Злата Шульц
Злата Шульц   Профессионал

Как строилась Победа? Легенда советского автопрома

Посвещается 65-й годовщине начала серийного выпуска автомобилей ГАЗ М20 Победа.

Мой муж — почти Юрий Деточкин. Он так же охотится за автомобилями, но только не за 21-й «Волгой», а за «Победой». И не угоняет их, а покупает. Но с жульем борется из-за всех сил.

И вот пару лет назад купил он очередную Победу, отреставрировал ее и начал участвовать во всевозможных автопробегах, сниматься на ней в фильмах и даже возить свадьбы. Этой статьи не было бы, если б по телевидению не показали передачу про создание этого легендарного автомобиля.

А создавали ее долго и упорно.

Зарождение легенды Советского Союза началось в тяжелом 1943 году. 3 февраля 1943 года в Москве в Наркомсредмаше состоялось совещание, на котором Андрей Липгарт доложил о ходе разработок новых машин, в том числе и легкового ГАЗ-25, позднее переименованного в ГАЗ М20.

Ведущим конструктором по кузову назначили Александра Кириллова. Компоновку машины поручили вычерчивать группе под руководством Бориса Кирсанова. Контролировали их работу первый заместитель Липгарта А. Кригер (по шасси и двигателю) и Юрий Сорочкин (по кузову). Последний подключил к созданию форм машины талантливого художника-графика с великолепным пространственным воображением — Вениамина Самойлова, который впоследствии и создал окончательный вариант рисунка формы Победы. За ее основу решили взять кузов немецкого Opel Kapitan образца 1938 года.

После изготовления первых машин обнаружился редкий оптический эффект: при взгляде на переднее крыло с определенных ракурсов казалось, что крыло вогнуто. Этот эффект возникал из-за того, что большой участок крыла имел кривизну постоянного радиуса.

Некоторые элементы кузова приходилось штамповать по частям, а потом сваривать воедино. Заводы не располагали технологиями штамповки сложных поверхностей. Но, несмотря на все сложности, в ноябре 1944 года главный конструктор лично сел за руль опытного образца и вывел его на испытания.

У первого автомобиля был шестицилиндровый двигатель, задние двери открывались вперед, а передние и задние крылья были раскроены таким образом, что по бортам машины проходили две щели, разделявшие кузовные элементы. Спереди крыло не вплотную прилегало к передней двери, а контур задней двери не доходил до колесной арки. Все это мешало восприятию боковины машины.

Автомобиль имел комфортный и просторный салонТем не менее, Победа выглядела очень динамично и современно, и стильный наклон стекол усиливал этот эффект. Да и с точки зрения аэродинамики кузов был разработан идеально. Но больше такой тип кузова в советском автомобилестроении не применялся.

В конце концов Победа была продумана чрезвычайно основательно. Все формы ее оказались не только красивыми, но и практичными. ГАЗ М20 стал первым отечественным автомобилем с несущим кузовом и первым в мире серийным автомобилем с кузовом «бескрылой» формы.

Обилие хромированных деталей придавало автомобилю элегантный и солидный вид. В техническом отношении машина была полна новинок, облегчающих жизнь водителю. Появились электрические указатели поворота и стоп-сигналы, а также отопитель и звуковые сигналы высокого и низкого тона.

В Победе был предусмотрен багажникВпервые в Победе был предусмотрен багажник. Автомобиль имел комфортный и просторный салон, в котором свободно располагались 5 человек. Машина имела независимую подвеску передних колес и гидравлический привод тормозов. Выбор двигателя стоял между шестицилиндровым ГАЗ 11 и его четырехцилиндровой версией. Производство шестерок было хорошо отлажено, а четверка была компактнее, легче и потребляла меньше топлива. Но, не придя к окончательному варианту, последнее слово оставили за Вождем.

19 июня 1945 года, за 5 дней до парада Победы, легендарный автомобиль предстал на суд Иосифу Сталину. К машине с шестеркой Сталин отнесся скептически. Кроме того, в послевоенной стране была напряженка с топливом, а вариант с четверкой был очень экономичен. В итоге после долгого изучения обеих машин Сталин сказал: «Надо принять машину с четверкой, машина хорошая».

Вот она - мечта советского гражданина… И вскоре постановлением ГКО «О восстановлении и развитии автомобильной промышленности» было предусмотрено с 28 июня 1946 года начать серийный выпуск нового автомобиля.

Первоначально автомобиль планировали назвать «Родина» («Победа» была запасным вариантом). Спросили у Сталина. «А сколько будет стоить Родина?» — спросил Сталин. И машину назвали Победой. А сколько стоит ПОБЕДА, Сталин знал…

Эта машина стала символом победы Красной Армии в Великой Отечественной войне. Кроме того, это была одна из первых машин, доступных (при определенных условиях) рядовому потребителю.

Вот так создавалась Победа! Легенда советского автопрома! Мечта советского гражданина…

Опубликовано 28.06.2011
Дата первой публикации 12.04.2011

ШколаЖизни.ру рекомендует

Комментарии (8):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • Действительно машина - супер, спасибо за статью

     
  • Злата Шульц, замечательная статья.

    Оценка статьи: 5

     
  • Злата, отличная статья

    Оценка статьи: 5

     
  • Злата Шульц, расцветка у Вашей Победы просто замечательная!

    Оценка статьи: 5

     
    • Злата Шульц Злата Шульц Профессионал 28 июня 2011 в 16:22

      Игорь Коваленко, Да. Мы с мужем долго выбирали цвета. В Питере есть еще 2 Победы с комбинированными цветами, и несколько 21 Волг. В советские времена разрешалась подобная комбинация.

       
  • Андрей Владимиров Андрей Владимиров Читатель 28 июня 2011 в 12:50 отредактирован 28 июня 2011 в 19:41

    Злата Шульц,
    "Первоначально автомобиль планировали назвать «Родина» («Победа» была запасным вариантом). Спросили у Сталина. «А сколько будет стоить Родина?» – спросил Сталин. И машину назвали Победой. А сколько стоит ПОБЕДА, Сталин знал… "
    Наверное это из серии исторических анекдотов? (в хорошем смысле слова).
    Статья - Класс, Как раз в формате ШЖ. В меру технических подробностей, немного истории, немного юмора.
    В общем, всё ОК.

    Оценка статьи: 5

     
  • Нафтали Штейман Нафтали Штейман Читатель 28 июня 2011 в 09:18

    В прошлом году видел в центре Стокгольма старенькую "Победу". Ничего, достаточно прилично ехала, да еще с кучей барахла на крыше.