Дмитрий Колпаков Подготовка материала: Мастер      7     Распечатать

Как правильно воспитать и выдрессировать щенка? Часть 1

Воспитание щенка — это выработка у него навыков, привычек, полезных для хозяина. Воспитание направлено на приучение щенка своевременно воспринимать раздражители внешней и внутренней среды и правильно на них реагировать с целью облегчения его повседневного содержания и последующей дрессировки.

Одновременно в процессе воспитания у щенка затормаживаются и изживаются ненужные, вредные «привычки». Этим достигается удобное и выгодное для хозяина, членов его семьи и окружающих поведение щенка.

Под начальной дрессировкой, иногда называемой воспитательной, понимается выработка у щенка условных рефлексов и первоначальных навыков, позволяющих при помощи команд и жестов управлять его поведением. В отличие от дрессировки взрослых собак, начальная дрессировка щенков не ставит своей целью приучать их немедленно, четко и безотказно выполнять команды в любых условиях окружающей среды, а лишь правильно реагировать на них и выполнять, пусть даже недостаточно четко и несовершенно.

Воспитанием щенка занимаются в период его выращивания и начальной дрессировки, поэтому они тесно переплетаются между собой.
Успех воспитания зависит, прежде всего, от условий, в которых происходит рост и развитие щенка. Если эти условия благоприятные: щенок содержится в светлом, сухом, достаточно просторном и проветриваемом помещении, имеет полноценный суточный рацион, ежедневно обеспечивается продолжительными прогулками и играми, — то он хорошо растет и развивается и успешно поддается воспитанию. И наоборот, если щенок вырастает недостаточно физически развитым, болезненным, то и воспитание его будет проходить менее эффективно.

Успех воспитания также во многом зависит от того, насколько оно методически правильно построено и выполняется, что, в свою очередь, определяется степенью подготовленности хозяина-воспитателя щенка к данной роли, наличия у него соответствующих знаний и опыта.

Владельцу необходимы знания основ психофизиологии поведения и дрессировки собак. Это позволит ему правильно, со знанием дела обращаться со своим питомцем и эффективно воздействовать на него в целях выработки полезных и затормаживания вредных — навыков, привычек. Поэтому рекомендуется, до того как у вас появился щенок, внимательно прочитать соответствующую главу в учебнике по служебному собаководству. Для тех, кто не имеет такой возможности, кратко изложу основные положения этой важной темы.

Животные, в том числе и собаки, постоянно испытывают воздействие окружающей среды. Один из них приятные, например, запах, и вид пищи хозяина и др., другие — неприятные: холод, жара и др., — третьи — нейтральные, не имеющие жизненного значения. Кроме того, на животных воздействуют раздражители, поступающие из организма в процессе его жизнедеятельности. В результате возникают потребности в пище, воде и пр. Таким образом, поведение животных состоит из комплекса разнообразных, довольно сложных действий в ответ на раздражители, поступающие из организма и из внешней среды.

К числу наиболее жизненно важных относится потребность в корме и воде, воздухе, защите от врагов, отдыхе после работы, удовлетворения полового влечения для продолжения рода.

Одновременно с возникаемыми потребностями у собак проявляются разнообразные переживания (эмоции): голод, жажда, страх, злоба, привязанность и любовь к хозяину, и др. Основными устремлениями собак в процессе их жизни, проявляющимися в разнообразных формах их поведения, являются борьба за сохранение жизни и продление рода (размножение).

Как же удовлетворяются эти потребности, как приспосабливаются животные, в том числе и собаки, к жизни и продлению своего рода в различных, в том числе и неблагоприятных, условиях среды их обитания?

Важную роль в этом, особенно в первые месяцы жизни щенка, играют инстинкты, — врожденные, передающиеся по наследству способности, проявляющиеся у животных без предварительного обучения, как бы автоматически, вне зависимости от их опыта, а нередко и вопреки ему. Таковыми являются пищевой, охранительный, родительский инстинкты, инстинкт свободы и др.

Благодаря родительскому инстинкту сука при рождении каждого щенка разгрызает и поедает околоплодный пузырь, перегрызает пуповину, поедает послед, тщательно облизывает щенка, мордой пододвигает к соскам и др.

Повинуясь инстинктам, только что родившийся глухой и слепой щенок находит сосок матери и сосет молоко, ползет к матери и другим щенкам, чтобы согреться, скулит, чтобы привлечь внимание матери, немедленно отдернет лапу, если сильно надавить на нее или уколоть.

До 3-недельного возраста щенкам для нормальной жизни достаточно заложенных у них и у матери инстинктов. Но как только щенок начинает видеть и слышать, подниматься на лапы и отходить от матери, инстинктов не хватает, требуется жизненный опыт. Возникает необходимость в систематическом воспитании (обучении). В первый месяц-полтора жизни щенка эту работу берет на себя мать. Она следит, чтобы малыш от нее не отдалялся и не подвергался опасности, «непослушных» мордой или, схватив пастью за загривок, водворяет на место.

Продолжение
Окончание

7 комментариев (комментировать)

Источник: http://zooclub.ru

Теги: правила поведения, щенки, животные, воспитание, содержание, собаки
Рейтинг статьи Ваша оценка
Подробнее

Поделиться

Опубликовано 17.08.2007
Дата первой публикации 30.06.2007

Обсуждение статьи:

  • Хотя первые дни и недели за щенками ухаживает мать, ей надо помогать, особенно, если щенков много. У моей восточноевропейской овчарки в конце 70-х - начале 80-х рождалось по 10-12 щенков. Первые дни нужно следить, чтобы она не легла на кого-нибудь из них. Если щенков больше, чем сосков, нужно прикладывать их по очереди. Чем ниже соски, тем больше в них молока. Нужно ещё следить, чтобы она успевала вылизывать у всех животы, пока они сами ещё не могут отправлять естественные потребности. И вообще, помогать ей уследить за такой оравой. На эту тему можно написать отдельную статью.
    А эта статья полезная. 5.

    Оценка статьи: 5

  • Люба Мельник Люба Мельник Бывший модератор 30 июня 2007 в 12:12

    Это уже третий Дмитрий в ШЖ, занимающийся собаками. Наводит на размышления...

  • Людмила Есипова Людмила Есипова Мастер 17 августа 2007 в 08:43

    Ну, что же так нудно написано! Тема не раскрыта по названию. Если это вступление - то так и пишите, и название дайте соответствующее.

  • Воспитание-процесс обоюдный

    Воспитание щенка, как, впрочем, наверное, и любого другого живого существа-процесс обоюдный. Ведь воспитываете не только Вы, но и оно(существо) Вас, воспитывает и подчиняет. Подчиняет своим молчаливым или гавкающим существованием.Говорят, кошку "держат" любители подчиняться, а собаку-любители доминировать. Щенок тоже занимается вашим воспитанием с первого же дня появления своего в Вашей квартире, воспитывает в Вас необходимость или приятную обязанность гулять с ним, убирать за ним, купать его, вакцинировать, кормить и поить, и прочее. В конечном итоге он воспитывает дисциплину и обязательность, и почти сразу это взаимное воспитание перерастает в любовь, а чаще-в большую любовь, и только настоящие "собачники" в состоянии понять тревогу друг-друга о судьбе своих питомцев. Счастье общения между человеком и собакой-большое счастье, но, к сожалению, оно когда-нибудь кончается, как и все хорошее в этой жизи.

    • Марианна Власова Марианна Власова Бывший главный редактор 26 июня 2008 в 23:00

      Говорят, кошку "держат" любители подчиняться

      Мы не подчиняемся нашим кошкам, просто кошка - компаньон, не слуга. Кстати, мы и кошек кормим-поим-вакцинируем, выпускаем гулять и убираем за ними... Кошки взрослеют быстро, а собаки остаются нашими "детьми". Кто-то доминирует над ними, а кто-то и балует.

  • Статья поверхностная со множеством ляпов.

    Оценка статьи: 2

Посмотреть все комментарии (7)

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети: