Андрей Макаров Мастер

Электрификация автомобиля неминуема?

Автопроизводители готовы выпускать серийные электромобили. Однако к массовому переходу пока не готово ни одно государство.

Североамериканский международный автосалон в Детройте, несмотря на кризисное состояние американского автопрома, остается одним из крупнейших и самых авторитетнейших автомобильных шоу планеты. В этом году основным трендом Детройтского салона стало наступление гибридных авто и электромобилей. К переходу на электричество автопроизводителей подталкивает как интерес потребителей к экологически чистым средствам передвижения, так и государственные программы, стимулирующие уменьшение вредных выбросов в атмосферу.

Когда-то автопромышленность была значительно приветливее к электромобилю. Первые электромобили создали еще в 1830-х годах — задолго до изобретения двигателя внутреннего сгорания. Электрокары доминировали на раннем этапе автомобилестроения, поскольку имели ряд преимуществ над своими бензиновыми конкурентами: не шумели, не вибрировали и не портили воздух выхлопными газами. Ими было легко управлять, их не нужно заводить вручную, как первые авто с двигателем внутреннего сгорания. И на электромобиле в 1899 году была преодолена скоростная граница — 100 км/ч.

Но уже в начале ХХ века фортуна улыбнулась производителям бензиновых машин. Открытие новых месторождений нефти удешевило горючее, а с развитием дорожной инфраструктуры стало возможно путешествовать между городами. Электрокары, с их невысокой скоростью и малым запасом хода, были непригодными для длительных переездов. Тогда как автомобили с двигателем внутреннего сгорания становились все мощнее и дешевле. В США, где электромобили были особенно популярны, их продажа достигла пика в 1912-м и с тех же пор стала падать. А в 1920-х американский электроавтопром, не выдержав конкуренции, прекратил существование.

С тех пор об электромобиле в мире вспоминали в основном во время нефтяных кризисов, но опять забывали, как только горючее дешевело. Заставить автопром запустить в серийное производство электромобили удалось только калифорнийской администрации воздушных ресурсов. В 1990-х это учреждение внедрило правила, которые обязывали автопроизводителей до 2003 года перейти на выпуск 10% автомобилей с нулевым выхлопом. Чтобы отвечать этим требованиям, General Motors в 1996-м была вынуждена выпустить серийную модель Ev1. Однако в 2001 году крупные автопроизводители добились, чтобы калифорнийцы изменили свое законодательство. В результате производство электромобилей в США мигом свернулось.

Это было ошибкой. Резкий рост цен на нефть в середине 2000-х возродил широкий интерес к альтернативным источникам энергии и альтернативным средствам передвижения. Первыми этим воспользовались дальновидные японские Honda и Toyota, чьи гибридные авто появились на американском рынке еще в 1999 году. Американским производителям опять пришлось догонять японцев: гибридное авто с возможностью подзарядки Chevrolet Volt от General Motors ожидают на рынке в лучшем случае в ноябре этого года. Но наиболее интересные модели электромобилей предложили небольшие компании.

Внимание западной прессы уже несколько лет приковано к компании Tesla, которая в 2008 году начала серийное производство своего дебютного электрического родстера. Эта эксклюзивная модель стоит $ 109 000, имеет корпус от Lotus Elise и разгоняется до 100 км/ч за четыре секунды. Именно на реализацию этого проекта Tesla направит «зеленый» кредит в $ 465 млн, полученный от Министерства энергетики США.

В 2009 году правительство США выделило отечественным автопроизводителям и их заграничным партнерам гранты на общую сумму $ 2,4 млрд, которые должны быть использованы на развитие аккумуляторных технологий. Вес, вместимость и время подзарядки аккумуляторов все еще остается самым слабым местом электромобиля. Как ожидают, запас хода массового электромобиля наподобие Nissan Leaf будет составлять от 160 до 200 км, а его батарею можно будет полностью зарядить от домашней сети за восемь часов (или с помощью специального устройства — на 80% за полчаса). Вот только плохо, что аккумуляторы делают электромобиль вдвое дороже по сравнению с аналогичным авто с двигателем внутреннего сгорания, но автопроизводители уже рассматривают варианты не продажи, а аренды батарей.

Зато у электромобилей есть несколько бесспорных преимуществ. Они практически бесшумны и потребляют меньше энергии, чем бензиновая или дизельная техника. Массовый переход на электромобили сможет помочь человечеству избавиться зависимости от запасов нефти. А вот уменьшение выбросов в атмосферу двуокиси углерода электромобили обеспечат лишь в тех странах, где для производства электроэнергии не применяется уголь. Например, в Китае, где 75% электроэнергии производится угольными теплоэлектростанциями, перевод всего автопарка на электричество уменьшит выбросы парникового газа лишь на 19%.

Еще один фактор, который вынуждает автоконцерны заботиться об экологичности автомобилей, — это разработанные в Европейском Союзе стандарты, регулирующие содержание вредных веществ в выхлопных газах. Первый из них — Евро-1 — был внедрен еще в 1992 году и предусматривал, что персональное авто должно выбрасывать не больше 2,72 г CO на километр пути. Эти нормы становились все жестче, и в прошлом году в сентябре в ЕС вступил в силу стандарт Евро-5, по которому выбросы СО не должны превышать 0,5 г на километр.

Пионерами в массовом переходе на электромобили станут небольшие страны наподобие Израиля. Именно здесь была основана компания Better Place («Лучшее место»), которая поставила себе цель развить сеть зарядных станций во всем мире. Нехватка такой инфраструктуры является весомым фактором, который сдерживает распространение электромобилей. В декабре 2008-го компания презентовала свой первый зарядный паркинг в Тель-Авиве, а в мае прошлого года — собственную запатентованную систему обмена батарей. На станциях обмена аккумуляторов водители, которые не имеют времени на подзарядку, смогут просто обменять свой комплект батарей на заряженный.

В 2011 году, когда Better Place развернет сеть станций подзарядки в Израиле, ее партнер Renault-Nissan должен внедрить в производство электромобиль с возможностью замены аккумуляторов. Вслед за Израилем сети таких станций будут созданы в Японии, Дании и Австралии. Аналитики Deutsche Bank еще в 2008 году пришли к выводу, что разработка Better Place имеет прекрасные возможности «уничтожить» бензиновый двигатель.

Уже всем понятно, что электрификация автомобиля неминуема, вопрос лишь в том, сколько времен пойдет на этот переход. Сто лет назад бензиновым авто тоже не сразу удалось получить известность и вытеснить электрических конкурентов.

Опубликовано 26.03.2010
Дата первой публикации 03.02.2010

ШколаЖизни.ру рекомендует

Комментарии (10):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • Родстер - тандем.

    Я прочитал резонные комменты ЗА и ПРОТИВ элавто. Меня же достаёт,что 5-ти и более местные авто везут 1-2 персоны. Если сделать мгновенный снимок "потока машин" "во всём этом мире",то получим среднюю загрузку 1,2 - 1,4 чел. на 5-ти местные авто. Разве это не нонсенс?Для крайне редкой поездки впятером-четвером можно брать авто в прокат,как для перевозки мебели. Основная масса эл. авто и с ДВС должны быть 2- местными,родстер или тандем. Как вариант,тандемом мог бы стать известный Смарт. Тандем предпочтительней из-за одинакового обзора по сторонам, исчезает ОФ в виде пассажира справа, да к тому же ты можешь почувствовать себя пилотом Ф-1 на скорости "в пределах 100". Эл.авто на двоих может удвоить пробег. С эл. авто будет Усё О.кей: был же создан синтетический каучук,на коем сейчас без проблем катим,как и многое другое достигнуто штурмом.

     
    • Сергей Дмитриев, Я любовался Смартом - классная игрушечка, только стоит очень по-взрослому. А так - идеальный городской автомобиль. А на электротяге - был бы идеальным вдвойне. Только... по безопасности - чем крупнее машина, тем больше шансов выжить - именно это основной критерий, почему американцы предпочитают крупногабаритные тачки.

      Оценка статьи: 5

       
      • Ю. Лях, уже не предпочитаем - овес шибко дорог. Сейчас вообще идет перестройка автомобильной политики США. Ты не следишь за съедением Тойоты? А я с большим интересом...Слопали уже, считай. Вчера накинулись на Лексус - будет интересно последить за этим пиршеством. А я предрекаю, сидя на печке: вытесним мы японца с авторынка вскорости. Будем патриотично в фордах родину любить.

        Оценка статьи: 5

         
  • Как ни крути, в целом, с учетом макроэкономических показателей электромобили проигрывают углеводородным. КПД в цепочке: первичный энергоноситель - электроэнергия - система ее распределения и преобразования - аккумулятор - электродвигатель машины пока очень низок. При массовом переходе на электромобиль потребление первичного энергоносителя возрастет и скомпенсирует выигрыш от отказа сжигать топливо непосредственно в двигателе машины. Удельная емкость аккумуляторов (энергия на 1 кг веса) пока абсолютно проигрывает соответствующему показателю для бензобака.

     
  • Андрей Макаров, С патентованием смены аккумуляторов в Израиле не понял - оказывается, когда меняю в шуруповерте аккумулятор - нарушаю их права? Уже и старика Эдисона перещеголяли.

    Оценка статьи: 5

     
  • Андрей Макаров, По-моему, похожая тема уже была. Друг сделал из своей Таврии электромобиль, движок - от Рено (оказывается, они когда-то тоже этим баловались). Тут уже международное общество появилось - друг к другу ездят, опытом обмениваются. Только с официальной регистрацией этого зверя - большая проблема.

    Оценка статьи: 5

     
  • Гладко как всегда на бумаге....

    Идея хорошая...Но вступают в дело технико-экономическое ограничение....А именно...Гдеж взять стока электроэнергии?
    По самым скромным подсчётам, перевод тока легкового автотранспорта на электромобили потребует увеличения потребления (И ВЫРАБОТКИ) электроэнергии минимум в три раза....НЕ...Ежели считать, шо электричество производитца в розетке, то проблем нет...
    А ведь есчо потребуетца модернизировать электрические сети, которые передают электроэнергию от электростанций в розетку...То есть увеличивать (в разы сечение проводов и тд тп)...
    На это нуна время и ДЕНЬГИ....Кто будет платить?

    Кстати...На сегодняшний день ( при существующих ценах на гибриды, их обслуживание, стоимость углеводородного топлива и пр. условиях) ПОКА проигрывают традиционному ДВС....Проигрывают с точки зрения расходов в ЦЕЛОМ....Конешно....ежели не учитывать ИМЕДЖА....То есть пАнтов....

     
  • Спасибо за злободневную статью. Все не так просто - не дадут нефтяные люди. Я уже видела двигатели, работающие на воде, на кетчупе, на кока-коле. Тот же Детройт GM Лаб разработал. Сейчас запустили в серию мопед-вертолет. Летит 25 миль в час, бежит 70. Ничего не получится пока семейка бушев и их сотоварищей на нефти сидит. Да чего корячиться - берем латинскую модель на этаноле и запускаем, да? Не тут-то было, автор дорогой: пущать не велено. Вот сейчас очередь на Смарт-малютку модель с год ждать с залогом в 5000. Нормально вроде. И завод готов нарастить мощности, но ведь система бензоколонок не готова для поддержки этих комби - чистый саботаж. Печально, да? Но такова се ля жизнь.

    Оценка статьи: 5

     
    • Вряд ли стоит искать везде заговор Например, электроскутеры вполне продаются, а заявленного запаса хода в 25-30 км вполне хватит до дороги до работы и обратно.

      Что касается электромобилей, то у них пока ещё много проблем, от отсутствия банальной инфраструктуры до сложностей конструкции и зарядки. Да и физически невозможно зарядить аккумулятор за 5 минут, ни один аккумулятор такого не выдержит. А Вы захотите стоять на "заправке" хотя бы полчаса? Да и кстати, практически все типы аккумуляторов катастрофически теряют емкость на морозе, так что в России электромобили в ближайшем будущем явно нереальны.

      Так что пока ещё электромобили - удел в лучшем случае увлеченных фанатов, они пока ещё не готовы к массовому выходу на рынок.

      А к экономии ресурсов ИМХО надо подходить с другой стороны - надо эти ресурсы банально меньше тратить. Какой например смысл, всей массе людей ехать в пробках на работу к 9 утра, когда ту же видеоконференцию можно провести не выходя из дома? Современные технологии вполне позволяют общаться дистанционно, экономя в том числе и бензин, но увы, инерционность как людей так и работодателей будет почище любого нефтяного лобби.

       
      • Дмитрий Елисеев, да, у нас сейчас сплошь переходят на работу из дома, доплачивают, кто на автобусе или на велике...Я заговоры не ищу - я в них живу, Дима - вернут нас насильственно на петролиум ценой отмены электричества и сетевой коммуникации на фиг. Очень большие деньги в нефти, очень грязные люди...Есть разгласка секретного доклада для Джона Кеннеди о перспективах перевода экономики США на безнефтевую. Не потому ли у нас стрелки такие из Минска хорошие нашлись?

        Оценка статьи: 5