Михаил Виноградов Дебютант

Как по маслу. Какое масло нужно вашей машине?

Большинство современных водителей не особо разбираются в вопросах сервиса. Даже такая простая, казалось бы, операция, как замена машинного масла (моторного масла) вызывает больше вопросов, чем уверенности в себе. На самом деле, ничего сложного в замене масла нет — в условных обозначениях на этикетке канистры может разобраться совершенно любой человек.

Во-первых, сразу стоит сказать о том, что масло бывает «левым» еще чаще, чем бензин. Особенно часто паленые жидкости пытаются мимикрировать под масла известных, раскрученных марок — Castrol, Shell, BP, «ЛУКОЙЛ». Как и с бензином, степень вероятности попасть на липовое масло растет со степенью странности и дикости места, в котором вы его покупаете. На авторынках и в странных киосках продают чаще «левак», в магазинах запчастей — тоже запросто можно нарваться на подделку. Нередки случаи задержания крупных партий контрафактного масла в сетевых гипермаркетах.

Пожалуй, стопроцентно аутентичное масло можно купить на именной заправке — сети Shell, ТНК-BP и ЛУКОЙЛ достаточно распространены, чтобы дотянуть до одной из них. Если все же покупаете масло в странном месте, выбирайте не слишком раскрученную марку — скажем, Liqui Moly или Motul. Их реже подделывают. Впрочем, где бы вы ни купили ваше масло, сохраните чек и канистру до следующей замены. Возможно, пригодится.

Так. Теперь давайте разбираться в условных обозначениях. Они для большинства людей — филькина грамота.

Самое заметное обозначение на этикетке моторного масла похоже на это — 10W40. Это обозначение вязкости по стандарту SAE. Первая цифра (10) — это индекс загустения. Чем он ниже, тем более низкие температуры может выдерживать масло. Бывают индексы загустения (или загустевания) от 0 до 15. Вторая цифра (в примере — 40) — это вязкость при стоградусной температуре двигателя. Чем больше эта цифра, тем гуще масло. Вязкость бывает от 30 до 60. Масло с вязкостью 60 — самое густое. Таинственная буква между индексом загустения и вязкостью относится к индексу загустения и означает сезон использования. W — это зима, WINTER. Стало быть, масло — «зимнее».

Как же узнать, какое масло понравится вашему автомобилю? Запросто! Читаем инструкцию. Рекомендованные параметры моторного масла там обязательно прописаны. Если зимой у машины возникают проблемы с запуском двигателя, можно залить масло с меньшим индексом загустения. Допустим, масло 5W40 вместо рекомендованного 10W40. Летом от такой замены не будет ни тепло, ни холодно. Использовать масло с повышенной вязкостью — не рекомендуется. Если вы, конечно, не заядлый гонщик. Впрочем, и гонщиков надо предостеречь от ошибки — повышенная вязкость может вести к «масляному голоданию». Просто, масло (вместо того, чтобы попадать куда следует) будет скапливаться в головке цилиндра. Так отечественные автогонщики восьмидесятых протачивали масляные каналы, чтобы заливать в свои гоночные Жигули масло Castrol Formula RS с вязкостью 60 — вдвое большей, чем рекомендованная.

Следующее обозначение — это индекс качества по стандарту API. Это две заглавных латинских буквы — например, SF. Качество масла определяется по второй букве — чем она дальше по алфавиту, тем более качественным считается масло. Маслом SF будут удовлетворены большинство ВАЗов и иномарок 80-х годов выпуска, масло SG понравится большинству новых иномарок последних лет.

Рекомендованным для большинства машин в России является масло с индексом SF. Залить вместо него SG — здорово. А вот дальше экспериментировать вряд ли стоит. Как правило, более качественные масла — синтетические. Автомобилю, которому «прописаны» минеральные масла, «синтетика» ничего, кроме вреда, не принесет.

Чем чревато? Во-первых, повышением расхода масла и «потливостью» — масло будет пробивать изношенные сальники. Второе. Основная задача синтетического масла — защитить мотор от «клина», а не повысить его износостойкость. Зачем такое делают? Все просто. Современные моторы изначально более живучие — грубо говоря, скорее всего, они не успеют износиться. В то время, как от масляного голодания или перегрева не защищен ни один двигатель.

Есть и третья причина. В системе смазки много лет работающего на минеральном масле мотора скапливаются смолистые отложения. Синтетические масла имеют хорошие моющие свойства — «отмытые» от деталей отложения могут забить масляные каналы и привести к «клину» мотора. Если вы все же решили «пересадить» машину с минерального масла на синтетическое — обязательно промойте мотор. Причем, с особой тщательностью. Причем, использовать надо специально подобранный состав. Никаких «пятиминуток» — они могут вовсе убить пожилой двигатель.

Вопреки заверениям многих «экспертов», переход с минерального масла на полусинтетическое — ничуть не более безопасен. Начнем с того, что «полусинтетика» — понятие неоднозначное. Это и минеральное масло с серьезными присадками, и смесь синтетического масла с минеральным. Причем, пропорции могут быть любыми — один рябчик/один конь.

«Слишком качественное» масло, скорее всего, причинит больше вредя, чем пользы старому автомобилю, перешагнувшему пятилетний возраст. Пользы не будет новым российским машинам, «корейцам» и «китайцам». Если вы владелец европейского автомобиля — уточняйте у дилера. Семейства двигателей обновляются нечасто, и тут возможны варианты.

И последнее. Бывают случаи, когда масло необходимо залить в экстренном порядке — срочно. На этот случай рекомендуется возить с собой хотя бы литр масла, залитого при очередной замене. Если такой «запаски» не предусмотрено, заливают масло с такими же показателями, как залитое, либо с большими показателями вязкости и качества по стандарту API.

Опубликовано 9.09.2008
Дата первой публикации 21.06.2008

ШколаЖизни.ру рекомендует

Комментарии (9):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • Борис Греченков Борис Греченков Читатель 4 января 2011 в 22:35

    Михаил Виноградов, давно искал такую статью, спасибо)
    ребят, солидарен, сам мол заливаю уже давно в принципе) раньше на их полусинтетике ездил, но потом с переездом на север решил на синтетику перейти(Dynamic Essence 5W-40), у него морозоустойчивость получше будет)

    Оценка статьи: 5

     
  • Fide. Никогда не ставил экспериментов и никому не советую этим заниматься.В сервисной книжке производителем указанно, что лить и как часто менять, причём зачастую не только индексы вязкости(5W-40), но и конкретный производитель( Моl)

     
  • Михаил, я тоже Михаил и что интересно, что тоже давно заезжаю в пункт смены масла, где пара профи мне его меняют. Бесплатно,если покупаешь масло у них.Привык уже.Полчасика и ты снова в пути со свежаком в движке.Поэтому как-то не заморачиваюсь, какое масло лить. Те ребята знают.

    Оценка статьи: 5

     
  • 5

    Спасибо за советы

    Оценка статьи: 5

     
  • Таинственная буква между индексом загустения и вязкостью относится к индексу загустения и означает сезон использования. W – это зима, WINTER. Стало быть, масло – «зимнее».

    Скорее, в том числе зимнее. Т.к. используется круглогодично.

    Оценка статьи: 5

     
  • Чем чревато?

    Ещё одна причина - материал сальников и плотность их посадки в старых двигателях не расчитаны на "текучую" синтетику, не существовавшую на момент разработки двигателя. Бывали случаи, когда "неправильное" масло просто "сбегало" из движка через зазоры, рассчитанные на минералку

     
  • Хороший дайджест.

    Однако предпочел бы не заморачиваться теоретизированием, а листануть списочек,
    отыскать в нем свое авто и прочесть/записать марку рекомендованного автором масла.

    Оценка статьи: 4

     
    • Я уже много лет предпочитаю заехать в те места, где бесплатно меняют масло и доверить это дело профессионалам. Бесплатно - отчего бы и нет? А теория очень понравится тем, кому иногда хочется доказать окружающим или себе самому, что всё-таки в чем-то он разбирается. Знаете ли, неудобно быть совсем уж от этого далеким
      А списочек - не большая проблема. И дилер всегда подскажет

      Спасибо за Ваш отзыв.

      Оценка статьи: 5