Подкаст
Валерий Яковлев Грандмастер

Отчего на дорогах возникают пробки?

Из-за аварий — скажете вы. Оказывается — не только из-за них. Получено научное объяснение феномена, который я сам часто наблюдаю на дорогах Москвы. Особенно на Московской кольцевой автомобильной дороге. Она хотя и имеет по 6−8 рядов в каждую сторону, но в случае затора деться некуда — слева и справа бетонные и металлические ограждения, а съезды с неё на расстоянии нескольких километров друг от друга.

Читает Дмитрий Креминский
Скачать в mp3 (3.5 Mb / 03:48 мин.)

chungking , Shutterstock.com

Поэтому на МКАД часто возникают пробки. Сначала движение замедляется, потом останавливается вовсе. Иногда надолго. Потом вдруг движение возобновляется, машины постепенно разгоняются, но на дороге не видно следов аварии. В чём же была причина задержки?

Группа европейских ученых построила математическую модель этих аномальных заторов и объяснила секрет их появления. Водители в потоке едут неравномерно — то приближаясь к едущей впереди машине, то слегка удаляясь от неё. Если кто-то зазевался и подъехал слишком близко, то нажимает на тормоз. Расчёты показали, что если скорость будет уменьшена ниже определенной критической отметки, следующая машина будет вынуждена притормозить сильнее, следующая за ней — еще сильнее, и так далее. В результате, в нескольких сотнях метров от точки, в которой произошло такое событие, поток машин останавливается почти полностью. При этом водителям, попавшим в затор, будет совершенно неясно, откуда он, собственно, взялся.

Полученная модель утверждает, что подобный сценарий образования пробок весьма типичен для оживленных магистралей, имеющих нагрузку более 15 машин на километр полосы. Сформировавшиеся пробки постоянно сдвигаются в направлении, противоположном движению автомобилей, образуя так называемые обратные волны. Даже один-единственный зазевавшийся водитель может оказать огромное влияние на весь транспортный поток и привести к массовым задержкам.

Отсюда вывод — чем опытнее водители в своей массе, тем меньше будет заторов. Если вы едете в плотном потоке машин, нужно тормозить как можно меньше и как можно более плавно. Следите за поведением других машин и старайтесь прогнозировать развитие ситуации. Я обычно стараюсь даже сгладить темп движения, если впереди едущий водитель дёргается. Правда, если даже чуть-чуть отстанешь, то часто в соседнем ряду находится «умник», который тут же перестраивается на «свободное» место.

Наши власти пытаются решить проблемы пробок постройкой новых дорог и расширением старых. Вводят различные ограничения на типы автомобилей и время суток. А уровень подготовки водителей не связывают с пробками. Только косвенно через аварии. А оказывается, что даже и без аварий неопытные водители вызывают пробки. Но ещё больше нахальные — провоцируют и аварии, и пробки.

Давайте будем уважать друг друга на дорогах и ездить плавно. Это сохранит не только нервы, но и уменьшит износ машины, расход топлива и аварийность. И пробок, как показала наука, станет меньше. Что приведёт к дальнейшему сохранению нервов, машин и бензина.

Приятной, безопасной и экономичной вам езды!

Опубликовано 28.02.2008
Дата первой публикации 25.01.2008

ШколаЖизни.ру рекомендует

Комментарии (8):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • Сергей Дмитриев Сергей Дмитриев Профессионал 23 июля 2015 в 04:46 отредактирован 23 июля 2015 в 04:49

    Совет,как "не возникать пробкам", напоминает инструкцию для средства от блох:надо изловить пархатую и помазать средством под её крылышками.
    Почему учёные не смоделируют муравьиную кучу для случая, если все они пересядут хотя бы на одноместные авто?
    Пробки "во всём этом мире" показывают тупик решения проблемы перемещения таких масс индивидумов на личных авто. Надо сбить саму необходимость перемещаться в таких количествах и на такие расстояния.
    Возмутительной причиной пробок является незаполненность (недогруз) салона: в 4-5-ти и более -местных авто в 90-95% случаях общего пробега едут 1-2 от силы трое. Полностью загруженный салон - чрезвычайная редкость. Не надо быть "большим учёным", чтоб сообразить, что полноразмерные авто занимают места много, а везут народу мало. По слухам, в центр ЛондОна не пущают недозагруженные авто.
    Не зря ещё Лужков проводил фестивали мини-авто. Пока так...

    Оценка статьи: 4

     
    • Вадим Поспелов Вадим Поспелов Профессионал 23 июля 2015 в 10:05 отредактирован 23 июля 2015 в 10:06

      Сергей Дмитриев, Всё уже давно смоделировано и используется в Европе. Ключевые слова: велосипед и скутер. Вот только я посмотрю на Вас на велосипеде в декабре-феврале в России.

      А действительность сейчас такова, что летом я мог-бы ездить на скутере, зимой - на малолитражке, за город из-за состояния дорог - на внедорожнике... Но не имея ни денег, ни парковочных мест для этакого гаража приходится и зимой и летом, и на городском асфальте, и на сельской разбитой грунтовке, и в одиночку, и с холодильником на верхнем багажнике при заполненом салоне ездить на полуубитой нещадной эксплуатацией "классике".

       
  • Модель-симулятор происхождения пробок

    http://www.digital-voice.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=112&Itemid=
    Вот, здесь, на страничке, переведенная модель-симулятор от немецких разработчиков. Сразу видно, как и что происходит. Очень наглядно и удобно.

     
  • съезды и с неё - лишний союз.
    на только нервы - перепутана буква.

    Причин пробок много. Нахальные и неумелые водители, хромое железо, кривые дороги, дорожные рабочие, дурные пешеходы, кошки, голуби и т.п.

     
  • Думается, что влияние именно этого фактора ничтожно - 5-10%. Если говорить про МКАД, то по-моему 50% влияния это несовершенность развязок.
    Но всё равно, думаю, что учту это и впредь буду более аккуратным.
    5

    Оценка статьи: 5

     
  • Пьер ДвуУхов Пьер ДвуУхов Читатель 28 февраля 2008 в 08:13

    Всему есть предел, - в пропускную способность дорог все упирается. Конечно, культура вождения и организация дорожного движения не маловажные резервы, но если рассчитана дорога на 10 тысяч машин в час, то 50 тысяч по ней не проедут. Так же и в метро, и воздух можно весь выдохнуть и поздороваться со всеми, но две бочки селедок в один вагон не набить.

    Правда, если даже чуть-чуть отстанешь, то часто в соседнем ряду находится «умник», который тут же перестраивается на «свободное» место.

    А особо “умные” пред фурой занырнуть справа пытаются, но не ко всем судьба благосклонна – как то на километровом участке три таких “подставы” насчитал(