Подкаст
Валерий Яковлев Грандмастер      95     Распечатать

Как экономить бензин? Точки зрения физика, автоспортсмена, автоинструктора и опытного шофёра

Пару лет назад меня попросили рассказать о способах экономии бензина для одного из выпусков передачи «Как выжить в мегаполисе» телеканала «РенТВ». Я постарался представить эту проблему с нескольких точек зрения. Передачу уже несколько раз повторяли — то одни, то другие знакомые говорили, что видели её, но не всё запомнили. Здесь я попытался изложить то же самое в письменном виде.

Читает Дмитрий Креминский
Скачать в mp3 (4.5 Mb / 04:56 мин.)

1. Как физик, я вижу в бензине источник энергии для автомобиля. Куда расходуется эта энергия? Прежде всего — на разгон массы автомобиля. Чем активнее разгон и больше масса, тем больше расходуется бензина. А при торможении вся приобретённая кинетическая энергия превращается в тепло трения тормозных колодок о диски и барабаны. Тормозя, мы обогреваем мировое пространство за свой счёт.

Значит, для экономии бензина мы не должны резко разгоняться и тормозить, а ездить плавно. Чем опытнее водитель, тем реже он пользуется тормозами. А выложив из багажника ненужные вещи, можно снизить и массу автомобиля.

Но и при равномерном движении бензин тратится. Прежде всего, на преодоление сопротивления воздуха, причём в квадратичной зависимости. То есть, при увеличении скорости в два раза, расход бензина увеличивается вчетверо. А слишком малая скорость увеличивает время поездки с работающим двигателем. Наиболее экономична скорость 60−100 км/ч.

Сильнее, чем воздух, тормозит автомобиль более плотная вода. Все чувствовали, как резко тормозит автомобиль при въезде в лужу. Так что во время дождя скорость автомобиля полезно снижать не только из соображений безопасности.

Немалая часть бензина тратится в автомобиле на производство электроэнергии. Одновременно включённые лампы, кондиционер, музыкальный центр, обогрев стёкол, щётки и любые другие потребители электроэнергии могут увеличить расход топлива процентов на сорок. Не пользуйтесь ими без нужды.

2. Как автоспортсмен, советую спрямлять повороты, что делает скорость более равномерной. Если, конечно, позволяет разметка дороги и другие участники движения. Существенно снижает расход горючего движение за другой машиной в её «воздушном мешке». Но малую дистанцию можно порекомендовать только опытным водителям.

Не опускайте стёкла, которые создают завихрения воздуха и тормозят автомобиль. Максимально разгрузите машину. На хороших дорогах можно процентов на десять увеличить давление в шинах, что снизит их сопротивление качению.

3. Как автоинструктор, учу плавно нажимать на педаль газа, чтобы не перезалить двигатель, когда обороты его ещё небольшие. На машине с механической коробкой переключения передач важно научиться вовремя переключать эти передачи. При этом смотреть нужно не на спидометр, а на тахометр.

Для повседневной экономичной езды обороты двигателя должны быть в пределах 1500−3000 в минуту. При достижении высшего указанного предела лучше переключиться на более высокую передачу. А при падении оборотов ниже указанных, хотя двигатель ещё тянет и даже расход горючего снижается, лучше переключиться вниз. При слишком малых оборотах снижается давление масла, т. е. увеличивается износ двигателя. И безопасность снижается, т.к. при нажатии на педаль газа двигатель может захлебнуться.

За удобство управления машиной с автоматической коробкой передач приходится расплачиваться повышенным на 10−15 процентов расходом топлива. Оно требуется для работы этой коробки.

4. Как опытный автолюбитель, советую следить за состоянием машины. Любые, даже незначительные неисправности, не сделанное вовремя техобслуживание увеличивают расход бензина. Грязные воздушный, масляный и бензиновый фильтры, сбившееся зажигание, неотрегулированные развал и схождение колёс, низкое давление в них повышают прожорливость машины.

Даже пустой багажник на крыше повышает сопротивление воздуха и даёт прибавку к расходу топлива в несколько процентов.

Старайтесь ездить равномерно в потоке других машин. Читайте дорогу не только до ближайшего светофора, но и до следующего. В пробке следите за движением как автомобиля впереди вас, так и идущих перед ним. Ещё лучше будет, если вы сумеете выбрать маршрут в объезд пробок.

Самый кардинальный совет — меньше пользоваться машиной. Подумайте, может быть, куда-то выгоднее съездить общественным транспортом. А если поехали на машине, надеюсь, приведённые выше советы вам пригодятся.

95 комментариев (комментировать)
Теги: полезные советы, вождение, экономия топлива, автомобили, бензин, автолюбитель
Рейтинг статьи Ваша оценка
Подробнее

Поделиться

Опубликовано 27.06.2010
Дата первой публикации 23.05.2010

Обсуждение статьи:

  • Некоторые идиотизмы заставляющие тратить лишний бензин вписаны прямо в ПДД. Например, необходимость езды в ясный солнечный день с включёнными фарами, запрет выключать передачу на некрутых спусках.

    • Олег Антонов Олег Антонов Аксакал 18 марта 2012 в 17:48

      Комментарий был удален

    • Анатолий Григорьев, "...вписаны прямо в ТТД": у меня на Мазде-626,хэтчбек при попытке ехать накатом блокировался руль.Такое удовольствие осталось на Запорожцах и стареньких Опелях, может ещё на каких раритетах. Включать фары - на любителей, большинство не делают это. Если уж на то пошло, то надо,чтоб зажигались габариты с пуском двигателя на всё время движения.

      Оценка статьи: 5

      • Олег Антонов Олег Антонов Аксакал 19 марта 2012 в 17:04 отредактирован 19 марта 2012 в 17:05

        Комментарий был удален

        • Сергей Дмитриев Сергей Дмитриев Профессионал 19 марта 2012 в 17:39 отредактирован 19 марта 2012 в 23:56

          Олег Антонов, именно с выключенным двигателем. На Запорожце так и едут настоящим накатом. А если двигатель не выключен, много ли сэкономится топлива? В этом-то и вся фишка.
          Но постоянно зажжёные фары как-то напрягают, как-будто что-то случилось. Должны же когда-то глаза отдыхать, особенно от резких,галогенных(?) фар.

          Оценка статьи: 5

          • Олег Антонов Олег Антонов Аксакал 20 марта 2012 в 09:27

            Комментарий был удален

            • Сергей Дмитриев Сергей Дмитриев Профессионал 20 марта 2012 в 15:10 отредактирован 21 марта 2012 в 01:56

              Олег Антонов, но долго ли можно проехать на нейтрали со ск. 60км? Ваши цифры о нейтрали ошеломляют. Надо ж регулярно переключать, а это муторно.
              Вы говорите про торможение двигателем на первой передаче.Но нулевой расход будет только при выключенном движке,как-будто?
              Я уже вещал, что сейчас двигатели с завышенной мощностью, это приятно и удобно,но насколько экономично? - вопрос.
              Отбор мощности на реальные затраты передвижения со ск. 60 км на ровном участке составляет 10-15 % от вырабатываемой; в этом усматривается большой плюс для долговечности движка, но экономно ли это по расходу топлива? Нужен двигатель с переменной можностью и расходом топлива в зависимости от дорожных условий.

              Оценка статьи: 5

          • Сергей Дмитриев, с ксеноном перепутали.

      • Сергей Дмитриев, то, что вы написали, называется не накат, а самоликвидация. Включать фары - не вопрос желания, это указано в ПДД (в каждой стране по-своему). Габариты здесь ни при чем, сейчас появились ходовые огни.

    • Анатолий Григорьев, а ПДД, равно как и ТБ, кровью написаны!Погаси фары и,глядишь, какой-нибудь КрАЗ тебя в потоке не заметит да переедет маленько... Выключи передачу на спуске - а потом тормоза мучить да синхронизатор жечь будешь, внаглую втыкая скорость...

      • Алексей Сериков, всю жизнь а это 40 с лишним лет ездию и включаю и выключаю передачи и мой мерс расходует таким образом 3,8 литра на сотню..С класа дизель.Главное знать когда включить и выключить скорсть.залить хорошего масла.одеть хорошую резину и конечно давление чють выше чем рекомендуют. и кнечно опыта и професионализма..и всё

  • Катерина Кралова Катерина Кралова Читатель 13 июля 2012 в 18:21 отредактирован 13 июля 2012 в 18:27

    Комментарий был удален

    • Люба Мельник Люба Мельник Бывший модератор 13 июля 2012 в 18:26

      Катерина Кралова, реклама в блогах запрещена, ссылки удалены.

      Оценка статьи: 5

  • Комментарий был удален

  • Советы замечательные, более того, я их придерживаюсь.
    Однако, есть одно большое НО. Все эти советы хороши для советских дорог 30 лет тому назад, когда они были полупустые. Когда попав в зелёную волну можно было проскочить пол-города без остановок. И я это ещё застал.
    А сейчас, при том обилии машин, толпах придурков, бесящихся на дороге. На первый план выступает не экономия топлива, а безопасность.
    Попытка плавной езды, увеличивает дистанцию, и во мнгновение ока из соседнего ряда кто-то выпрыгивает перед вами. Приходится тормозить, затем разгоняться. И вся экономия коту под хвост. Так что безопасней просто "держаться потока".

    Оценка статьи: 5

  • И глобально - перейти на электромобили - товарищ рядом сидит - сейчас каждый день на работу на таком ездит. Говорит, экономия - в 4 раза дешевле.

    Оценка статьи: 5

    • Юрий Лях, когда Вы поёте осанну электромобилям, полезно помнить, что его получают на электростанциях (отнюдь не "зелёных"). И у них свой к.п.д. достаточно низкий. Электромобили не производят загрязнения в конкретном городе, но это не значит, что нет загрязнения среды "в целом".

      Оценка статьи: 5

      • Вячеслав Чермных, Зачем пытаться решать вселенские проблемы, лучше решать свои. Товарищ решил. Тем более не факт, что для заряда аккумулятора нужна электростанция.
        Речь же в статье об экономии бензина, т.е. удешевлении поездки. Цель достигнута, о чем спор?

        Оценка статьи: 5

Посмотреть все комментарии (95)

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети: