Денис Леонтьев Мастер

Какие бывают колёса? Часть 2

В крупных городах и вблизи них пневматические шины утвердились ещё в 10-е годы ХХ столетия, но на довольно обширном пространстве продолжали громыхать тележные колеса, ведь, к примеру, в сельской местности все еще было много лошадей, а значит, и подковных гвоздей на дорогах. Во время 2-й мировой ещё можно было увидеть допотопный грузовик с резиновыми или металлическими бандажами на колесах. Техники ведь не хватало. На некоторых советских автобазах, хоть их и укомплектовывали новой техникой, грузовик, устаревший, ещё когда автобаза была только построена, пользовался всеобщей любовью. Музеи организовывать тогда не было принято, и «колдун», как его обычно называли, стоял просто в гараже, выполнял нетяжёлую работу.

В американской глубинке одно время предпочтение отдавалось моторизованным багги — типичным фермерским повозкам на высоких деревянных колесах. Известны были марки International Harverster, Pontiac, Schaht, Duer, Sears, Reeves. Именно эти машины стали идеологическим прообразом типичного американского пикапа.
В наше время шина, как правило, имеет бескамерную конструкцию с обеспечивающим жесткость кордом. Сначала корд навивался из проволоки, теперь используются композиты, к примеру, арамид. Элементы корда располагаются радиально, «диагоналки» выпускаются для тех, кто хранит у себя в гараже автораритет. Интересно поизучать «данлоповский» или «мишленовский» рисунок протектора 50-х годов. Для самых скоростных автомобилей создаются самые высокотехнологичные шины. Шины для гоночных автомобилей порой являются решающим фактором. Ещё в 1899 Камилль Женатци установил свой рекорд во многом благодаря тщательному подбору шин.

Специальные шины нужны для преодоления бездорожья, причём тип шин должен соответствовать типу бездорожья — вязкой глине, песку или каменистой осыпи.
Опытный, грамотный автомобилист, ездящий круглый год, никогда не забудет сменить обувку своего железного друга к сезону. Вообще, если у вас недорогая машина и вы выезжаете пару раз за всю зиму, то решайте сами, рисковать или нет своей и чужой безопасностью. Но хороший мощный автомобиль зимой должен ездить только на зимней резине, иначе он будет представлять серьезную угрозу!
Шины монтируются на диски. Когда-то деревянные колеса были несъемными, и снять поврежденную покрышку, а потом поставить новую, было делом нелегким. Тогда придумали съемный обод. Но небрежно закрученные крепежные гайки нередко приводили к аварии. Фирма Rudge-Whitworth ввела в обиход спицованные колеса с креплением центральной барашковой гайкой. Кому-то такие колеса покажутся велосипедными, но Bentley 5 раз одержали на них победу в Ле-Мане. Это истинно английская классика — MG, Austin-Healey, Jaguar трудно представить без таких колес. Американцы издавна любят подражать аристократам Старого Света — на седанах 70-х годов сплошь и рядом встречается имитация спицовки и даже центральной гайки. Есть и легкосплавные диски с рисунком «под спицы», зачастую покрытые нитрит-титаном «под золото». Спицованные диски с позолоченными спицами — непременный атрибут «лоу-райдеров».

Принятый сейчас размер диска для недорогой машины — 13 дюймов. Впрочем, он удовлетворяет далеко не всех, хотя бы в плане престижности. Солидный седан может ездить на 15-дюймовых дисках, но сейчас в основном предпочитают 17 дюймов. А те, кто хочет выделиться, ставят диски от 19 дюймов. В Штатах звезды хип-хопа ставят диски в 22, 26 и даже в 28 дюймов, для чего приходится резать колесные арки. Ужас! Кстати, роддеры считают это жуткой безвкусицей — им обычно хватает 15 дюймов. Роддерская классика — 15-дюймовый 5-спицевый Cragar. 15-дюймового стандарта придерживаются и извечные враги роддеров — дорожные полицейские.

Лоурайдер на маленьких позолоченных колёсах.

Тормозные механизмы заняли свое место в колесах к началу 20-х годов. Этторе Бугатти пробовал отливать тормозные барабаны заодно с колесами. После войны стали получать распространение дисковые тормоза. В гонках их впервые применил Jaguar в 1953 году, выиграв 24-часовую гонку в Ле-Мане. Сначала «барабаны» не уступали, но потом даже американская Большая тройка стала предлагать для ряда моделей спортивный кит, состоящий из дисковых тормозов, более жесткой подвески и ещё кое-каких мелочей. На автосалонах в Женеве, Париже, Франкфурте-на-Майне и, конечно, Мекке тюнингеров — Эссене, сверкающие суперкары поражают размерами своих тормозных дисков. Изредка диски тормозов выполняют из керамики — они перегреваются в несколько тысяч раз медленнее, чем стальные, а есть ещё углепластиковые, но на рабочий режим они могут выйти только в условиях гонок.

У концепт-кара Пежо Туарег - колёса с несъёмными шинами, целиком охватывающими диск.

Автомобили ещё долго будут передвигаться на колесах, во всяком случае, пока мы с вами живы. Другие типы движителей, по крайней мере, на дорогах, имеют ещё больше недостатков. И неизвестно, будет ли когда-нибудь изобретена антигравитация, которая избавит нас от пробок и сделает реальностью эпизоды фильма «Пятый элемент». Но в Японии под эгидой Toyota регулярно проводятся конкурсы самых безбашенных изобретателей, и число показанных на них альтернатив колесам — не сотня и не две, а гораздо больше. ]

Опубликовано 30.11.2007
Дата первой публикации 07.11.2007

ШколаЖизни.ру рекомендует

Комментарии (20):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • Английские инженеры решили отказаться от колёс. Вместо них они снабдили свою машину новейшим движителем, совершающим волнообразные колебания подобно тому, как это делает улитка. Новая машина, по идее создателей, должна перемещаться с впечатляющей скоростью, и при этом исключительно плавно и практически бесшумно.

     
  • Такие интересные машины и колеса! Даже не догадывалась, что такие бывают. Спасибо, что расширили кругозор.

    Денис, поздравляю с днем рождения!
    Успехов Вам в творчестве, счастья и здоровья!

     
  • Ужас! Кстати, роддеры считают это жуткой безвкусицей – им обычно хватает 15 дюймов. Роддерская классика – 15-дюймовый 5-спицевый Cragar. 15-дюймового стандарта придерживаются и извечные враги роддеров – дорожные полицейские.
    а почему именно 15 дюймов? и почему не больше, больше (в рамках разумного естественно) ж вроде должно лучше быть в данном случае

     
    • Понимаете, дороги в Америке - не идеал. Асфальт разбит во многих местах. Есть дороги, где проезжает от силы одна машина в день, а дорожные службы туда заглядывают дай Бог раз в год. Там тоже есть понятие глубинки, которая живёт в нищете. И вот в глубинку часто выезжают роддеры. Погняться, поскольку там мало кто ездит. А полицейские выезжают туда их ловить. 15 дюймов - как раз оптимальный диаметр, чтоб можно было поставить шину с такой высотой профиля, чтоб не разбить диск во время погони, тем более на железножорожном переезде. Дрифтеры из таких городов, как Лос-Анджелес, ставят диски куда более экстремального размера, зачастую стилизованные под классический Крагар, но там асфальт хороший. Однако и калифорнийцы часто ставят 15-дюймовые колёса, потому что многие из них любят выезжать в заброшенные города в пустыне Мохава.

       
      • 15 дюймов - как раз оптимальный диаметр, чтоб можно было поставить шину с такой высотой профиля, чтоб не разбить диск во время погони, тем более на железножорожном переезде.
        всё равно не понял.. я имел ввиду почему колёса в основном распространены такие, что диски для них оптимальные 15 дюймов, по идее чем больше колесо (в рамках разумного), то тем выше будет скорость, проще будет на переездах и тд

         
        • Если поставить диск больше 17 дюймов - то уже не влезет в колёсную арку шина достаточного профиля, чтоб сдемпфировать удар. К тому же такие колёса делают обычно из лёгкого сплава, а он довольно хрупкий. 15, ну на крайний случай 16 дюймов - нормально для скоростной машины, если это не Ламборгини, конечно.

           
          • то уже не влезет в колёсную арку шина достаточного профиля, чтоб сдемпфировать удар
            это уе другое вопрос, арку колёсную можно сделать побольше, я подразумевал не тюнинг, а заводское изготовление, почему ограничились такими колёсами?

            К тому же такие колёса делают обычно из лёгкого сплава, а он довольно хрупкий.
            то есть Вы обосновываете это тем, что бОльшие, могут больше весить и из-за этого могут быть проблемы?

             
            • На заводе больше 17-дюймов вообще не ставят, да и тюнинг, при котором режут и переваривают колёсные арки - уже не тюнинг, а кастомайзинг. Потом, если поставить большие диски и пропорционально их диаметру большие шины - будет карьерный самосвал... Вы что хотите доказать? Вам, что ли, самому очень нужны большие колёса? Не скажете зачем?

               
              • я пытаюсь понять, почему именно 15, максимум 17, чем это вызвано, если Вы тоже этого не знаете, то можно закончить эту дискуссию

                 
                • Ну, на довоенных машинах колёсные диски были 17-19 дюймов, но это было обусловлено общей, более массивной конструкцией машин. Деревянные артиллерийские колёса - наследие конных повозок - были ещё больше. После войны стали стараться сделать машины компактней, сответственно уменьшили колёса. Тем более что развитие технологий стало это позволять. В нынешних дорожных условиях больше 16 дюймов вообще не нужно, 17-18 иногда бывает на серийных внедорожниках, а больше ставят лишь в качестве тюнинга для крутизны. Даже на Ламборгини Диабло 20-дюймовые диски были опцией.

                   
  • Денис, пишите еще на автомобильную тему!