Борис Рохленко   Грандмастер

Чем опасно позднее зажигание?

Позднее зажигание… У меня с ним связан почти год жизни. Оно принесло мне немало неудобств и едва не стало причиной кошмарного несчастья. К счастью, все обошлось, все живы и здоровы, чего желаю всем читателям этой статьи.

Начнем с самого понятия «зажигание». В двигателях внутреннего сгорания с воспламенением от искры есть несколько устройств, которые обеспечивают выработку искры и своевременную подачу напряжения на свечу. Все они объединены в узел, который называется «прерыватель-распределитель» (на шоферском жаргоне — «трамблер»). Этот узел устанавливается на блок цилиндров двигателя, валик трамблера приводится в движение от распределительного вала двигателя. На валике трамблера есть кулачки, которые в определенные моменты размыкают электрическую цепь, что в свою очередь, вызывает появление искры на свече.

Приблизительно так работает система зажигания. Для того чтобы двигатель давал заданную мощность, подача искры в цилиндр должна быть в тот момент, когда вся энергия сжатой в цилиндре бензовоздушной смеси могла бы быть использована максимально. Если искру подать чуть раньше или чуть позже, смесь воспламенится или слишком рано (тогда ее энергия будет работать против движения поршня), или слишком поздно (тогда часть энергии просто вылетит в выхлопную трубу).

И если регулировка угла опережения зажигания выполнена неправильно (вне пределов, рекомендуемых заводом-изготовителем), вы будете не только зря сжигать бензин.

Самое первое, с чем вы столкнетесь — плохой запуск. Понятно, что в некоторых ситуациях это может быть не просто маленькой неприятностью. Длительная фаза запуска — это прежде всего работа аккумулятора. Второе — перегрев двигателя. Что менее опасно — сказать невозможно, потому что плохой запуск не позволяет двинуться с места, а перегрев может привести к остановке в пути. И не просто к остановке — к заклиниванию двигателя.

И каждый раз, когда двигатель кипит, необходимо останавливаться и что-то делать. Прежде всего — ждать, когда немного упадет температура двигателя. Если вы откроете пробку радиатора кипящего двигателя, вы можете получить ожоги. А иногда это грозит не только вам, но и окружающим.

Купил я несколько лет назад подержанный «Олдсмобил». Великолепный старый автомобиль, просторный, с передним сиденьем на трех человек. Дешево купил, рассчитывая на то, что на первое время его хватит, а там — видно будет. Сделал пробный пробег, ничего странного не заметил. А вот уже когда приехал домой — двигатель закипел. Открыл я пробку радиатора — толстенный слой накипи. Что делать? Конечно, чистить радиатор. Долго я этим занимался, но толку не добился — все продолжалось. Мало того, я выяснил, что во время движения — как бы все нормально, а стоит мне остановиться — двигатель закипает! Я поехал в мастерскую, мне там заварили то, что вообще не надо было заваривать. Естественно, это не помогло!

А ситуация оставалась не просто неприятной — опасной во всех отношениях. Однажды я остановился, углядев что-то неладное, открыл капот, открыл пробку радиатора — как будто все было нормально. А жена стояла сбоку от машины на тротуаре. К слову, пробка была расположена немного вправо, не по центру радиатора. Жена стояла точно против радиатора. Она делает шаг в сторону — и на то место, где она стояла, летит поток кипящей воды! Это было похоже на чудо: еще секунда — она была бы ошпарена с головы до ног!

Вот такие приключения, видимо, и привели к срабатыванию какого-то механизма: я подумал, что причиной всех этих бед может быть зажигание. Ухитрился определить угол размыкания контактов трамблера — и точно, позднее зажигание. И не просто позднее, а очень позднее. Переставил трамблер — и все заработало как часы.

(Несколько слов о сервисе. Уже в то время (лет пятнадцать назад) ремонтники очень слабо разбирались в машинах, они больше заменяли, чем ремонтировали. Причина такого подхода, как ни странно, технический прогресс. Узлы и системы становятся не только сложнее, их временами невозможно разобрать и заменить отказавший элемент. И разбираться в этом слесарю просто не под силу, нужны приборы и знания.
Я так думаю, что все неприятности с моей машиной начались у ее прежнего хозяина из-за низкой квалификации слесарей: в одном из ремонтов они сдвинули трамблер и не обратили на это внимание. Но очень может быть, что это было сделано и специально: либо в отместку за недостаточную оплату, либо для того, чтобы понудить хозяина чаще приезжать на ремонт.)

Итак, двигатель кипит или плохо заводится — проверьте зажигание!

P. S. Все, что написано, относится к карбюраторным двигателям. В современных двигателях работают системы впрыска топлива, с электронными узлами, почти компьютерами. Я в этом — ни бум-бум.

Опубликовано 27.05.2009
Дата первой публикации 12.02.2009

ШколаЖизни.ру рекомендует

Комментарии (11):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • Борис Рохленко,
    чёткая статья. И каменты тоже.

    В предложении
    «Что менее опасно – сказать невозможно, потому что при плохой запуск не позволяет двинуться с места, а перегрев может привести к остановке в пути.»
    после правки забыли удалить предлог при. (Тоже и в полном варианте).

     
  • О, лет сто эта проблема с опережением зажигания стояла просто ребром. Порой из-за неё случались серьёзные катастрофы. Зажигание регулировалось специальным сектором на руле, и при каждом запуске устанавливали на более позднее, а после трогания переводили в обычный режим. И вот как-то, когда фирмой Кадиллак руководил ещё её основатель Генри М. Леланд (а его бизнес был тесно связан с предприятием Рэнсома Э. Олдса) и весь цвет Детройта ездил уже на авто его производства, один из самых ближайших сотрудников Леланда ехал на своём Кадиллаке и на одной из центральных улиц встретил Кадиллак такой же модели, за рулём которого была дама, и этой даме никак не удавалось тронуться с места. Он, как джентльмен, вызвался помочь ей, велел ей оставаться за рулём, а сам взялся было за пусковую рукоятку, но оказалось, что зажигание уже установлено на более позднее опережение. Мотор неожиданно схватил, рукоятка крутанулась и угробила его прямо насмерть. Он умер в госпитале, куда его быстро доставили двое сослуживцев, которые как раз проезжали в том же месте, тоже на Кадиллаке. Заодно объяснили даме, как обращаться с регулировкой зажигания, и посоветовали быть осторожнее. Леланд самым скорейшим образом собрал срочное совещание и поставил перед своими сотрудниками задачу принять меры к тому, чтобы выпускаемые фирмой автомобили не становились впредь причиной подобных трагических случаев. Решение задачи предложил талантливый режиссёр Чарльз У. Кеттеринг, который приспособил к машинам электрический стартёр и они стали заводиться без всякой рукоятки. А позднее и ручную регулировку опережения зажигания упразднили.
    Ещё на Форде модели Т запуск мотора представлял целое приключение. Вливаешь в картер разогретое масло, крутишь подомкраченное колесо, а потом, как только мотор начинает раскочегариваться, кидаешься за руль подрегулировать опережение и затянуть стояночный тормоз, а потом кидаешься останавливать крутящуюся пусковую рукоятку, да так, чтоб, того гляди, пальцы не отшибла...

     
  • Сергей Борисов Сергей Борисов Читатель 27 мая 2009 в 18:27 отредактирован 27 мая 2009 в 18:27

    Хм... статью писал инженер-механик (по ДВС!!!), а такое ощущение, что дилетант... зажиганием во впрысковых двигателях управляет не почти компьютер, а самый что ни на есть настоящий (компьютер). Далее, зачем открывать пробку радиатора на прогретом двигателе? Даже струя пара из чайника может серьёзно ошпарить, а тут ещё и под давлением... и потом, кто заливает воду в радиатор (ну, в крайнем случае, дистилированную - ещё можно понять), когда уже давно существуют антифризы, у которых и температура кипения куда выше, и накипь не образуется. И зажигание, обладая хоть какими-то познаниями в автомобиле, можно и даже нужно выставлять самостоятельно, это совсем несложно, а с учётом того, каким бензином торгуют на заправках, этот навык становится необходимостью.. каждый "жигулевод" со стажем умеет "приспосабливать" своё авто к любому бензину - от "семьдесят шестого" до "девяносто пятого"...

     
    • Борис Рохленко Борис Рохленко Грандмастер 28 мая 2009 в 01:34 отредактирован 28 мая 2009 в 14:53

      Сергей Борисов, я устыдился своей неграмотности! Простите меня, я больше не буду! Я больше не буду писать такие вещи, которые рассчитаны на таких же дилетантов, как я.

      Действительно, какой из меня инженер по двигателям внутреннего сгорания, если я закончил институт в 1962 году, а еще через два года перестал работать с двигателями. Тут вы совершенно правы, я - дилетант.

      Что касается регулировок зажигания под разные октановые числа бензина - не обманывайтесь, это далеко не безобидная вещь. И это делается только из-за всеобщего дефицита. А последствия - ускоренный износ цилиндро-поршневой группы. И по сути такая регулировка - это установка позднего зажигания.

      Кстати, а что почитать по управляемому впрыску? Может, дадите адрес сайта?

       
  • Да, всё верно.

    Оценка статьи: 5

     
  • [URL HREF=' http://nevesharet.wordpress.com/2009/02/13/%d0%b0%d0%b2%d1%82%d0%be%d0%bc%d0%be%d0%b1%d0%b8%d0%bb%d1%8c%d0%bd%d1%8b%d0%b5-%d0%bf%d1%80%d0%be%d0%ba%d0%be%d0%bb%d1%8b/']Полный вариант[/URL]

     
  • Это почти такой же автомобиль, который был у меня.

     

Популярные видео