Денис Леонтьев Мастер

Хороший ли гоночный болид можно сделать из Запорожца? Часть 2-я.

Да, и в соцстранах тоже были неплохие спецы по моторам. Если учесть, что в 80-е АвтоВАЗ тесно сотрудничал в Порше, что уже тогда обвес для экспортных модификаций разрабатывали европейские светила в области тюнинга, что дверные ручки на 2108 взяты напрямую с Порше 944… Мастерские VFTS в Вильнюсе к 1987 году выдали 350-сильную центральномоторную Eva с обводами 2108, а на чемпионате мира по ралли-рейдам хорошо показала себя Лада-Самара Т3 под управлением раллийного аса Джеки Икса, правда технически она представляла собой Порше. Разработал эту машину руководитель спортивной команды при торговой организации Лада-Пок Юг де Шонак с целью пропиарить продажи Самар во Франции. Позже все три изготовленные машины были переданы СССР, погонялись у нас и после распада Союза, что с ними сейчас — увы, не знаю.
Шкода Рапид в исполнении для кольцевых гонок.
У нас были и другие центральномоторные прототипы по группе В, хотя к тому времени эта группа была исключена из зачёта и наши спортсмены на таких машинах не имели возможности выйти на международные трассы. Но подготовились они отменно. Было несколько машин на основе 2108 у разных организаций, в основном из Прибалтики, был Москвич-2141КР, который я видел своими глазами — есть у нас в Кузьминках музей, приютивший в итоге коллекцию технических памятников АЗЛК. Был НАМИ-0290 Апельсин — попытка сделать гоночную машину из… ЗАЗ-1102 Таврия. Я ещё видел рисунок-скетч на тему супер-Таврии — четыре круглые фары, двери «крыло чайки» и прочее.
Имп выпускался в грузопассажирском исполнении под маркой Коммер, эти машины тоже могли поставляться со спортпакетом.
А ещё в 70-е один советский автогонщик впихнул в Запорожец мотор от Волги. В начале 90-х в популярных тогда «гонках на выживание» участвовали «Горбатый» с 200-сильным японским трубомотором и другие диковинки, ещё в рамках проводившихся там шоу машины таскали на буксире убитые кузова Запорожцев или их приторачивали им на крышу. У нас в Москве есть такой Ройтман — репатриант из Израиля, основатель ателье El Motors, инициатор создания компании A: Level. Он делал машины на основе 8-х БМВ, придавая им внешнее сходство с ГАЗ-21 Волга. А потом создал с чистого листа болид, пригодный и для дорог общего пользования, хотя лучше всего он покажет себя на трассе, жаль, нет подходящего класса, где он мог бы выступить. Машинка оснащена двумя моторами от Ямахи R1 — специально купили два дорогущих байка и сняли с них моторы. Скорость — свыше 300 км/ч, поскольку весит она самое большее 700 кг. Мы с Ройтманом на той самой выставке, где меня затянули в автомобильную журналистику, стояли над этой машиной со снятым капотажем и обсуждали каждую детальку. Конструкция там восхитит каждого, кто понимает.
Прототип Лада Самара Т3 стартует на Мастер-Ралли в Москве.
А что до неискушённой публики — её поражало прежде всего то, что общий силуэт машинки смахивал, хотя отдалённо, на ЗАЗ-965. Своеобразный юмор — в Штатах вон тоже дрэгстеры мощностью в 5000 сил стилизуют под какой-нибудь тётушкин рыдван, или под фургончик мороженщика, или под пожарную или полицейскую машину, один дрэгстер вообще закамуфлировали под танк — проект проспонсировало Минобороны США с целью привлечь внимание молодых людей призывного возраста. Знаете как у них армейскую службу пиарят? Что ни праздник, что ни бейсбольный матч — идёт отдельная колонна от местной военчасти при поддержке ветеранов и учащихся военных академий. Автошоу — тоже раскидывается экспозиция с танком, каким-нибудь Ошкошем и Хаммерами. Ролики рекламные крутят, брошюры раздают. Реклама призыва помещена на третьей странице обложки каждого номера HOT ROD Magasine. Причём там это сугубо добровольно, да ещё потенциальным военнослужащим какие только блага не сулят.
НАМИ-0290 Апельсин - такой могла быть раллийная Таврия...
На практике казарма — она и в ихней демократии казарма, хотя кормят ихнее воинство на убой, обеспечивают максимальный комфорт и жалованье кладут более чем солидное. Тех, кто служил в американской армии, можно без труда отличить от прочей дряблой жирной публики. Но идут служить не от хорошей жизни. Набор происходит в основном из глубинки и самых неблагополучных районов таких городов, как Нью-Йорк, Балтимор, Филадельфия, Питтсбург, Сан-Франциско, Чикаго, Детройт и Нью-Орлеан. Кстати, создатель самого чумового Запорожца Ройтман три года водил танк в армии Израиля — там военнообязаны абсолютно все, три года служат мужчины и два женщины, и заявление, что уже отслужил в СА, за отмазку не проканает. А известный писатель-антифашист Эрих Кёстнер замечал, что куда бы ни забросила человека судьба — в любом случае его и там забреют в солдаты. Читали «Билл — Герой Галактики» Гаррисона? И вторую часть «Стальной Крысы» — «Стальная Крыса идёт в армию»? Советую ознакомиться. Солдаты — это такие люди, которые абсолютно избавлены от способности унывать и отчаиваться. Для них это чересчур большая роскошь…
Запорожец стал в наши дни поистине культовой машиной.
Да, а сын Хайнца Мелькуса, которого я упомянул, Ульрих, чуть ли не один организовал всех автогонщиков соцлагеря, тащил на себе организацию и проведение Кубка Дружбы Соцстран, и то, что социалистический автоспорт развалился, списывают не на распад Восточного Блока и СЭВ, а на раннюю смерть Ули — совсем молодой был, до сих пор его оплакивают. А отец его, Хайнц, держит автомастерскую в Баварии, числится официальным дилером БМВ и имеет право готовить их машины к полупрофессиональным гонкам местного значения. Но вообще в любительский класс вытесняют всё, чему не нашлось места в большом спорте, вон частные команды на спорпрототипах Порше гоняются, а ещё в начале 90-х в Интерсерии любители гонялись на натуральных болидах Формулы 1, купленных с аукциона. А в Южной Африке местный «консервный король» держит несколько формульных Феррари и не прочь прохватить на одном из них раненько поутречку, пока автострады свободны..

Опубликовано на личной странице 16.12.2008
Дата первой публикации 16.12.2008

ШколаЖизни.ру рекомендует

Комментарии (0):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети: