Виктор Покидько Подготовка материала: Мастер

Какие нам известны пасхальные обряды?

Пасха называется Праздником праздников, Торжеством торжеств; недаром поэтому наши предки обставили этот праздник особенными верованиями и обычаями, которые и до сих пор живут в быту народном. В русском народе исстари первый день Пасхи называется Светлым Воскресеньем, Великоднем, и вся светлая седмица известна под именем Святой, Великоденской, Радостной.

Обряд христосования, как известно, перенесен к нам из Греции. Что касается самого значения этого обряда, то нет сомнения, что он, по мысли христианской церкви, служит выражением общей радости и всеобщего прощения, которое даровано нам воскресением Спасителя. Потому-то наши предки на праздник Пасхи христосовались не только с живыми, но и с умершими.

Обычай этот в старину особенно наблюдали благочестивые старики и старухи, которые на Пасху ходили на кладбища, на эту ниву Божию, и христосовались со своими покойниками, сопровождая обыкновенно этот обряд плачем, стонами и разными причитаниями. Не менее также уважается в нашем народе другое благочестивое обыкновение, освящаемое самою Церковью, именно употребление на Пасху красных яиц.

О начале обыкновения употреблять на Пасху красные яйца в Греции сохранилось целое предание, в котором виновницею этого обычая представляется св. Мария Магдалина.
Предание это говорит, что по вознесении Спасителя на небо св. Мария Магдалина, придя в Рим для проповедования Евангелия, предстала пред императором Тиверием и, поднеся ему красное яйцо, сказала: «Христос воскресе!» — и таким образом начала свою проповедь.

Первенствующие христиане, узнав по слуху об этом простосердечном приношении св. Магдалины, начали подражать ему и при воспоминании Воскресения Христова дарить друг другу яйца. Это обыкновение впоследствии стало всеобщим. Предание это подтверждается упоминаемою ученым греком Константином Экономом в сочинении его об этом предмете рукописью Х в., которая хранится в монастыре св. Афанасии, находящемся недалеко от Фессалоники, и в которой сказано, что обыкновение это существует от времен апостольских и получило начало от св. Марии Магдалины.

Обращаясь к временам древнерусской жизни, нужно заметить о некоторых обычаях, соединявшихся издревле с употреблением воскресенского яйца. Известно, что на пасхальной утрене наши цари перед тем, как христосоваться, прикладывались к иконам и христосовались с духовенством и боярами, причем более близких из них жаловали к руке, раздавая яйца гусиные, утиные, куриные, также деревянные, расписанные по золоту яркими красками в узоры или цветными травами. Приготовлением таких яиц к празднику Пасхи в старину на Руси занимались пекари, иконописцы, травщики Оружейной палаты и монахи Троице-Сергиевой Лавры.

Что касается простого народа, то при христосовании он употреблял яйца и как символ всего жизненного и цветущего в природе. Так, на праздник Пасхи наши крестьяне ставили на стол кадку с зернами пшеницы, зарывая в нее воскресенское яйцо, и зерна эти берегли для посева; отправляясь сеять лен, клали в мешок, наполненный семенами, яйца и при посеве этих семян разбрасывали по полю яичную скорлупу, приговаривая: «Роды, Боже, конопли билы, як яйцо».
Также был у некоторых хозяев обычай гладить воскресенским яйцом домашний скот, особенно лошадей, в знак желания, чтоб они были гладки, как яйцо.

В древней христианской церкви, как известно, праздник Светлого Воскресения Христова посвящался по преимуществу делам благотворительности. Подобно тому у нас на Пасху русские государи посещали застенки, больницы, богадельни, пленных иностранцев и колодников и, приветствуя их: «Христос воскресе!», наделяли одеждою, деньгами, пищею. Вообще всю светлую седмицу наши цари и царицы посвящали богомолью по ближним и дальним монастырям и щедрой раздаче милостыни нищим и увечным.

На праздник Пасхи у нас, по исконному обычаю, священники и церковнослужители ходили в городах и селах по домам со священными иконами, с пением праздничных стихов и вообще с молитвенными благословениями. Это известно под именем славления Христа. При этом во многих местах Великороссии было принято за обычай отправляться в сопровождении священнослужителей с иконами и хоругвями на поля, засеянные озимыми хлебами. Во время этого богомолья многие соблюдали строгую умеренность в пище и питии, а иные почти и постились, не употребляя во все продолжение ношения икон мяса, при этом хозяева просили в своих молитвах Воскресшего, да воскресит Он и все посеянное на поле.

Творожная пасхаВ западной и южной Руси во время обхода с молитвой домов священники благословляли еще столы с разного рода яствами, которые обыкновенно приготовлялись к Пасхе в большом количестве и разнообразии. Замечательно при этом, что, смотря на пасхальные яства как на вещи, освященные церковной молитвой, наш простой люд с особенным благоговением относился к остаткам воскресной трапезы. Так, например, яичную скорлупу не выбрасывали, но измельчали и сыпали ее на огороде или пашне с целью предохранить их от града и неурожая.

С давних времен положено нашей церковью чрез все продолжение праздника Пасхи звонить во все колокола. Обыкновение это особенно сильно в Великой и Южной России, где всегда в это время находится весьма много охотников звонить на колокольнях. Целодневный звон знаменует в сем случае духовное торжество и сердечную радость верующих о победе над врагами нашего спасения.

Наконец, существует в нашем народе устойчивое представление об игрании в Светлое Воскресение солнца, как бы разделяющего с христианами радость великого праздника; поэтому многие из простолюдинов наших, весьма интересующихся этим явлением, рано на праздник Пасхи взбираются на колокольни, крыши, пригорки, чтоб наблюдать за игранием солнца.

Опубликовано 8.04.2007
Дата первой публикации 29.03.2007

ШколаЖизни.ру рекомендует

Комментарии (3):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • Михаил Васильев Михаил Васильев Читатель 8 апреля 2007 в 18:30
    Комментарий

    В Пасху священники и патриарх не рекомендуют ходить на кладбища, в эти дни не принимают даже поминальные записки. Для поминания есть Радоница. Поэтому в статье неточность.

     
    • Марианна Власова Марианна Власова Бывший главный редактор 8 апреля 2007 в 18:55

      Если Вы не заметили, сообщаю, что статья написана духовным лицом, иереем Евгением Пуртовым.

      А неточности и в этой статье нет, там написано: "наши предки на праздник Пасхи христосовались не только с живыми, но и с умершими."

      Если Вы пойдете по ссылке и прочитаете полный текст статьи, увидите, что далее автор говорит и о Радонице, и о других обычаях.