Кристина Абрамовская Грандмастер

Кто делает автомобили haute couture?

Ателье Bertone на протяжении десятилетий остается верной своим принципам: в отличие от Pininfarina или Italdesign, которые не брезгуют ни встроенными кухнями, ни горнолыжными экипировками, Bertone всегда занималось и занимается исключительно автомобилями. Это ателье зачастую сравнивают с домом высокой моды; только одежда, которую они производят, предназначается для улучшения внешнего вида автомобилей.

История семьи Бертоне — это история целой эпохи автомобилестроения: начав с мастерской по изготовлению карет для лошадиных упряжек, в двадцать первый век семья вступила, имея несколько заводов по производству кузовов для автомобилей.
Начав, как было сказано выше, с конных упряжек, фирма быстро переключилась на более отвечающую требованиям времени тематику: на кузова для автомобилей, которые только-только стали завоевывать дороги. Нуччо Бертоне, второй сын в семье Джованни Бертоне, основателя мастерской, очень скоро полностью погрузился в семейный бизнес.

В 1921-м году «Кароззерия Бертоне» построила свой первый автомобильный кузов — элегантный «торпедо» на шасси СПА-23S. Элегантные внешне, тщательно выполненные технически, кузова сразу же стали очень популярными среди состоятельных клиентов. На шасси известных итальянских марок мастерская Bertone стала «надевать» свои кузова, в том числе на такие, как Fiat и Lancia. Кстати, все знаменитые итальянские конструкторские бюро свою путевку в жизнь получили именно от Fiat — несмотря на то, что всемирную славу им принесла, как правило, работа с Ferrari, Lamborgini и Maseratti.

Нуччо был главным помощником отца. Ради того, чтобы рисовать автомобили, он даже оставил учебу на экономическом факультете Туринского университета. Но способности к коммерческой деятельности остались у него навсегда, доказательством чему служит вся дальнейшая история развития компании. Молодой Бертоне быстро понял, что мировая экономика движется от эксклюзивного ручного труда к стандартизации и автоматизации производства, и что на отдельных заказах много не заработаешь. Поэтому залог стабильного дохода фирмы — это производство, и выход фирмы на совершенно новый качественный уровень. Не было бы счастья, да несчастье помогло — эта поговорка в полной мере отражает ситуацию, в которую попала фирма: во время второй мировой войны мастерская получила заказ на изготовление кузовов для санитарных и армейских машин. Это позволило мастерской не только продержаться на плаву в трудные военные годы, но даже оставляло возможности для «творческих» проектов: например, в 1943 году был изготовлен эффектный кабриолет на укороченном шасси Fiat -2800 для известного журналиста и гонщика-любителя Джованни Чернуши.

После войны Нуччо Бертоне сам возглавил компанию и с удвоенной энергией принялся за проектирование автомобильных кузовов. Изголодавшаяся по роскоши за годы войны Европа, а за ней и Америка, с восторгом воспринимала все наработки дизайнерского бюро: Bertone изготавливал кузова для раллийных и гоночных машин, «королей» автопрома. В Соединенных штатах, законодателе мод на мировом авторынке и самом большом потребителе, итальянские кузова стали вдруг очень востребованными, что привело к большому количеству заказов из-за океана и расширению производства. Вместе с молодым дизайнером Витторио Станьюлини они спроектировали спортивное купе и гоночный автомобиль на базе недорогого Fiat -1100, чем доказали, что и скромную малобюджетную модель можно довести до совершенства, если правильно и грамотно подойти к дизайну.

Но все это была лишь прелюдия к настоящему успеху, который пришел к Бертоне после автосалона в Турине в 1954-м году. Тогда настоящий фурор произвела Alfa Romeo Giulietta Sprint, которая настолько пришлась по душе руководству Alfa Romeo, что они заказали компании партию этих машин на новом заводе, построенном Бертоне в городе Грульяско. Вначале планировался выпуск всего около 500 машин, но модель стала настолько популярной, что за 12 лет было выпущено более 40 тысяч этих спортивных купе.

Но кроме несомненного дизайнерского таланта, у Бертоне была потрясающая способность открывать новые художественные дарования, которыми так богата Италия. В его мастерской начинал Джорджетто Джуджаро — сначала прославившийся как автор модели «Iso Grifo» и «Fiat-Dino Coupe», а затем организовавший знаменитое ателье «ItalDesign», которое наряду с Bertone и Pininfarinа занимает ключевые позиции на итальянском авторынке. Или, к примеру, Марчелло Гандини — он создал хит выставки «Экспо-67» — «Alfa-Romeo Monreal». Детища его рук так же «Lamborghini Countach» и «Marzal» — самые новаторские и авангардные автомобили того времени, которые поражали даже знатоков своими смелыми дизайнерскими находками.

Но самое главное достижение этого дизайнера — «Lamborghini Miura «- задала стиль спортивных автомобилей на десятилетия вперед и принесла создателю мировую славу. На разработку «Miura», которая бы выражала только-только входящую в моду идеологию «Grand-Tourismo», у компании было всего четыре месяца — конкуренты в лице Ferrari и Maserati поджимали со всех сторон. Все суперкары того времени — напомним, это были 70-е — отличались резкостью и агрессивностью своих очертаний. Но, несмотря на то, что «Miura» получилась непривычно «мягкой», с плавными обтекаемыми линиями кузова, своим дизайном она покорила всех.

Такое количество талантливых конструкторов, работавших вместе с Бертоне, дало повод
недоброжелателям упрекать его в том, что на самом деле он не дизайнер, а лишь использует наемный труд других людей. Против этих утверждений выступали сами его сотрудники, утверждая, что он сам всегда непосредственно принимал участие во всех проектах.

В 1979 году Гандини уходит от Bertone в свободное плавание, и главным стилистом компании становится француз Марк Дечамп, который до этого работал на Renault. Дечамп, как и все его предшественники, создавал фундамент того особого стиля Бертоне, который может безошибочно определить каждый, кто интересуется автомобильным дизайном. Времена его работы в ателье отмечены такими прототипами, как Aton — спайдер на основе Lamborghini Urraco, созданный в 1981 году, и Zabrus на платформе Citroen BX.

Нуччо Бертоне никогда не отставал от времени: в 90-х годах он создает программу Design Machinе, которая включала в себя полную методику разработки стиля промышленного изделия (это мог быть не обязательно автомобиль), и его производства. Система сразу же проявила себя в деле: концепт Pickster был спроектирован и построен за 141 день! Благодаря этой уникальной системе, конструкторская команда ателье в количестве 1500 дизайнеров, технологов и конструкторов всего за год разработала 31 масштабную модель, 22 полноразмерных макета, 13 макетов салонов автомобилей, построила 9 прототипов и выполнила один индивидуальный заказ.

В конце 90-х годов главные стилисты Bertone Лучиано Д`Амброзио и Эугенио Пальяно привносят в дизайн особую солидность и весомость, которая ярче всего проявляется во внешенм виде таких концептов, как Lancia Kayak (1996 г.), Pickster и Alfa Romeo Bella (1999 г.). К сожалению, метр Нуччо Бертоне умер в 1997 году, так и не увидев двух последних автомобилей. После его смерти многие решили, что дело его также прекратит свое существование. Но за прошедшие десять лет без главного Бертоне компания не только производит серийные автомобили, но по-прежнему разрабатывает концепты.

Например, за последние годы были выпущены такие прототипы, как Bertone Jet 2, построенный на базе Aston Martin (2004 год), — своеобразный трибьют Aston Martin Jet, созданный мастером Нуччо Бертоне в 1964 году, базировавшийся на Aston Martin DB4 GT. В 2005 году ателье выпустило прототип, названный Bertone Villa, который в принципе разрушает все представления о форме кузова автомобилей — с прозрачными дверьми и крышей — своеобразый микс между конструкторской мыслью и эмоциями.
Разработка 2006 года, Bertone Suagnà, купе-кабриолет на базе Fiat Grande Punto, интерпретирует тему «агрессивной элегантности», ориентированной на молодых водителей-индивидуалистов.
Все это говорит о том, что машины со стилизованной буквой «b» на капоте явно будут еще не одно десятилетие радовать автоэстетов своими выверенными, элегантными линиями.

Опубликовано на личной странице 04.08.2008
Дата первой публикации 04.08.2008

ШколаЖизни.ру рекомендует

Комментарии (0):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети: