Кристина Абрамовская Грандмастер

Чем прославилось ателье ItalDesign?

Продолжая рассказ об итальянских кузовных ателье и об их роли в развитии мирового автомобильного дизайна, нельзя обойти вниманием ItalDesign - одно из тех дизайнерских бюро, которые принесли Италии мировую славу как законодательницы автомобильного стиля. Из мастерских итальянских дизайнеров всегда выходили автомобили, поражающие своим совершенством — единством прекрасной формы и содержания.

Несмотря на то, что ItalDesign существует всего с 1968 года, (что для итальянских домов автомобильной моды — короткий срок), это бюро оставило свой заметный след в мировой истории развития автопрома.

В отличие от Нуччо Бертоне и Батиста Пинифарина, давшим основанным ими бюро собственные имена, Джуджаро и его партнер Альдо Мантовани назвали свое детище особенно амбициозно: ItalDesign (Италдизайн), прочно застолбив за собой всю «национальную» нишу в автомобильном дизайне. Еще одним отличием этого бюро от его «старших братьев» является то, что шильдик «ItalDesign» практически никогда не красуется на спроектированных бюро автомобилях

В начале своей деятельности ради того, чтобы стать промышленным дизайнером, Джорджетто Джуджаро оставил дело своей семьи — роспись фресок в церквях, и, окончив Академию изящных искусств в Турине, начал работать в FIAT. Уже тогда Джорджетто отличается крайней амбициозностью, и то, что за четыре года работы в FIAT ни один из его проектов не был воплощен в реальность, весьма его угнетало.

Познакомившись с мэтром итальянского автодизайна на автосалоне в Женеве, молодой конструктор показывает ему свои работы. Бертоне в шоке восклицает: «Этого не может быть!», не веря, что 21-летний юнец смог проделать такую работу. Джуджаро, задетый за живое недоверием Бертоне, предложил сделать любую работу по заданию мастера, чтобы доказать свою профессиональную состоятельность. Таким заданием, с которым юный талант справился блестяще, стала разработка технической схемы Alfa Romeo 2000 Sprint которая затем использовалась как основа для прототипа Testudo.

Так Джорджетто попадает на работу в кузницу кадров звезд автомобильного дизайна ателье Bertone. Это было началом его звездной карьеры: всего за шесть лет работы под чутким руководством Нуччо Бертоне он разрабатывает внешний вид более двух десятков машин. Среди них — BMW 3200 CS (1961), Iso Grifo (1963) и Fiat 850 Spider (1965), концепт-кары для Aston-Martin, Ferrari, Alfa Romeo, Chevrolet, Ford и Mazda. Интересный факт: во время работы в Bertone Джуджаро призвали в армию, и Нуччо Бертоне сделал все возможное, чтобы его перевели служить недалеко от Турина, городок Бра. Там для Джуджаро сняли номер в гостинице, оборудовали его кульманом и предоставили все необходимые для работы материалы.
Именно во время службы в армии дизайнер создал такие шедевры как Ferrari 250 GT и Alfa Giulia GT. Новая Alfa Romeo была с восторгом встречена публикой на Женевском автосалоне в 1963 году, было немедленно начато серийное производство — а за последующие 14 лет с конвейера сошло более 120 тыс. автомобилей. Но настоящая слава к молодому дизайнеру пришла после разработки Iso Grifo, который сначала задумывался как концепт-кар, но затем все-таки был выпущен ограниченным тиражом в 400 автомобилей.

Джуджаро не прельщало быть известным, но все-таки рядовым дизайнером — и в 1965 году он принял предложение еще одного знаменитого итальянского дизайнерского дома, Ghia, и стал директором центра дизайна. Именно за время недолгой, но чрезвычайно плодотворной работы в Ghia дизайнер разработал такие модели, как Isuzu 117 (она выдержала серийный выпуск в течение 13 лет), Fiat 850 Vanessa, Maserati Ghibli, De Tomaso Pampero и Mangusta. А самое главное — он придумал новый стиль в автомобильном дизайне «folded paper», надолго ознаменовавший переход от традиционных плавных линий к резким, угловатым граням автомобильных кузовов. Типичные представители «рубленого дизайна», который продержался в моде около пятнадцати лет - Ford Granada, BMW третьей серии 1982 года и ВАЗ-2108.

Все, что ни случается, все к лучшему — справедливость этой поговорки доказал Джуджаро на своем примере. Когда в 67-м он был вынужден уйти из Ghia из-за разногласий с хозяином компании Алехандро Де Томазо, он основал свое первое собственное дизайнерское бюро — Ital Styling. Но уже через год Джуджаро понял — чтобы выпускать полноценные концепты, необходимо все делать, фигурально выражаясь, под одной крышей — в том числе и инженерно-техническую часть. Он привлекает к делу Альдо Мантовани и от 1968 года ItalDesign начинает свой путь на вершину славы и коммерческого успеха.

Имя Альдо Мантовани не так хорошо известно апологетам автомобильной моды — у всех на слуху имя дизайнера Джорджетто Джуджаро. Мантонвани родился в семье каретных дел мастера, и с самого детства понял, что его больше интересуют моторы и автомобили. Основы мастерства автомобильного инженера Мантонвани осваивал в FIAT, затем вместе с двумя партнерами организовал фирму под названием UTIV, которая затем сотрудничала с Bertone. Мантонвани знакомится с Джуджаро во время работы над Iso Grifo, и затем будущие компаньоны продолжают успешные совместные проекты, работая над Iso Rivolta, Fiat 850 Coupe, Fiat Dino Coupe и Isuzu 117. Одним словом, когда Джуджаро решил расширить сферу деятельности своей молодой компании, он недолго перебирал кандидатуры на роль партнера.
Альдо Мантовани занимался технической и финансовой частями бизнеса, а Джуджаро конечно же взял на себя то, что у него получалось лучше всего — проектирование кузовов.

Первая модель, Bizzarrini Manta, была показана в этом же году на Туринском автосалоне. Построенная на основе Bizzarrini P538 S, машина отличалась необычным дизайном салона — три сиденья, расположенные в один ряд, (причем водительское — посередине) сильно наклоненным лобовым стеклом и общим «рубленым» внешним видом, характерным для дизайнов Джуджаро. Следующий автомобиль, построенный на шасси Alfa Romeo, во многом благодаря случайности стал сенсацией Туринского автосалона 1969 года. Во время фуршета для журналистов модель устанавливали на стенд выставки, и водитель случайно нажал на акселератор — от рева мотора задрожали стены салона. Журналисты тут же сбежались посмотреть на необычный автомобиль, и буквально на следующий день вся пресса была полна восторженными отзывами.

Широкую известность ItalDesign принесла Alfa Romeo Alfasud 1971 года, которая стала очень успешной коммерчески, а в 1972-м всех поразил спортивный Lotus Esprit, шедевр «рубленого» дизайна.

С тех пор из ворот студии ItalDesign вышло более семидесяти серийных моделей и десятки потрясающих концепт-каров. Вот некотороые из популярных массовых моделей:
Volkswagen Passat (1973), Volkswagen Golf (1974), Audi 80 (1978), Lancia Delta (1979), Fiat Panda (1980), Fiat Uno (1983), Lancia Thema/Saab 9000 (1984), Renault 21 (1986), Renault 19 (1988), Seat Toledo (1990), Fiat Punto (1993), Seat Ibiza II (1995) и Daewoo Leganza/Донинвест Кондор (1997).

Популярное спортивное купе Mercedes-Benz CLK 1996 года повторяет прототип Coupe Studie, который студия построила по заказу концерна в 1993-м. Сегодня ItalDesign представляет собой разветвленную структуру, в которую входит 30 подразделений. Собственных мощностей компании достаточно, чтобы выпускать 50 прототипов в год и разработать внешний вид автомобиля любого класса под «ключ» от эскизов до рекомендаций по массовому производству, учитывая специфику всех агрегатов, которые затем будут установлены в этот кузов.

Одна из последних разработок компании — новый Ford Mustang, культовое спортивное купе от компании Ford — будет представлена на автошоу в Лос-Анжелесе. Этот концепт-кар пока что видели только папарацци, но уже ходят слухи, что у него огромная панорамная крыша, плавно переходящая в лобовое стекло. По мнению некоторых экспертов, Ford рассчитывает вывести новую модель Ford Mustang на рынок уже в 2008—2009 году.

Внешний вид автомобиля, разработанного под руководством Фабрицио Джуджаро, сохраняет общие пропорции и стилистику базовой модели — опять же, судя по слухам у него сохранились фирменные «жабры» у задней стойки кузова и специфическая вогнутая форма крышки багажника — а отличие в более плавных обводах кузова.

Джуджаро занял прочное место на доске почета итальянских автомобильных дизайнеров. Мастер признается, что на самом деле без ума от процесса работы над дизайном автомобиля, а к самим машинам он равнодушен — чувствуется художественное образование, когда приоритетна форма.

В последнее десятилетие бизнес постепенно становится династическим — и Джуджаро, и Мантовани активно выдвигают на первые роли своих сыновей — Фабрицио и Марко.

Опубликовано на личной странице 04.08.2008
Дата первой публикации 04.08.2008

ШколаЖизни.ру рекомендует

Комментарии (0):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети: