Дмитрий Юрасов
Дмитрий Юрасов Читатель

Резиновая мода

Многие эксперты предрекают шинному рынку в нынешних условиях серьезную стагнацию. Мол, одни автомобилисты откажутся от 18−20-дюймовых «тюнинговых» колес в пользу стандартных 16−17 дюймов, другие перейдут с премиум-брендов типа Continental и Michelin на бюджетные Amtel и Cordiant, а кто-то и вовсе предпочтет ездить грядущим летом на зимних покрышках с вываливающимися шипами. А уж такие тонкости, как «продвинутый» состав резиновой смеси или модная «нарезка» протектора, в период кризиса будут интересовать людей в последнюю очередь… Тем не менее, к новому летнему сезону многие производители подготовили новые модели летних покрышек, традиционно козыряющие высокими технологиями (причем некоторые из них преподносятся как антикризисные) и эффектным внешним обликом. В этом аспекте по-прежнему наблюдается конкуренция между тремя основными типами рисунка протектора — ненаправленным, направленным и асимметричным, — и именно по этому критерию мы решили построить наш обзор новинок «резинового» рынка.

Симметрия — признак ограниченности?

Эта часть обзора будет самой короткой, поскольку из двенадцати рассматриваемых нами моделей шин всего три относятся к категории симметричных и ненаправленных. Всего несколько лет назад таких покрышек было абсолютное большинство, особенно в бюджетном сегменте, а автопроизводители и сервисмены особенно любили (да и по сей день любят) их за то, что при монтаже резины и установке колес на машину невозможно ошибиться: как ни поставишь — все равно правильно. Однако симметричный рисунок сильно ограничивает конструкторов в свободе творчества, направленного на улучшение различных ходовых качеств, и сегодня даже недорогие шины все чаще делают либо направленными, либо асимметричными.

Впрочем, новая Pirelli Cinturato P6 — покрышка отнюдь не дешевая: цены колеблются от 2200 руб. за штуку в типоразмере 165/60 R14 до 4200 руб. за шину 205/60 R16 (индексы максимальной скорости — H (210 км/ч) и V (240 км/ч)). По мнению экспертов авторитетного журнала «За рулем», итальянская новинка будет конкурировать на нашем рынке с такими известными моделями, как Nokian Hakka H, Continental PremiumContact 2, Bridgestone Turanza ER300 и Goodyear Excellence. Примечательно, что все названные покрышки, в отличие от Pirelli, имеют современный асимметричный рисунок протектора, но в сравнительном тесте с ними «итальянка» заняла не последнее место, а третье, порадовав испытателей хорошими показателями управляемости и устойчивости, а также отличными тормозными качествами. Видимо, дело тут не столько в форме, сколько в содержании, то бишь составе резины, где, по заявлению производителя, использованы нанотехнологии, благодаря чему достигнута еще и очень высокая износостойкость, — в свете кризиса это, как говорится, в самую масть. Что же касается пресловутого симметричного рисунка с характерными пересекающимися «загогулинами» на средних дорожках протектора, то его «архаичность» объясняется просто: Cinturato P6 — это «переиздание» покрышки Pirelli P6, разработанной в свое время итальянцами специально для первого поколения Audi Allroad.

Не назвать революционными и две новинки от британского патриарха шинного производства Dunlop, пополнившие семейство Grandtrek, — всесезонные покрышки для внедорожников AT3 и PT2. Рисунком протектора эти модели не повторяют своих предшественниц, АТ2 и РТ1 соответственно, а являются их развитием, обладая более ярко выраженными продольными канавками, что способствует устойчивости на дороге. Традиционно, РТ — более «асфальтовая» резина, а АТ — более «зубастая», для тех, кто использует полноприводные автомобили по их прямому назначению. Производитель утверждает, что обе шины адресованы владельцам роскошных и мощных полноприводников, но этому в известной степени противоречит линейка скоростных индексов — от Н до S, что соответствует всего-навсего 180 км/ч «максималки». Соответственно, особо низкопрофильных вариантов здесь нет, ассортимент типоразмеров, доступных в России, простирается от «нивского» 205/70 R15 до внушительных 235/60 R18 (РТ2) и 285/60 R18 (АТ3), диапазон цен — от 3600 до 9600 рублей за покрышку.

Два в одном

Асимметричные покрышки — последний писк шинной моды: различный рельеф протектора (а иногда — и различный состав резиновой смеси) на внутренней и наружной сторонах позволяет сочетать в одной шине свойства двух или даже трех. Обычно внутренняя зона отвечает за эффективный отвод воды из пятна контакта, дабы избегать аквапланирования («всплывания» в лужах), центральная часть — за плавность хода, устойчивость и стабильность при прямолинейном движении, а наружное «плечо», наиболее жесткое, работает в повороте, препятствуя поперечной деформации покрышки и придавая ее поведению некую спортивность. Колеса, «обутые» в такие шины, можно менять местами на автомобиле произвольно, но в шиномонтаже необходимо следить за правильной установкой на диски: на улицах приходилось видеть приличные автомобили с дорогой резиной, где на внешних боковинах красовалась надпись Inside («внутренняя»).

Именно к категории асимметричных относится самая дорогая модель нашего обзора: даже в «начальном» типоразмере новую Nokian Hakka Z SUV проблематично найти дешевле восьми тысяч рублей. Правда, размер этот совсем не «жигулевский»: 235/65 R17 — резина для среднегабаритных «паркетников», вроде Hyundai Santa Fe или Volvo XC60, о чем говорит и аббревиатура SUV в названии. Скоростные индексы новинки — от V до Y, то есть от 240 до 300 км/ч, но о том, что не стоит обольщаться насчет внедорожных качеств этой покрышки, красноречиво говорит ее дизайн, — финны, что называется, не стали париться по этому поводу и позаимствовали его у «младшей» модели Hakka, предназначенной для обычных дорожных машин. Это настоящий гимн скандинавской лаконичности: четыре широких продольных канавки (их дно сделано «полированным», чтобы протектор лучше очищался от грязи), «лестница» поперечных канавок в плечевых зонах и три дорожки посередине, рассеченные лишь тонкими прорезями-ламелями. Однако под внешней скромностью скрывается целая куча различных «ноу-хау»: тут и многослойная структура, и усиленная боковина с защитным кольцом, и система «ручей-река», оптимизирующая поток воды, отводимой из-под колеса, и особая резина Nordic Cool UHP Silica, обеспечивающая сохранение всех рабочих свойств даже при околонулевых температурах. И, конечно, знаменитый «нокиевский» индикатор износа, на котором так хорошо видно, когда дорогущую (цена покрышки самой большой размерности 295/30 R22 вплотную приближается к 20 тысячам рублей) резину пора отправлять на свалку…

Новинка от Michelin с «джиповым» названием Lattitude Cross поставляется к нам в более скромных размерностях — от 15 до 18 дюймов, — но по стоимости в упомянутом варианте, 235/65 R17, она вполне сопоставима с «Хаккой». При этом она имеет индекс скорости Т, а максимум для данной модели — Н, ведь и область применения тут несколько иная: даже при беглом взгляде на французскую покрышку видно, что это «обувка» для настоящих «проходимцев». Протектор, далеко выходящий на боковины, изрезан большим количеством извилистых канавок, ламелей не меньше, чем на иной зимней шине, а во внутренней зоне совсем нет продольных каналов, — все это, объединенное под общим названием Mud Catcher, гарантирует примерное поведение на песке, в грязи, в колее и везде, куда только может прийти в голову залезть владельцу полноприводной машины. Вместе с тем французы утверждают, что их «кроссовки» адресованы не джиперам-экстремалам, а тем, у кого на бездорожье приходится примерно 35 процентов общего пробега, подразумевая под этим хорошие дорожные манеры и низкий уровень шума, — его призвана обеспечить использованная в рисунке протектора технология Silent Tread (те самые изогнутые блоки). А на борьбу с износом в столь различных условиях эксплуатации «приглашена» резиновая смесь, изготовленная по особому рецепту Terrain-Proof, который Michelin давно использует в производстве шин для грузовиков и строительной техники.

Высокая износостойкость — сильная «фишка» французских шинников, характерна она и для важнейшей «легковой» новинки этого сезона, широко «раскрученной» модели Energy Saver. Это уже четвертое поколение «мишленовских» покрышек, при создании которых во главу угла ставилось снижение расхода топлива «обутыми» в них автомобилями, и автопроизводители приняли эту инициативу на ура, — ведь комплектуя машины, сходящие с конвейера, такими шинами, можно смело писать в таблице технических харатеристик меньший расход топлива. По заявлению производителя, новый Energy Saver позволяет экономить в среднем 0,2 литра топлива на 100 километров пути по сравнению с конкурентами, и многие автогиганты оценили этот факт по достоинству: покрышки уже идут на первичную комплектацию четырех десятков самых разных моделей. Проверить чудесные свойства французских шин взялись «зарулевцы» в рамках вышеупомянутого сравнительного теста, и действительно, сопротивление качению у них оказалось самым низким среди всех участников, но вот остальные качества… Energy Saver занял пятое место из пяти в категории покрышек премиум-сегмента, продемонстрировав худшее торможение, посредственную устойчивость и вялую управляемость. Зато, помимо экономии бензина, — 25-процентный выигрыш в пробеге, то есть кто-то выбросит свою резину через три года, а счастливый обладатель Energy Saver — через четыре, — есть о чем подумать… Ассортимент для розничных продаж в России покрывает практически все «высокопрофильные» варианты типоразмеров от 14 до 16 дюймов, стоимость — от 2200 руб. (175/65 R14) до 5 тысяч (195/55 R16).

Цены на свежайшую новинку российских шинников, Cordiant Sport 2, к моменту написания материала еще не были оглашены (известно лишь, что она поступит в продажу в десяти размерностях, с посадочным диаметром от 13 до 16 дюймов), но понятно, что это будет одна из самых бюджетных асимметричных покрышек на нашем рынке. До сих пор бесспорным лидером в этом отношении была Nokian i3, также российского производства, — очень интересно, как будет выглядеть их соперничество, особенно с учетом того, что специалистов «Сибура», которому принадлежит бренд Cordiant, явно вдохновляла разработка финских коллег. Если не сказать больше: количество канавок, их конфигурация — все совершенно идентично, и даже вышеупомянутый индикатор износа не постеснялись «содрать» (правда, расположив его цифры по-другому, — это, пожалуй, единственное «улучшение»). А вот сибуровские маркетологи оказались куда креативнее конструкторов: если финны позиционируют свою i3 как резину для семейных автомобилей, где в числе главных приоритетов — комфорт и безопасность, то ее копия (пока трудно сказать, насколько удачная) — оказывается, «шина со спортивным характером для активного вождения», которая «буквально вгрызается в повороты». Почувствуйте разницу…

Главное направление

Шины с направленным рисунком протектора потихоньку сдают свои позиции под натиском асимметричных конструкций, поскольку они практически непригодны для конвейера, где трудно контролировать правильность установки смонтированных колес на автомобиль. Тем не менее, на шинном рынке симметричных покрышек очень много, и в нашем обзоре к этой категории относятся пять из двенадцати новинок. Главным преимуществом рисунка этого типа считается возможность наиболее эффективно организовать отвод воды из пятна контакта (правда, она не всегда полностью реализуется, особенно в дешевых моделях), ведь борьба с аквапланированием — первая головная боль разработчиков летних покрышек. Кроме того, именно к классу асимметричных принадлежат самые красивые шины, и на сей раз компания таких «красоток» пополнилась двумя азиатскими моделями — Nexen Roadian HP SUV и Yokohama Advan Neova AD08.

Марка Nexen, пользующаяся репутацией премиум-бренда среди южнокорейских шинников, давно сотрудничает с такими признанными экспертами, как Michelin и та же Yokohama, но Roadian HP SUV — собственная, оригинальная разработка корейцев. В названии новой покрышки содержится почти полная информация о ее области применения: HP — это High Performance, следовательно, шины предназначены для мощных и скоростных внедорожников и кроссоверов. Скорее для последних, поскольку эффектный рисунок протектора с ярко выраженной клиновидностью центральной зоны — явно «паркетный», без претензий на высокую проходимость, а скоростные индексы — H и V, то есть до 240 км/ч. В принципе, этого может оказаться и маловато, если учесть, что среди типоразмеров Roadian HP SUV есть 255/30 R22 и даже 305/35 R24 (самый скромный размер — 235/60 R16), если же не «заморачиваться» на этих подробностях, можно увидеть в корейской новинке сравнительно доступную альтернативу той же Nokian Hakka Z SUV: стоимость шин «среднего» размера 255/55 R18 колеблется в разных магазинах от 5,5 до 6,5 тысячи рублей за штуку.

Российские цены на новую модель Yokohama пока не объявлены, но низкими они точно не будут, ведь это же Advan, культовая резина для «горячих» машин, излюбленный вариант тюнингеров! Например, в довольно популярном для этой категории типоразмере 225/45 R17 прошлогодний дебютант, Advan Sport V103, оценивается в среднем в 6,5 тысячи рублей, а предшественницу нынешней новинки, заслуженную покрышку Neova AD07, еще можно найти кое-где за 7−7,5 тысячи. О том, что «восьмая» Neova «выросла» из «седьмой», говорит практически не изменившаяся форма двух центральных дорожек, совершенно гладких, как и полагается спортивному «полуслику», а вот в плечевых зонах больше нет непрерывных продольных канавок, вместо них — изогнутые короткие прорези, образующие затейливый узор из «лепестков». По замыслу японских инженеров, такая конфигурация способствует лучшей устойчивости в поворотах и вместе с тем долговечности, делая шину более жесткой, чему весьма способствуют и стальные вставки в боковинах. Из прочих технологических ухищрений можно отметить технологию «канавка в канавке», призванную обеспечить более равномерный износ покрышки, и резиновую смесь Micro Silica Compound 2, в которой использованы материалы, «обкатанные» в гонках WTCC. Кстати, о спорте: именно в Advan Neova AD08 японское тюнинговое ателье HKS «обуло» свою версию Mitsubishi Lancer Evolution X, предназначенную для установления нового рекорда скорости на кольцевом треке в Цукубе. С другой стороны, данные шины выпускаются и в достаточно демократичных типоразмерах, начиная от 185/55 R15, и если бы не кризис, можно было бы не сомневаться, что нынешним летом мы увидим на улицах немало самых обычных «Лансеров» и «Импрез» на такой резине.

Но все же более актуальными для нас являются другие новинки — BFGoodrich g-Grip, Goodyear OptiGrip и Uniroyal RainExpert. Выглядит эта троица не слишком эффектно, издалека покрышки немудрено и спутать друг с другом, да и главная задача, так или иначе отраженная во всех названиях, у них одна: максимальное сопротивление аквапланированию. Самой «бюджетной» из трех моделей является «дождевой эксперт» от Uniroyal, — хотя розничных цен пока нет, об этом косвенно свидетельствует линейка типоразмеров от 13 до 16 дюймов. В сравнительном тесте, о котором уже дважды упоминалось в данном обзоре, эти шины были отнесены к средней ценовой категории, и заняли они четвертое место из пяти: по словам испытателей, автомобиль в такой «обуви» на мокрой дороге ведет себя лучше, чем на сухой, где управляемость становится «ватной». Но при этом — отличная плавность хода и неплохая проходимость по грунтовке, то есть как раз то, что нужно большинству российских водителей. Кстати, «мокрую» специализацию резины подчеркивает индикатор износа в виде зонтика: он находится не в центре протектора, как у Nokian, а в плечевых зонах, и поэтому показывает не только износ как таковой, но и его равномерность.

Оба «Грипа» (в перводе с английского grip — хватка, сцпепление), от BFGoodrich и Goodyear, — тоже явно не спортивные покрышки, хотя первая и пытается таковой казаться, щеголяя языками пламени на боковинах. «Эффект волнореза», «эффект воронки», «немедленный отклик в любой ситуации и превосходный контроль управления» — так в пресс-релизе описываются ездовые качества шины g-Grip, сменяющей в линейке «Гудрича» модель Profiler 2, и ее способность «убирать» воду из-под колеса. По-настоящему впечатляет и ассортимент: 49 типоразмеров от 14 до 17 дюймов, рекомендованная цена ходовой покрышки 205/55 R16 — 4200 руб.

Еще солиднее цена «гудьировской» новинки, от 4,5 тысячи за такую же шину (правда, выбор чуть скромнее — от 15 до 17 дюймов), но тут, как говорится, есть за что, ибо в модели OptiGrip воплощена извечная мечта любого автомобилиста — чтобы ездить многие тысячи километров, а резина оставалась новой. Понятно, что совсем не изнашиваться шины, особенно хорошие, не могут, но ведь вреден не столько собственно износ, сколько связанное с ним уменьшение площади так называемого негативного профиля (проще говоря — суммарной площади канавок), вплоть до нуля у совершенно «лысой» покрышки. Протектор же OptiGrip спроектирован таким образом, что по мере износа под стирающимися слоями резины появляются новые канавки и ламели, — в результате рисунок меняется, но негативный профиль остается почти на прежнем уровне, и после пробега в 30 тысяч километров управляемость на мокром покрытии ухудшается всего на 3 процента, в то время как у конкурентов — на 15−20. В связи с этой маленькой революцией и нынешней экономической ситуацией бесплатно предлагаем дилерам Goodyear рекламный слоган: «Резина, с которой можно переждать кризис»…

Опубликовано на личной странице 03.04.2009
Дата первой публикации 03.04.2009

ШколаЖизни.ру рекомендует

Комментарии (0):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети: