Денис Леонтьев Мастер

Технологии ВПК в мирных целях - каков результат? Конверсия и автомобиль

Те, кто хорошо помнит горбачёвскую «перестройку», хорошо помнят и массовое сокращение вооружения, демонтаж стратегических объектов и перепрофилирование «почтовых ящиков» (заводов, работавших на оборону) на иную, гражданскую продукцию.

О разоружении и конверсии ходили анекдоты и байки — конверсионная продукция даже при тогдашнем дефиците мало устраивала потребителей. Отштампованные из сплавов военного назначения сковородки неважно показали себя в быту, из хороших танков, бронетранспортёров и артиллерийских тягачей получились далеко не лучшие трактора и грузовики.

С конверсией сели в лужу не только у нас — отказ от производства продукции оборонного назначения привёл к банкротству ряд достаточно крупных предприятий в Англии, Испании, Японии, США. Падение спроса на военную продукцию всерьёз подкосило такие знаменитые предприятия, как «Роллс-Ройс» и «Паккард» — основную прибыль они получали именно от выпуска авиамоторов.

Однако в иных случаях конверсия спасала крупные военные предприятия. Например, чешский концерн «Шкода» был известен именно своими пушками (в том числе 42-сантиметровками из сна кадета Биглера). После войны в состав концерна влилась небольшая автомобильная фирма «Лаурин-Клемент», и теперь «Шкода» ассоциируется у нас с недорогими и качественными семейными авто. «Ческословенска Збройовка» (CZ), выпускавшая пулемёты, автоматические пистолеты и прочие «разнокалиберные товары», известна у нас лёгкими мотоциклами и мотороллерами. Венгерский автобусный завод «Икарус» в прошлом занимался боевыми самолётами — отсюда и «крылатое» название.

О промышленности Германии и говорить нечего — после заключения Версальского договора тамошним оборонным концернам не оставалось иного выхода, кроме как переходить на выпуск мирной продукции. Компания по выпуску авиамоторов «Байерише Моторен Верке» (BMW) начала выпуск мотоциклов, затем, после приобретения небольшой фирмы «Дикси», к ним добавались и автомобили. Примеру баварцев последовали и Вильгельм Майбах с сыном Карлом.

Ганс Граде, обладатель пилотского удостоверения № 2 в Германии, стал строить маленькие автомобильчики, в которых явно просматривались черты ранних бипланов. А Эдмунд Румплер, знаменитый авиаконструктор, создал фантастическую по тем временам машину с аэродинамически проработанным кузовом и задним расположением силового агрегата. Хотя этот проект и постигла неудача, но всё же на развитие конструкций серийных авто он оказал огромное влияние.

Мощным комплексом оборонных заводов располагала Бельгия. И все её автомобили разработаны оборонными предприятиями. Правда, сейчас мало кто помнит такие марки автомобилей, как F.N., «Минерва», «Наган», а когда-то они были широко известны. Выпуском автомобилей занялись и известные фирмы «Маузер» и «Вальтер», но не настолько успешно. А вот англичане не прогадали. Всем известные велосипеды и мотоциклы BSA — конверсионная продукция консорциума оружейных предприятий, располагавшихся в Бирмингеме.

"Конверсия наоборот" После Второй мировой войны Германии и странам, входившим прежде в фашистскую коалицию, пришлось опять переводить свою промышленность «на мирные рельсы». Известный своими боевыми самолётами инженер Вилли Мессершмитт создал микроавтомобиль, в котором водитель и единственный пассажир сидели «гуськом», как в истребителе, а вместо дверей доступ в тесный кокпит открывал откидывающийся набок фонарь авиационного типа. Модификации нелетающего «Мессершмитта», в зависимости от рабочего объёма моторов, взятых от лёгких мотоциклов, обозначались Т-150, Т-200, Т-250 и т. д. Более солидная версия машинки с четырьмя колёсами вместо трёх была известна как «Мессершмитт Тигр».

В наше время фанаты строят реплики «Мессершмиттов», главным отличием которых от оригиналов является установка современных мотоциклетных моторов, так что эти машинки по скоростным параметрам мало уступят самолётам.

Примеру «Мессершмитта» последовали и другие инженеры, оставшиеся без военных заказов. Авиастроительное предприятие «Дорнье» разработало небольшую машину «Дельта», в которой водитель и пассажиры сидели спина к спине. Её серийное производство было налажено на фирме «Цюндапп» под торговой маркой «Янус». К слову, название марки «Цюндапп» образовано от немецкого Zündapparat — взрыватель, для выпуска этой продукции компания и была основана в начале Первой мировой, а уж затем прославилась своими мотоциклами.

Знаменитая «Веспа» — тоже плод конверсии, её производство развернули на заводах концерна «Пьядджио», до этого поставлявшего самолёты итальянским ВВС. Создателем «Веспы» был инженер, сконструировавший первый в Европе работоспособный вертолёт.

Что интересно, и наша «Вятка», созданная по образцу «Веспы», стала для Вятско-Полянского механического завода конверсионной продукцией.

К Соитиро Хонде пришёл успех, когда он приспособил партию моторчиков от армейских походных генераторов к велосипедам. А до этого Хонда-сан делал сакэ из купленных у американцев запасов авиационного спирта, которым протирали пропеллеры.

Такие, казалось бы, мирные страны, как Швеция, Швейцария, страны Бенилюкса имеют на своей территории крупные оборонные заводы. Мирную продукцию там делают лишь для «соответствия регламенту». А предприятия, выпускающие вполне гражданскую по назначению технику, владеют также заводами, само существование которых в открытую не разглашается. Продукция этих заводов не имеет совершенно ничего общего с элегантными легковушками или телевизорами, реклама которых знакома каждому с детства.

Почувствуй себя Шварценеггером! Иногда мы стремимся приобрести тот или иной товар именно потому, что наслышаны о военном прошлом выпускающей его компании. Это наивно. «Сааб» давно не имеет ничего общего с самолётами, их выпускает совершенно другое предприятие. Современные автомобили Saab выпускаются под контролем «Дженерал Моторс» и имеют в своей основе агрегаты и кузова машин, выпускающихся в разных странах под другими входящими в состав транснационального концерна марками.

Автомобильная марка «Роллс-Ройс», принадлежащая концерну BMW, лет 30 уже как не связана с предприятиями, ещё во Вторую мировую поставлявшую моторы для истребителей «Спитфайр» и бомбардировщиков «Ланкастер». Всё же производители вполне гражданской техники наподобие стиральных машин подчас делают немалые деньги на оборонных заказах, а их директора являются влиятельными персонами в политике — так, президент «Форд Мотор Компани» Роберт МакНамара занял кресло Министра Обороны Соединённых Штатов.

Точно так же и брутальный «милитаризованный» облик навороченного внедорожника «Hummer» — лишь дань моде. Военный вездеход HMMVW был разработан компанией «АМ Дженерал», входившей в состав концерна «Америкэн Моторс», а затем попавшей под контроль «Крайслера». Когда же проект HMMVW был завершён, компания уже была независимой. А «Дженерал Моторс» купила торговую марку «Hummer» исключительно для использования на гражданской продукции. Нарочито угловатый дизайн с псевдоармейской атрибутикой — такое же средство для привлечения внимания публики, как напоминающие о реактивной боевой авиации очертания легковых авто 50-х годов.

Если же вы хотите покорить непролазные дебри, возьмите УАЗ. Это настоящая военная машина. У неё есть аналоги в других странах — индийская «Махиндра», португальский «Альтер», французские «Оверланд», «СОВАМАГ», «Далла», австрийский «Штейр Пинцгауэр», шведский «Вольво Лапланде», итальянские «Бремак» и «Магнум».

Настоящий «Hummer» модели H1, «Мерседес» G-серии и «Лэнд-Ровер Дефендер» тоже попадают в эту группу, но цена на них совершенно другая, хотя потребитель в данном случае платит в основном за легенду, возможность «прикоснуться к биографии Рэмбо».

Опубликовано 6.12.2009
Дата первой публикации 07.11.2009

ШколаЖизни.ру рекомендует

Комментарии (5):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети: