Валерий Яковлев Грандмастер

За чем вы идёте в автошколу?

«Чтобы получить права!» — отвечают большинство опрошенных. И только небольшая часть говорят: «Научиться управлять автомобилем».

Да, получают права, в конце концов, все, закончившие автошколу. Но, сев потом за руль собственного автомобиля, многие понимают, что ездить и маневрировать в реальных условиях не могут. У меня, частного автоинструктора, примерно треть учеников — выпускники автошкол с правами. А переучивание занимает гораздо больше времени, чем обучение с нуля.

Но и желающие получить в автошколе не только права, но и знания, сталкиваются с трудностями. Почему?

Вся система обучения в автошколе нацелена на натаскивание на сдачу экзаменов в ГИБДД. Выпускники с грехом пополам умеют выполнять на площадке четыре стандартные экзаменационные фигуры. Они также освоили только уличный экзаменационный маршрут, но и то на скорости до 40 км/ч. Некоторые инструкторы, чтобы облегчить себе работу, даже врут, что это требование Правил для учебных машин. А безопаснее и спокойнее ездить в общем потоке машин с его скоростью.

Ещё чаще автошкольные инструкторы предлагают нажимать педаль сцепления, когда надо и не надо. Например, при поворотах или при проезде через «лежачих полицейских». А сцепление вообще при проезде неровностей трогать не нужно. Его нажимают только кратковременно при переключении передач. А неровности проезжают с равномерной скоростью, чаще всего на второй передаче, которую включают заранее.

Лишние движения органами управления автомобилем — потеря секунд, которых может не хватить в аварийной ситуации. Я прошёл через автоспорт, а там, если теряешь на управлении даже доли секунд, никогда не добьёшься высоких результатов. И я сразу учу своих учеников ездить рационально и быстро. Об этом я уже писал, правда, с уклоном на психологию.

Скорость автомобиля нужно регулировать только педалью газа. Нажимая на неё для разгона и отпуская для торможения двигателем. Если же сцепление нажато, то приходится тормозить тормозами. А они нужны только для экстренного торможения. И вообще — чем опытнее водитель, тем реже он пользуется тормозами.

Музыкант, например, прежде, чем сыграть даже простую мелодию, овладевает своим инструментом — куда и с какой силой нажимать или дуть, играет гаммы.

Мы с учениками тоже овладеваем машиной сначала на площадке. Играем гаммы — трогаемся и останавливаемся, вырабатываем автоматизм нажатия на педали. Я объясняю, как это нужно делать и почему именно так. И только когда ученик уже достаточно овладел управлением, выезжаем на улицу.

Инструкторы же автошкол показывают, где какие педали, и сразу выезжают на улицу. И их ученики глохнут или нажимают не ту педаль на перекрёстке, пугаются этого. А сзади ещё гудят другие водители… А инструктор кричит на ученика. И страх перед вождением остаётся надолго. И переучить потом такого водителя гораздо сложнее, чем научить другого с нуля сразу правильно.

Почему же в автошколах так учат? Большинство инструкторов там — обычные шофёры, прошедшие месячные курсы автоинструкторов. Они не имеют ни педагогического, ни специального технического образования. Методика обучения — делай, как я. А если у тебя сразу не получается — ты дурак или дура. Это уровень ПТУ. В удостоверении автоинструктора так и написано: «Присвоена квалификация — мастер производственного обучения».

А большинство учащихся автошкол — не призывники, а люди с высоким образованием, добившиеся успехов в своём деле и привыкшие к другому кругу и стилю общения. Отсюда и многие проблемы при обучении.

Многие же частные автоинструкторы имеют высшее образование и понимают, как лучше учить. Совершенствованию их методик обучения способствует и жёсткая конкуренция. Предложений в Интернете очень много. Конечно, частные автоинструкторы бывают разные. Их правильный выбор — тема отдельной статьи.

А у опытных и результативных частных автоинструкторов работает, в основном «сарафанное радио» — старые ученики рекомендуют их новым. И хотя час обучения у них дорогой, но этих часов требуется меньше. А результат — ученик уверенно себя чувствует на дороге и может легко маневрировать среди других машин во дворах и автостоянках. Причём как передним, так и задним ходом.

Так почему же люди идут в автошколы, а не к частным автоинструкторам?

То, что без автошколы не обойтись — миф, выгодный и автошколам, и гаишникам. Но в каждой области есть отделения МРЭО ГИБДД, где принимают экзамены у самоучек экстерном. Причём экзамены бесплатны. В Москве два таких отделения, в Московской области — три. Такие отделения есть по всей России. Это определено Федеральным Законом о безопасности дорожного движения. Статья 26, пункт 2.

Научиться водить у частного инструктора, а затем сдать экзамен на права экстерном обойдётся дешевле и займёт гораздо меньше времени, чем через автошколу. А знания получите гораздо лучшие.

Конечно, автошколы, как и частные автоинструкторы, бывают разными. Но опыт общения с выпускниками автошкол, а на улицах и площадках с инструкторами, заставил меня выразить своё мнение.

Закончить статью хочу слегка изменённым её заголовком: «Зачем вы идете в автошколу?»

Опубликовано 1.03.2011
Дата первой публикации 26.02.2011

ШколаЖизни.ру рекомендует

Комментарии (3):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • Андрей Рыбаков Андрей Рыбаков Читатель 10 октября 2012 в 12:09 отредактирован 10 октября 2012 в 12:13

    Учился в автошколе. Изначально ставил перед собой задачу именно научиться управлять автомобилем, поэтому с инструктором занимался много. И на площадке, и по городу. Инструктор не орал, а учил ездить как на 40 км/ч по мелким улицам, так и по достаточно оживленным, где ездили уже со скоростью потока. На перекрестках, бывало, глох, но инструктор спокойно объяснял, что не нужно суетиться и обращать внимание на истеричные гудки некоторых «бывалых водил». Просто спокойно включите зажигание и трогайтесь с места.

    Ну и про сцепление. На площадке я только на нем и делал «четыре стандартные фигуры» А вот в городе инструктор всякий раз напоминал мне, чтобы я лишний раз не жал на сцепление.

    В общем, не во всех автошколах учат одинаково. Я считаю, мне повезло как с школой, так и с инструктором.

     
  • Валерий Яковлев,
    Автошкола - это особый мир. И каждый видит в нем что-то свое.
    А ученики, как во всякой школе, самые разные - в этом и интерес.
    • Урок в автошколе.
    Учитель:
    - Сегодня мы изучаем запрещающие знаки. Вот этот круглый знак с красной каймой и двумя машинками внутри означает то, что обгон запрещен.
    Специально для блондинок подчеркиваю - запрещен обгон всех машин, а не только красненьких и черненьких!!!
    • Две подруги:
    - Ну, как твои курсы шоферов? На экзаменах машину водила?
    - Водила!
    - И задом сдавала?
    - Да весь экзамен только задом и сдавала!

     
  • Татьяна Прокофьева Татьяна Прокофьева Главный редактор компании МЕДИО 1 марта 2011 в 09:24

    Очень точно описано обучение с инструктором автошколы. Я лет 9 назад пошла учиться, а до этого за рулем вообще не сидела. Каков был мой шок, когда на первом же уроке вождения мы сразу в город выехали... Ну конечно, сначала были всякие лекции несколько дней, но они совершенно не касались вопросов управления автомобилем. Знаки, медицина - ну а потом за руль... Инструктор (не самый худший из этой автошколы) все положенные уроки убеждал меня, что не мое это, что не ездить мне за рулем - и убедил на несколько лет. А потом я решилась-таки купить машину. Получила пару уроков от частного инструктора, потом мы с ним съездили за 1000 км по моим делам (он был за рулем) - я внимательно смотрела на все его действия, примечала тонкости. После этого уже сама. Через неделю ежедневных выездов уже чувствовала себя уверенно, и сегодня просто не мыслю себя без машины. И мой сын решил не в автошколе учиться, а сдать экстерном.