Евгений Довбня Дебютант

Как вести машину в тумане?

Туман создает сильные искажения объектов, изменяет расстояние и цвет. Если туман достаточно силен и, кроме всего прочего, на дворе ночь, то стоит задуматься: не отложить ли поездку до лучших времен? Но если ехать все-таки нужно, то придется рискнуть, только начинающего водителя искажения реальности могут привести к беде.

Amy Johansson, Shutterstock.com

Хотя в тумане не только начинающий может пострадать, но и опытный, так что тема эта серьезная и подлежит кропотливому исследованию.

Анамнез

А интересно, — думал Ежик, — если лошадь ляжет спать,
она захлебнется в тумане?" И он стал медленно
спускаться с горы, чтобы тоже попасть в туман
и посмотреть, как там внутри.

Туман — скопление в приземном слое атмосферы мелких водяных капель или ледяных кристаллов, понижающие горизонтальную видимость до 1 км и менее. При видимости от 1 до 10 км помутнение атмосферы, вызванное присутствием капель или кристаллов, называют дымкой, а помутнение, обусловленное пылью, дымом или другими твердыми частицами, — мглой. От облаков туман отличается тем, что он возникает непосредственно у земной поверхности.

Туман образуется в результате конденсации или сублимации водяного пара на содержащихся в воздухе жидких или твердых частицах примесей.

Пакости его величества

Ежик, подняв сухую палку и взяв ее наперевес,
двинулся сквозь туман. Палка, как слепая, блуждала
в тумане, пока не уперлась во что-то твердое.

Кроме значительного изменения видимости, во время тумана очень сложно определить расстояние до объекта. Невозможно понять: стоит впереди идущий автомобиль или движется. До определенного момента это просто белесое пятно впереди вас, которое внезапно выныривает из мглы прямо перед носом и проносится мимо.

Еще одна неприятная особенность тумана — искажение цвета. В тумане изменяются все цвета, кроме красного. Желтый становиться красноватым, зеленый — желтоватым. Поэтому, попав в туман, внимательней отнеситесь к сигналам светофора, убедитесь, что вы видите именно зеленый свет. Пусть ваши реакции будут лучше немного замедлены, чем «фатально скоропостижны».

Дальний свет в сильном тумане абсолютно бесполезен: в этом случае он создает непроницаемую белую стену. Поэтому использовать лучше только ближний свет.


Неожиданная помощь

И вдруг:
 — Е-еж-и-и-к! — будто с края земли донесся родной
крик Медвежонка. Ежик побежал на голос.

Туман ограничивает возможности зрения. Стоит подключить для лучшей ориентации и другие органы чувств. Приоткройте окна и слушайте. Возможно, то, что недоступно зрению, станет «очевидным» для слуха.

Противотуманные фары

Ежик сорвал травинку, на которой сидел Светлячок и,
высоко подняв ее над головой, как со свечой,
наклоняясь и вглядываясь себе под ноги, побрел в тумане.

Хорошими помощниками в сложной ситуации могут стать дополнительные противотуманные фары. Но о них следует позаботиться заранее. Такие фары могут быть белыми или желтыми. Встречным водителям больше мешает белый свет. Желтый свет намного мягче. Многое зависит и от формы фар. Традиционно круглые фары лучше. Главное — это правильно установить противотуманки. Туман стелется приблизительно на расстоянии 30 см от земли. Чем ниже туман, тем он реже. Фары должны быть установлены именно так, чтобы светить там, где туман редеет. В этом случае свет будет идти как бы из-под тумана и освещать дорогу.

И тогда ваше путешествие закончится столь же удачно, как и сказка Сергея Козлова «Ежик в тумане».

…Медвеженок говорил, говорил,
а Ежик думал: «Все-таки, хорошо, что мы снова вместе».

Опубликовано 30.11.2011
Дата первой публикации 28.11.2011

ШколаЖизни.ру рекомендует

Комментарии (14):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • Часто в комментах пишут: статья для новичков, статья для молодых статья для тех кто никогда... Но тем и ценна ШЖ, что все мы по жизни всегда чему то учимся, поэтому такие статьи очень ценны.

    Оценка статьи: 5

     
  • когда-то встретил заметку, что ультразвук способствует самоконденсированию в капли и опаданию. Ни мощности, ни частоты не помню, но факт любопытный - если у кого есть ультразвуковые фиговины для стирки - можно попробовать (все равно стирают плохо).

     
    • Сергей Дмитриев Сергей Дмитриев Профессионал 1 декабря 2011 в 03:08 отредактирован 1 декабря 2011 в 18:35

      Юрий Лях, тумана в ветреную погоду не бывает.Помню на Мембране было сообщение о том, как одни умельцы сумели сделать то(у)ннель в тумане, который довольно долго не затягивался опять туманом. Но как и чем, забыл.

       
      • Марианна Власова Марианна Власова Бывший главный редактор 1 декабря 2011 в 18:00

        Сергей Дмитриев, продули нечаянно.
        читать дальше →

         
        • Марианна Власова, спасибо,напомнили про Водопроводчика. Я бы присвоил Вам звание "Инет-Дока" первой степени. Откопать в пучине сообщений что надо - эт-то непостижимо.
          Надо, наверное, в туман протащить такой большой, как проходческий комбайн метро, пропеллер по трассе и, авось, "прояснится на доске". "Мало, мало настоящих буйных" изобретателей, вот и тычемся как Ёжики в тумане.

           
  • Сергей Русич Сергей Русич Читатель 30 ноября 2011 в 12:04

    Анатолий Григорьев: Ваш совет отношу к разряду "вредных советов".
    Фар таких, безусловно, не придумали, однако и днем, и даже в густом тумане ослепление может быть, т.к. эффект ослепления зависит от расширения зрачков. Ночью оно максимальное, в туман поменьше, в пасмурный день еще меньше. В ясный, солнечный день, да при встречном солнце над горизонтом, минимальное. Ослепление тесно связано со временем сужения зрачка (аккомодация) от расширенного до почти точечного. И если луч именно ваших фар попал прямо в зрачок, оттуда на сетчатку глаза, а солнце вы улавливали боковым зрением, то ослепление наступит на 100%. И в моей 42-х летней практике такие случаи бывали. Поэтому не нужно исключать возможности ослепления в тумане. И, поверьте, ослепление страшнее именно тогда, когда его не ждешь (солнечным днем, при не очень густом тумане и т.д.) Профилактика ослепления: НИКОГДА НЕ СМОТРИТЕ НА ФАРЫ ВСТРЕЧНОГО ТРАНСПОРТА! Взгляд должен быть направлен на край асфальта сопредельный с правой обочиной, там, кстати, в последние годы наносят сплошную белую или желтую полосы, которые хорошо просматриваются, а приближающийся свет встречной машины вы должны улавливать боковым зрением, тогда ослепление гарантированно не наступит. Удачи на дорогах.

    Оценка статьи: 5

     
    • Сергей Русич, Никаки ослеплений днём не бывает, равно как и "расширения зрачков", ибо днём света хватает от солнца, а ослепляющему свету фар мешает тот же туман. Можете ездить днём с каким угодно светом фар и никто Вам замигает "перекдючи фары".

       
      • Сергей Русич Сергей Русич Читатель 2 декабря 2011 в 19:33

        Анатолий Григорьев, Вы меня извините, но в медицине Вы профан, а с профанами я не спорю и не обсуждаю физиологии зрения, хотя возможно в физике и оптике сильны, но нет специфических, медицинских знаний. Это не хамство с моей стороны и не грубость. Как говорят на Западе: "Ничего личного". Просто констатация факта. Медикам известен эффект ослепления днем. Dixi.

        Оценка статьи: 5

         
  • Анатолий Григорьев Анатолий Григорьев Профессионал 30 ноября 2011 в 11:48 отредактирован 30 ноября 2011 в 11:52

    Из своего опыта замечу, что днём в тумане нужно включать дальний свет фар. При этом образуются два мощных луча направленных вперёд и ваша машина будет куда заметнее для любителей обгонов в тумане. Ослепления встречных водителей днём можно не бояться - не придумали ещё люди фар способных по мощности соперничать с солнцем. И ещё. Практическое правило - скорость в тумане в км/час должна быть не выше видимости дороги в метрах.

     
  • Сергей Русич Сергей Русич Читатель 30 ноября 2011 в 08:30

    Хорошая и информативная статья. Для меня нового ничего нет, но для молодых водителей много полезных советов. К которым хочу добавить еще один. Если туман очень густой, а мне приходилось в таком бывать несколько раз, когда видимость снижается до 1-1,5 метров и дорожного полотна и разделительной линии не видно вообще, то попросите своего спутника (спутницу) идти рядом с машиной положив руку на капот. Конечно скорость передвижения снизится до скорости пешехода. Но когда ОЧЕНЬ НУЖНО ехать, выбора нет. Дело в том, что и лобовое стекло тоже в тумане искажает окружающий мир и человек вне автомобиля видит трассу и обочину лучше чем водитель. Если у вас спутника нет, то лучше всё же остановиться с включенными габаритами на ближайшей стоянке и переждать несколько часов.

    Оценка статьи: 5

     
  • "Котлета пролезла", как теперь шутят об обделанном дельце. Многое намоталось на ус. Я узнал, почему противотуманные фары так низко пасполагают. Редко приходилось вести машину в тумане. В сильном тумане и днём надо ехать с огнём, т.е. с включёнными фарами и с пониженной скоростью, особенно если только 2 встречных полосы. Об обгоне и не помышлять.
    Статья хорошо украшена "Ёжиком в тумане".Оценка 5

     
    • Сергей,

      Спасибо Вам за лестный отзыв. Когда я собирал материал для статьи, то сам узнал достаточно много нового. В Алматы, особенно в осенне-зимний-весенний периоды, туман достаточно частое явление и приходится, само собой, с ним бороться.

      Оценка статьи: 5