Денис Леонтьев Мастер

Хороший ли гоночный болид можно сделать из Запорожца? Часть 1-я.

Если кто не знает — 966-я модель Запорожца по внешнему виду повторяет немецкий NSU Prinz 4, а тот в свою очередь копирует Шевроле Корвэйр — американский ответ Фольксвагену. Корвэйр снискал дурную славу из-за коварных особенностей своей управляемости, его в самый неожиданный момент выбрасывало в резкий занос, он стал «главным героем» книги Ральфа Нэйдера «Опасен на любой скорости» etc.. Но когда Бертоне смастерил на базе Корвэйр Монца двухместный Тестудо и лично своим ходом перегнал его альпийскими перевалами в Женеву на автосалон, то Корвэйр журналисты мигом поставили на одну доску с Порше. Вообще же Корвэйр попадал в аварии из-за того, что его владельцы пренебрегали эксплуатационным требованием поддерживать в задних давление вдвое большее, чем в передних — ведь задние колёса были нагружены находящимся в свесе кузова мотором. Но кто же этих янки заставит инструкцию читать?.. Надо сказать, что серийно выпускался Корвэйр Монца, мощность мотора которого с помощью турбонаддува довели до 180 сил. Этот мотор поставили и на машину, сделанную для съёмок фильма «Большие Гонки» (тот самый чёрный монстр профессора Фэйта).
Джованни Бертоне рядом с Тестудо.
А Карло Абарт делал из Фиатов, послуживших прообразами 965-го Запорожца, настоящие болиды, стартовавшие и в Милле Милья, и в ЛеМане. Случалось ему работать и с Симками, но по Симкам первым специалистом был Гордини. Гордини вообще в первую очередь работал с Рено. Соответственно помогал Жану Редэлю мастерить его Альпины, а модель А310 разрабатывалась именно как соперник 911-й. Симка, кстати, внешне очень напоминает Запорожец, только с четырьмя дверцами. Рено модели R8 тоже имеет похожий дизайн. Знаменитый благородный вор Люпен III в большинстве повествующих о его похождениях аниме гоняет на «заряженном» Фиате, например, в «Замке Калиостро» он и Дзигэн лихо взлетают на нём прямо по отвесному обрыву.
Вариант Корвэйра от Пининфарины.
Заднемоторный Хиллмен Имп использовали как базу для компактной спортивной TVR Тина, правда она не пошла в производство. Имп (и Санбим модели Стилетто) можно даже вблизи спутать с Запорожцем — у него только руль справа и заднее стекло поднимается, чтобы сумки забрасывать.
Суперкар, созданный на основе Корвэйра Дантовым и Лапиным.
Теперь переходим с Шкоде. У меня где-то валялись номера «За рулём» за конец 70-х — там сплошь и рядом чехи как сильные соперники наших автогонщиков на спортивных купе Гарде/Рапид в 130-сильном гоночном исполнении. У мня даже где-то фото было, потом покажу. Эта Шкода начала выпускаться ещё в круглоглазый период, а последние машины были с блок-фарами. Шла под индексами 125 и 130. Чем не социалистический Порше? А был и «социалистический Феррари» — спорткупе Хайнца Мелькуса на агрегатах Вартбурга, с дверцами «крыло чайки» и центральномоторной компоновкой. За этой машиной надо было стоять в очереди два года против восьми лет за серийным Вартбургом. Шкоды, кстати, активно закупала Швейцария, в Уэльсе до сих пор немало именно таких, заднемоторных — благодаря загруженному задку хорошо ведут себя на горных дорогах.

А когда-то в Motor News я читал про дизайнерский конкурс. Задание одного из раундов было такое — доказать, что Запорожец является культовым авто (журнал ведь выходил в Киеве). Так участники стилизовали его и под серийный Корвэйр Монца, и под Тестудо, и под Порше, и под Абарт, и под Мини Купер, и под NSU TTS…
Лихо?
К слову, «энсэушки» в самом форсированном варианте давали на-гора 125 сил. И даже дорожные спортивные исполнения щеголяли выпирающим из-под переднего фартука маслорадиатором — больше для устрашения. На гонках заводская команда боролась с перегревом, устанавливая вместо штатных полок под задними стёклами перфорированные панели, но комиссары запретили их, как поговаривают, под давлением людей из команды Альфа-Ромео. Надо сказать, те ещё интриганы — в начале 90-х выжили из DTM команду Ауди, постоянно на них кляузничали и добились дисквалификации. Меня вот тоже в Хорватии макаронник под монастырь подвёл…
А как вам такое?
Так вот, ребята из Неккарсульма не будь дураки быстренько пересмотрели схему воздухохабора и приладили изогнутый патрубок (т.н. «банан»), позаимствованный именно что от гоночной Альфы. Кстати, заимствование деталей, даже у конкурентов, в гонках — самая обычная вещь. Помните наверно, как в «Больших гонках» профессор Фэйт посылал Макса тырить детали по гаражам соперников. А у Порше была до невозможности невнятная коробка передач, даже у такого профи, как Стирлинг Мосс, возникали проблемы с нахождением нужной ступени, так что для него гоночные Порше всегда оснащали кулисой рычага КПП от Феррари — ихней знаменитой алюминиевой пластиной с прорезями. И то раз он в самый напряжённый момент воткнул вторую вместо пятой и прикончил неминуемо бы мотор, если бы в Цуффенхаузене его не сделали по обычаю с запасом. Был случай, когда уже в 70-е на стенде крутили мотор 917-й — гоночного спортпрототипа, который фактически выжил Феррари из этого класса. На тот момент была мысль пристроить к нему ещё две пары цилиндров и получить V16 немыслимого литража, но остановились на турбонаддуве. Расчётная мощность 900 сил — но на стенде как раз взял и полетел ограничитель оборотов, это заметили не сразу, ну и решили посмотреть из любопытства, скоро ли разлетится стенд. А мотор крутился, пока мощность не зашкалила за полторы тысячи сил, ну тогда его стали потихоньку останавливать — стенд всё же денег стоил, его только что смонтировали. А злее соперников в автоспорте, чем Цуффенхаузен и Маранелл

А когда-то в Motor News я читал про дизайнерский конкурс. Задание одного из раундов было такое — доказать, что Запорожец является культовым авто (журнал ведь выходил в Киеве). Так участники стилизовали его и под серийный Корвэйр Монца, и под Тестудо, и под Порше, и под Абарт, и под Мини Купер, и под NSU TTS…
Лихо?
К слову, «энсэушки» в самом форсированном варианте давали на-гора 125 сил. И даже дорожные спортивные исполнения щеголяли выпирающим из-под переднего фартука маслорадиатором — больше для устрашения. На гонках заводская команда боролась с перегревом, устанавливая вместо штатных полок под задними стёклами перфорированные панели, но комиссары запретили их, как поговаривают, под давлением людей из команды Альфа-Ромео. Надо сказать, те ещё интриганы — в начале 90-х выжили из DTM команду Ауди, постоянно на них кляузничали и добились дисквалификации. Меня вот тоже в Хорватии макаронник под монастырь подвёл…
А как вам такое?
Так вот, ребята из Неккарсульма не будь дураки быстренько пересмотрели схему воздухохабора и приладили изогнутый патрубок (т.н. «банан»), позаимствованный именно что от гоночной Альфы. Кстати, заимствование деталей, даже у конкурентов, в гонках — самая обычная вещь. Помните наверно, как в «Больших гонках» профессор Фэйт посылал Макса тырить детали по гаражам соперников. А у Порше была до невозможности невнятная коробка передач, даже у такого профи, как Стирлинг Мосс, возникали проблемы с нахождением нужной ступени, так что для него гоночные Порше всегда оснащали кулисой рычага КПП от Феррари — ихней знаменитой алюминиевой пластиной с прорезями. И то раз он в самый напряжённый момент воткнул вторую вместо пятой и прикончил неминуемо бы мотор, если бы в Цуффенхаузене его не сделали по обычаю с запасом. Был случай, когда уже в 70-е на стенде крутили мотор 917-й — гоночного спортпрототипа, который фактически выжил Феррари из этого класса. На тот момент была мысль пристроить к нему ещё две пары цилиндров и получить V16 немыслимого литража, но остановились на турбонаддуве. Расчётная мощность 900 сил — но на стенде как раз взял и полетел ограничитель оборотов, это заметили не сразу, ну и решили посмотреть из любопытства, скоро ли разлетится стенд. А мотор крутился, пока мощность не зашкалила за полторы тысячи сил, ну тогда его стали потихоньку останавливать — стенд всё же денег стоил, его только что смонтировали. А злее соперников в автоспорте, чем Цуффенхаузен и Маранелло, не сыскать..

Опубликовано на личной странице 15.12.2008
Дата первой публикации 15.12.2008

ШколаЖизни.ру рекомендует

Комментарии (0):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети: