою национальность», как принято говорить сейчас, то есть в эпоху, предшествующую повсеместной победе геногеографии, которая перевернет представления о расах.

Так генетики получили два тонких «луча», высвечивающих генеалогическое прошлое каждого человека на тысячи лет вглубь. Один «освещает» предков строго по женской линии: мать, бабушка, прабабушка и т. д. до «Евы»; другой — точно так же — по мужской, до «Адама».

Про «Адама» и «Еву» — это не фигура речи: ученые выяснили, что прародитель всех мужчин на планете, «Адам» (были и другие, но его гены оказались самыми стойкими), жил в Африке 90 000−130 000 лет назад. «Ева» — та, чьи гены носит в себе все население планеты, — жила на Черном континенте 150 000 лет назад. Так что, судя по «генетической Библии», Адам и Ева никогда встречались.

Первые Homo sapiens вышли из Африки и разбрелись по миру, а их ДНК время от времени мутировала от внутренних и внешних факторов, причем мутации распространялись на большие группы людей. Каждый отрезок этого большого пути, на котором мигрирующие люди оставались генетически стабильными, называют гаплогруппой. Их число постоянно росло, гаплогруппы дробились — в популяциях возникали расколы. К нашему времени ученые насчитывают почти 170 гаплогрупп. Но даже сейчас многие, на первый взгляд абсолютно разные, народы — генетические братья. Или сестры — как саамы в Скандинавии и на нашем Кольском полуострове и североафриканские берберы. Недавнее исследование показало, что по материнской линии эти народы еще 9000 лет назад принадлежали к одной гаплогруппе. Теперь часть бывшей единой популяции ездит на лошадях по северной Сахаре, а другая — пасет оленей в Заполярье.

Мировая карта гаплогрупп похожа на атлас автодорог. Вот, например «шоссе» с мутацией М9 было оживленным 40000−50000 лет назад: с него «съехали» большинство европейцев, многие народы Индии и практически все азиаты. Пройдя затем в Сибирь, часть из них получила мутацию М207, перевалив через Урал — М173, а на пути к Черному морю — М17. Сейчас наличие у мужчины маркеров с этими мутациями говорит о том, что он принадлежит к одной из самых распространенных в Восточной и Центральной Европе гаплогруппе R1a…

Фирмы, делающие «географические» анализы, стали появляться одна за другой всего несколько лет назад. Это преимущественно американские и британские компании, которые высылают в любую точку мира комплект с щеточкой и пробиркой. Все элементарно: щеточкой нужно потереть внутреннюю сторону щеки, на нее соберется слюна, содержащая генетический материал. Потом кончик щеточки обламывается в пробирке — и проба готова. Главное — не забыть прополоскать рот перед процедурой, написано в прилагаемой инструкции.

Получив пробу, генетики анализируют ее и сообщают заказчику результат: у вас обнаружены такие-то маркеры, что позволяет определить такую-то гаплогруппу. А для того, чтобы найти существующих и существовавших родственников, ее нужно сравнить с результатами других тестов.

Для этого были созданы несколько баз данных в Интернете. Туда можно вбить номера своих маркеров, посмотреть список близких и дальних родственников (если таковые будут найдены) и более или менее точно определить свою гаплогруппу. Лидер в этой области — американская FamilyTreeDNA… Сейчас в ее базе уже 80 000 человек…

Есть в классификации и явные черные дыры — в них иногда попадают люди с редким набором мутаций. Редактор Newsweek Дмитрий Кузнец, например, единственный из всех испытуемых, вообще не смог определить происхождение своего отца. Все, что он знал о родословной по мужской линии, — это то, что предки жили на Украине в районе Николаева. Вроде бы считали себя украинцами, хотя подозревали, что у них есть примесь турецкой крови от какого-то купца. Генетика ситуацию не прояснила: ученые не смогли четко отнести Кузнеца ни к одной гаплогруппе по Y-ДНК.

Зато по материнской линии редактора ждал сюрприз: мтДНК его матери отнесли к группе Н — это общеевропейская гаплогруппа, больше всего распространенная в Испании. Но к евреям она вроде бы не имеет никакого отношения. Между тем по материнской линии у Кузнеца вся родня — евреи. «Скорее всего в Средние века, до изгнания евреев из Испании, моя прапра… прабабушка, испанка, вышла замуж за еврея и приняла иудаизм, а ее нееврейская мтДНК дошла до моей матери», — предполагает Кузнец. Общеевропейская материнская гаплогруппа H также обнаружилась у певицы Земфиры Рамазановой. Список ее родственников в базе составил почти 800 человек. Чудны пути твои, Господи!

Статьи на эту же тему:

ПОЧЕМУ МЫ ТАКИЕ СМИРНОВЫ?

ГЕНОГЕОГРАФИЯ: ВСЕ ЛЮДИ — БРАТЬЯ?

ГЕНОГЕОГРАФИЯ: КАК НАЙТИ СВОИ КОРНИ?

ГЕНОГЕОГРАФИЯ: СТАЛИН — СЫН ПРЖЕВАЛЬСКОГО?

Полный текст статьи: Степан Кравченко, Никита Максимов
«Зри в корни»
]

Опубликовано 20.11.2007
Дата первой публикации 02.11.2007

ШколаЖизни.ру рекомендует

• Круто.

Кста, любопытно что женское начало подревнее будет.. что поделаешь, мы, мужики, всегда были расходным материалом природы.

• Сергей В. Воробьев, я тоже задумалась - Ева, она что, почковалась что ли все эти миллионы лет ожидания?...

• Татьяна Павликова, что тут непонятного? повидимому, в ту пору мужики были может и крутыми парнями в смысле оплодотворить всех тогдашних Ев и заколбасить пару/тройку мамонтов, но в части генов пока таксе, задохлики.. ничё, окрепли со временем.

• Люба Мельник Люба Мельник Бывший модератор 9 февраля 2009 в 07:02

Поумнели, обросли мозгами, определились (переопределились) с целями...

• Галя Константинова Галя Константинова Грандмастер 9 февраля 2009 в 10:14 отредактирован 10 февраля 2009 в 13:04

Сильно поумнели. И здорово пообросли. И круто переопределились. (о нашем любимом расходном материале).
            А мы (Евы) - древние и дряхлые, чего скрывать-то...

• Как интересно!
    Когда-то, чуть ли не в советские времена читала материал о родстве басков и грузин. Они даже похожи внешне)), к тому же говорили о схожести языков, об общности корней. Вот уж не знаю, подтвердилась ли теория за эти годы... Судя по всему - проверят геногеографией

• Тоже довелось многое прочитать. Самая сногшибательная новость - то, что Адам и Ева никогда не встречались. Не в пространстве, а во времени...Это не я сказала, вопросы не ко мне.
    Нужные и важные темы. Спасибо.

• Интересно, какие науки возникают на стыке наук традиционных.

• Ксения Егорова Ксения Егорова Профессионал 20 ноября 2007 в 11:17

ой, как интересно было бы узнать о своих предках побольше!

• Хорошая статья. Может быть она и объясняет то почему некоторые группы людей не смогут получит потомства (азиатские страны с европейцами не дают толком потомства)... Вот бы еще карту с этими дорогами...

• Люба Мельник Люба Мельник Бывший модератор 12 ноября 2007 в 15:33

Дают, еще как. В Ярославле недавно выставка состоялась - "узбекская". Участники - ярославские художники, так или иначе с Узбекистаном связанные. Один из участников - мой хороший знакомый - кореец из Бухары Дюмон Пак. Жена русская. Дети - чудесные, сын - тоже художник, дочка школу заканчивает, устремляется в математику...
      Да мало ли кругом примеров, хоть по своим же знакомым, можно наскрести! Вид-то один, скрещиваемся, да еще как.
      А нечто вроде карты - на том сайте, откуда статья взята. Есть там схема со стрелочками, правда, масштаб не очень.

• Марианна Власова Марианна Власова Бывший главный редактор 12 ноября 2007 в 14:00

азиатские страны с европейцами не дают толком потомства

Там, где межрасовые браки не являются социально неприемлемыми, получается прекрасное потомство - красивые необычные люди, как правило, здоровые и сильные (потому что выбор делается правильный). Это во все времена называлось "вливанием свежей крови".

• Вот пример проникновения современных физических методов исследования уже не только в биологию, историю, но и в географию.
    5.