Все эти, как раньше говорили, «гримасы капитализма», казалось бы, однозначно свидетельствуют, что снегоход — просто игрушка. Опасная и дорогая игрушка для тех, кто может ее себе позволить.
А вот сюжеты из быта эскимосов, канадских фермеров и трапперов, исследователей Арктики, биологов, геологов и прочих «неинтересных» (с точки зрения ТВ) людей показывают гораздо реже. Но ни один из этих сюжетов не обходится без снегоходов, которые уже не носятся, ревя форсированными двигателями, а смирно тянут нарты с необходимым грузом. Тут они явно выглядят незаменимыми помощниками людей.
В самом деле, какая альтернатива снегоходу в заснеженной местности? Если не рассматривать вездеходы и вертолеты, которые явно не по карману отдельному индивидууму, то остаются только собачьи упряжки.
Но перечитайте Джека Лондона про жизнь ездовых собак. Весь короткий зимний день бежать, стирая лапы в кровь, долгую ночь проводить в сугробе, накрывшись хвостом. Еда один раз в сутки — тухлая вяленая рыба, да если еще соседи не отберут. Чуть чего — бичом. Не угодил вожаку — разорвет. Выбился из сил — пойдешь на корм остальным собакам. Если закончилась провизия — тебя самого съедят хозяева. В наш гуманный век вряд ли найдется человек, способный так истязать животных. А если таковой садист и найдется, то найдется и соответствующий закон о защите животных…
Конечно, собачьи гонки проводятся и в наши дни, но этих собачек привозят на трассу в шикарных джипах, кормят специальными кормами, а по окончании гонки растирают махровыми полотенцами. Да и стоит упряжка таких собак дороже снегохода.
Это я пока о зарубежье пишу. У России, как всегда, свой путь. Нет ни законов о защите животных, ни ездовых собак, ни снегоходных гонок. А вот снегоходы есть. И, пожалуй, побольше, чем на Западе. Но прежде чем говорить о значении снегоходов в нашей снежной стране, я должен сделать небольшое отступление и рассказать немного о конструкции снегоходов.
Снегоходы делятся на две большие категории:
1. Снегоходы с одной гусеницей и двумя лыжами;
2. Снегоходы «Буран».
К первой категории относятся все импортные снегоходы, независимо от их назначения. Сюда же примыкают отечественные поделки, имитирующие западные образцы: «Рысь» и «Тайга». Про них мы не будем говорить,
Все эти снегоходы имеют спереди две лыжи, при помощи поворота которых можно «рулить», то есть управлять снегоходом. Сзади находится одна гусеница, назначение которой — двигать снегоход вперед. Если не брать отечественные модели, то все снегоходы первой категории стоят, как автомобиль среднего класса, имеют двигатели мощностью свыше 100 лошадиных сил и многочисленные «навороты» типа подогреваемых рукояток, подогрева ног и прочего. Соответственно, и их ремонт будет сопоставим с ремонтом иномарки. Ясно, что в наших условиях такие игрушки могут себе позволить только богатые люди. И только немногие из них станут ломать свои «Ямахи» и «Бомбардье», катаясь по грязи или прыгая через автобусы. На них катаются в Крылатском, на Сходне и на прочих горках, разгоняя лыжников и сноубордистов. Или берут на дачу и гоняют там зайцев по полям.
Преимущества снегоходов первой категории:
1. Колоссальное удовольствие от езды. Снегоход разгоняется до 100 и более километров в час, а подвеска у него, как у хорошей машины. Препятствий практически не существует, снегоход едет по снегу, по льду, пересекает шутя автомобильные трассы с глубокими кюветами, лезет в гору под углом 45 градусов и так далее;
2. Руки и ноги не мерзнут, можно ездить даже без рукавиц.
Недостатки снегоходов первой категории:
1. Если одна из пары лыж зацепится за дерево, или за куст, или за километровый столбик, то авария неизбежна;
2. Одна гусеница, как бы ни была широка и длинна, на рыхлом и глубоком снегу закапывается (особенно учитывая высокие обороты мощного мотора) и закапывает весь снегоход, сажая его «на брюхо». Тут уж без лопаты или буксира не выбраться, ведь снегоход первого типа весит не меньше четырехсот килограмм — руками не вытащишь;
3. Последнее время на снегоходы стала обращать внимание ГАИ и прочая милиция. На них требуют техпаспорт, права на управление (почему-то тракториста), наличие номерных знаков. Это создает большие трудности для езды на снегоходах первого типа, так как трезвыми на них катаются редко.
Однако довольно говорить об импортных снегоходах. Поговорим о нашем, родном.
Это снегоход «Буран». Производится с небольшими модификациями с середины пятидесятых годов прошлого века. Внешне он похож на какой-то кургузый коробок, выкрашенный желтой или красно-коричневой краской. Когда заводится, издает немыслимый грохот (не помешают беруши) и окутывает все вокруг удушливым облаком синевато-белого дыма.
Однако стоит сесть на него и тронуться, как дым редеет и остается позади, грохот тоже как будто отстает, и вот вы «мчитесь» по снежному бездорожью со скоростью 40 км/час.
Быстрее вы сами не захотите, так как подвеска почти полностью отсутствует. Амортизатором является только снег под гусеницами — если слой снега достаточно большой (по колено), то езда довольно комфортна, если же снега мало, или вы едете по укатанной дороге, то приходится сбрасывать скорость, или вставать на ноги, и коленями амортизировать ухабы.
Конструктивно «Буран» отличается от всех остальных снегоходов в мире тем, что у него две широкие гусеницы сзади и одна лыжа спереди. Это дает огромное преимущество при езде в густом лесу — вы можете сходу вламываться в любую чащу, подминая кусты и валежник, если, конечно, не боитесь разбить ветровое стекло и поцарапать лицо. Стекло, кстати, бьется часто, так как сделано из плексигласа, поэтому у рабочих «Буранов» оно часто заменено куском фанеры или кровельного железа с остатками старого стекла по самому верху.
1. Это реклама снегоходов "Буран"?
2. Статьи со статусом "В работе" тоже всем видны.
3. Вы думаете, на собаках сейчас не ездят? Другое дело, что купить упряжку вместо снегохода - никому не надо.
0 Ответить
Марианна Власова,
1. Как вы догадались? Я ведь про "Буран" еще слова не сказал.
2. Вот и хорошо, что видно. Это дает возможность учесть замечания. Благодаря вашему комментарию, я исправил абзац о собаках.
3. Дождитесь, пожалуйста, конца статьи, обо всем раскажу.
0 Ответить
Марианна Власова, почему именно Бурана? Сейчас снегоходы выпускают на нескольких российских заводах, есть машины, созданные по образцу разных моделей Ямахи и Полариса, вот например Рысь, Белуха - модели на уровне западных, качественные, недорогие. Буран - это вообще каменный век.
0 Ответить
Денис Леонтьев, автор в этой и второй статье рассказывает о Буране, как его опытный владелец.
0 Ответить
Марианна Власова, ну так для гражданина бывшего СССР при слове "снегоход" в воображении возникает Буран, это для нас практически синоним слова "снегоход". И при слове "портвейн" мы представляем не благородный напиток, который вкушают джентльмены на Западе, а бормотуху, которую хлещут алкаши.
0 Ответить
Алексей Дмитриев, все написал правильно.
Мне давно хотелось узнать, почему фирмы производители снегоходов не делают "утюгов" - с одной лыжей и двумя гусянками для езды по лесу и кустарникам? Может вам об этом что-либо известно?
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Никита, меня тоже всегда удивлял этот факт. Лишь однажды в жизни, по телевизору, я видел в репортаже с каких-то лыжных трасс (кажется, в Швейцарии) импортный снегоход, сработанный по принципу "Бурана". Его показали очень мельком, возможно это был какой-нибудь специальный укатчик лыжни.
0 Ответить
Алексей Дмитриев, когда я в фотобанке просматривала изображения снегоходов, в основном попадались "летящие", с каких-то соревнований. Подозреваю, что на Буране ни взлететь с трамплина, ни приземлиться безопасно не получится... На Западе это либо развлечение, либо способ передвижения по безлесной снежной поверхности.
0 Ответить
Марианна Власова, по всяким буеракам на снегоходе ездить опасно. В той же Канаде есть официально обозначенные дороги для снегоходов. А у нас выезжать на целину тем более опасно - на реках полыньи оттого, что туда стекают всякие отходы, препятствующие замерзанию воды, под снегом свалки металлолома, поваленные линии электропередач... Но мне представители фирмы, торгующей снегоходами из Рыбинска, показывали ролик - там они сравнительно легко совершают прыжки. Хотя перепрыгнуть овраг под силу разве что каскадёру. Ещё им случалось ездить по траве, слегка присыпанной снегом - у нас тогда зимы подряд были бесснежные. Вообще пластиковую лыжу одна случайная поездка по асфальту приканчивает - некоторые растяпы иногда пересекают на снегоходе попавшееся по пути шоссе. Металлические лыжи прочнее. Но и на них ездить предпочтительнее только по снегу.
0 Ответить
Буран - это тяжёлая машина, на нём прыгать трудно. Есть специальные спортивные и даже гоночные модели с высокооборотными двухтактными моторами.
А вот рекордный снегоход с 8-цилиндровым мотором, на котором была показана скорость свыше 200 км/ч.
0 Ответить
Алексей Дмитриев, для прокладки горнолыжных трасс используют т.н. ратрак - лёгкий трактор с широкими гусеницами и низким центром тяжести, способный удерживаться на косогоре. Впоследствии появился род спортивных состязаний - гонки на ратраках. Сейчас на основе снегохода некоторые фирмы разработали настоящие сноумобили - машины с комфортабельными сиденьями, дверцами, крышей и автомобильными органами управления. Кстати, первая машина, разработанная Бомбардье - это был настоящий микроавтобус с гусеницами сзади и лыжами спереди. Показать его преимущества не удалось, поскольку в тот год в Канаде практически не было снега. Спасли предприятие Бомбардье от банкротства лёгкие машины, напоминающие мотоцикл, на них и решено было сделать ставку.
0 Ответить
Никита Дробот, потому что одной лыжей трудно прокладывать колею, а широкая задняя часть зарывается в глубокий снег и буксует. Сами канадцы опробовали такую компоновку в 60-е, но быстро от неё отказались. Мы же создали по образцу этой машины наш Буран и использовали его свыше 20 лет.
0 Ответить
Снегоход на нашем Крайнем Севере всегда был рабочей машиной. Во всяком случае все мы с детского сада знали, что на снегоходах ездят геологи. Но наш Буран - копия неудачной модели Бомбардье, сами канадцы с этим экспериментом быстро завязали, компоновка с одной лыжей и двумя гусеницами себя не оправдала. Канадские машины с одной лыжей и двумя гусеницами смотрелись более стройными, поджарыми. Но когда я смотрел в детстве фильмы про Канаду, то и их там использовали для дела, не для развлечения. Вот каюрная гоньба (езда на собаках) была тогда уже в большей степени спортом. Хорошие фильмы показывали во времена моего детства...
0 Ответить
Приобрел года 2 назад б\у снегоход японского производства, новый такой стоит порядка 700к. На обслуживание такого снегохода уходит не мало денег, так как живу на севере и большую часть года передвигаюсь на снегоходе. Предпочитаю лить в мотор масло от ликви моли, пусть это и не дешево, но надежность превыше всего. Фильтра и расходники строго все в оригинале, у нас они дешевле чем в центральной части России.
0 Ответить