Алексей Норкин Грандмастер

Автомобильная электроника: благо или потенциальная опасность?

Современный автомобиль без электроники — нонсенс. Умный кремний под присмотром хитрого программного обеспечения управляет работой двигателя и тормозов, руля и подвески. Скоро, говорят, водитель вообще не понадобится, сел в авто, набрал на клавиатуре пару цифр — и читай себе журнал или годовой финансовый отчет, кому что больше подходит. Красота! Ой ли?

Над безопасностью напичканных электроникой авто задумались ученые из Калифорнийского университета в Сан-Диего, взглянув на проблему с точки зрения хакера.

Автомобильная электроника — по сути, тот же компьютер, обученный принимать решение на основе показаний различных датчиков и вмешиваться в системы управления узлами и агрегатами для коррекции их работы.

Нет в мире компа, который не был бы подвластен грамотному хакеру. Надо только изучить железо и софт, пораскинуть мозгами и найти решение.

Хакеры с университетскими дипломами для начала детально изучили стандартную систему CAN — Controller-area network, протокол обмена информацией устройств бортовой сети электронного оборудования современных американских автомобилей. На базе этого протокола работает электроника практически всей продукции американского автопрома последних лет.

Затем было разработано специальное программное обеспечение CarShark, своего рода перехватчик информационных пакетов, способный вносить в них коррективы.

В результате хакерская программа получила возможность влиять на все системы и узлы, от управления замками дверей и кондиционера, до тормозов и двигателя.

Во время демонстрации возможностей нового софта разработчики «шалили» — динамики бортового звука вдруг «врубались» на полную мощь, показания спидометра скакали как зайцы, удирающие от лисы, а кондиционер внезапно «выстреливал» в лицо водителю струю горячего воздуха.

Это еще цветочки! Никакого труда не составило организовать неуправляемый занос на огромной скорости, заглушить двигатель и заблокировать двери. Всеми этими художествами управляли с обычного ноутбука из движущегося неподалеку другого автомобиля.

Любопытно, что все фокусы происходили «случайно» в результате введения в систему избыточного числа пакетов со случайной информацией. Какие же возможности откроются, если CarShark будет «доведен до ума» и начнет корректировать сигналы целенаправленно?

Ученые наглядно продемонстрировали, что любую электронную систему, созданную для того, чтобы облегчить жизнь, можно использовать в прямо противоположных целях.

Задумывая свой эксперимент, специалисты из Калифорнии стремились не только продемонстрировать свои навыки и умения, но, прежде всего, привлечь внимание к проблемам безопасности современных авто с электронной начинкой. По мнению одного из профессоров, производители автомобилей пренебрегают безопасностью своих систем, и игнорируют возможность их взлома злоумышленниками.

Что же, эксперимент явно удался. Разработчики CarShark успокаивают, что сегодня повторить его «рядовому» хакеру не по силам, потребуются не только специальные знания, но и доступ к автомобилю, злоумышленнику надо будет либо «перешивать» бортовой компьютер, либо вводить в состав электрооборудования дополнительные устройства.

Так ли уж это сложно? Удачи на дорогах…

Опубликовано 27.05.2010
Дата первой публикации 24.05.2010

ШколаЖизни.ру рекомендует

Комментарии (10):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • Сергей Ивлев Сергей Ивлев Читатель 24 июня 2010 в 12:14

    Алексей Норкин, хорошая статья. Именно по этой причине я двадцать раз подумаю, прежде чем пересаживаться с "Волги" на что-то, в чем есть компьютер. Или буду тщательно выбирать все параметры.

    Оценка статьи: 5

     
  • Прямая реклама?

     
  • Иван Концевой Иван Концевой Читатель 27 мая 2010 в 21:18 отредактирован 27 мая 2010 в 21:19
    играю в контр страйк

    http://rpkclan.ru

     
    • Марианна Власова Марианна Власова Бывший главный редактор 28 мая 2010 в 00:54

      Иван Концевой, реклама в блогах запрещена, ссылка удалена.

       
  • Сергей Русич Сергей Русич Читатель 27 мая 2010 в 18:43

    Алексей Норкин, конечно, современные системы позволяют сделать работу водилы удобнее и комфортнее. Но и решение за человека всё чаще принимает электроника. Скоро речь пойдет, вспомним Станислава Лема, о Правилах Роботехники. Я, например терпеть не могу автомобилей с коробками автоматами любых конструкций. Это после случая, когда меня начало крутить-вертеть на обледеневшей трассе. Самое противное, что я знал как выйти из ситуации на МКПП. Но автомат исключил все мои попытки вмешаться в процесс заноса. Благо на встречке никого не было. Крутануло пару раз вокруг на 720 градусов и я отделался достаточно лёгким испугом. Авторы любых систем должны предусматривать перехват управления человеком в любой момент движения.

    Оценка статьи: 5

     
    • Сергей Русич, Три Закона Робототехники были сформулированы Азимовым.

       
      • Сергей Русич Сергей Русич Читатель 29 мая 2010 в 10:29

        Денис Леонтьев, уп-с! Прокол-с! Да, ошибочка вышла. Приношу всем, особенно автору Законов роботехники, свои официальные извинения!

        Оценка статьи: 5

         
  • Прежние модели без всякой электроники куда надёжней! Или вот в "Утиных историях" сбесившийся робот взял под контроль все электронные системы Земли, а Зигзаг МакКряк победил его, потому что его биплан не имел никакой электроники.

     
  • Это все проделки Капитана Очевидность Шум на пустом месте. Сплошные если... Можно и у жигулей колесо открутить или торм.шланг надрезать. А у иномарки поменять блок управления двигателем. Дальше-то чего? Способов испортить любое устройство - миллион. Причем тут какие-то хакеры...

     
    • Mike Mike, вот у Дмитрия Набокова (сына известного писателя) была очень редкая, самая скоростная по тем временам Феррари. И ему на стоянке кто-то подпилил болты. Он чудом выжил в той аварии. Выбросился из горящей машины, кувыркавшейся по тоннелю, сломал позвоночник и несколько рёбер. Но это человеческий фактор. От уродов и завистников никуда не деться.