Пётр Троцкий Дебютант

Где установить в автомобиле сабвуфер?

Всем известно, что стандартные динамики, устанавливаемые в большинстве автомобилей, не способны к качественному воспроизведению «баса». Оптимальный вариант — дополнить стереосистему вашего авто сабвуфером, устройством воспроизведения низкочастотных составляющих звукового диапазона. Однако стоимость такого агрегата может быть больше стоимости всей стереосистемы автомобиля.

О том, какие существуют типы низкочастотного оформления, а также их теоретические характеристики, можно прочитать в статье «Как сделать качественный сабвуфер в автомобиле?» Данный же выпуск посвящен проблеме размещения и установки сабвуфера непосредственно в автомобиле.

Акустические хитрости

О существовании таковых знают немногие, однако такие приёмы могут ощутимо усилить звуковое давление без каких-либо изменений в аудиосистеме. Предположим, что сабвуферный ящик, подвешенный посреди комнаты, развивает звуковое давление 90 дБ. Если же этот сабвуфер опустить на пол, давление увеличится на 3 дБ. Ставим к стене — получаем прибавку в 6 дБ. Помещаем в угол комнаты — давление увеличивается на 9 дБ по сравнению с первоначальным положением.

Механизм этого явления довольно прост: чем больше отражающих поверхностей находится рядом с источником звуковых волн, тем выше концентрация излучения и, соответственно, звуковое давление. И в машине есть места, акустически благоприятные для установки сабвуфера, причём, для каждого типа кузова они свои.

Как установить НЧ-динамик в кузов автомобиля типа седан?

В машинах с типом кузова седан пассажирский салон отделен от багажного отделения, поэтому в них сложнее всего установить сабвуфер. Самым удачным местом считается задняя полка, то есть вы устанавливаете сам сабвуфер в багажник, но так, чтобы динамик или трубка фазоинвертора выходили в салон через эту полку. При таком подходе возможна установка всех видов акустической системы.

1. Бесконечный акустический экран
Сабвуферным коробом является объём багажника. Лучше всего установить НЧ-головку в задней полке, вмонтировать лицевой стороной в багажный отдел. Необходимо укрепить саму заднюю полку, а лучше изготовить новую из толстой (18−20 мм) MDF-плиты. Это необходимо для того, чтобы динамик не трясло при большой громкости.

Самым необходимым условием, если вы всё же решили использовать эту акустическую систему, является полная изоляция багажного отделения от пассажирского салона, то есть необходимо герметично закрыть все щели. Обратите внимание, что подойдут не все динамики, а только специально разработанные НЧ-головки (тип рекомендуемого акустического оформления указан в документах на товар). Бас будет зависеть и от степени заполнения багажника.

2. Закрытый корпус
Требования к изоляционным свойствам багажника уменьшаются, но при такой АК будет нужно существенно видоизменить заднюю полку: необходимо вырезать в ней дырку для того, чтобы громкоговоритель сабвуфера бал соединен с салоном. Уменьшается полезный объём багажника в связи с тем, что в багажник под задней полкой и будет установлен сабвуфер.

3. Корпус с фазоинвертором
Он устанавливается так же, как и закрытый корпус, но необходимо учитывать, что габариты такого ящика больше предыдущего — примерно 20−40 литров. В задней полке необходимо вырезать круги диаметром трубки фазоинвертора.

4. Корпус полосового типа
Громкоговоритель находится целиком в коробе, а соединяется с окружающей средой посредством портов фазоинвертора. То есть достаточно в задней полке сделать только отверстие для этого самого порта. За счёт того, что динамик закрыт в коробе, не произойдёт механических повреждений его.

В машинах типа седан есть ещё одно удобное место для монтажа сабвуфера, это подлокотники. У многих машин в откидывающихся подлокотниках находится окно, связывающее салон с пространством багажника. Можно установить сабвуфер в багажнике так, чтобы громкоговоритель был направлен как раз в это окошко! Размеры окошка должны быть не сильно маленькими, иначе будет затеняется бас от сабвуферной головки. Если размеры этого окошка малы, чтобы даже там расположить трубку фазоинвертора цилиндрической формы, можно использовать фазоинвертор щелевой формы или конусообразной.

Как установить НЧ-динамик в кузове автомобиля типа хэтчбек?

В таких машинах добиться хорошего баса просто, благодаря тому, что между салоном и багажником нет препятствий. Для сабвуферной головки можно использовать любой тип оформления, конечно же, кроме бесконечного акустического экрана. Самый оптимальный вариант: изготовив акустический короб, установить его в багажник, направив диффузор на заднее стекло. Расстояние между стеклом и громкоговорителем должно равняться (примерно) диаметру НЧ-головки. Лучше всего использовать громкоговорители с радиусом 10 дюймов.

Как установить НЧ-динамик в кабриолете?

В таких случаях лучше использовать корпус полосового типа или же корпус с фазоинвертором. В идеальном варианте нужно использовать несколько НЧ-головок, а перед диффузором (если решили использовать закрытый короб) или портом фазоинвертора установить жёсткую плиту — для увеличения концентрации звуковых волн.

Опубликовано 11.03.2009
Дата первой публикации 22.02.2009

ШколаЖизни.ру рекомендует

Комментарии (4):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • Олег Антонов Олег Антонов Аксакал 4 января 2010 в 19:01 отредактирован 4 января 2010 в 19:02

    Предположим, что сабвуферный ящик, подвешенный посреди комнаты, развивает давление 90 ДЦ.

    Хотелось бы узнать, что такое ДЦ? Если речь идет о давлении, то оно измеряется в паскалях. Но, скорее всего, вы имеете в виду уровень звукового давления, он измеряется в децибелах и обозначается дБ.

     
  • Неплохая статья, довольно интересно все описано.

     
  • спасибо

    Очень подробно и качественно описана установка системы. Только я в своем автомобиле никогда такую не установлю. Потому что присутствие "качественных басов" подавляюще действует на нервную систему. И вам не советую. Не тот случай.