Игорь Тырышкин Читатель

Как выбрать радиостанцию для автомобиля?

Цель — понять какие радиостанции, в каком диапазоне, лучше всего соответствуют единому каналу общения автомобилистов, участников дорожного движения.
Исходить будем, прежде всего, из строгого соблюдения закона. Никаких нарушений! Второе условие — минимум усилий для приобретения и эксплуатации. Будем считать нормальным когда не нужны никакие дополнительные разрешения и согласования — действует принцип «Бери и пользуйся!». Желательно, чтобы радиостанции были в свободной продаже везде.
На сегодняшний день выбор из трех вариантов:
Радиостанции гражданского диапазона «СВ» 27 МГц мощность до 10 Вт
Радиостанции диапазона «LPD» 433 МГц мощность до 0,01 Вт
Радиостанции диапазона «PMR» 446 МГц мощность до 0,5 Вт
Все указанные радиостанции не требуют для приобретения и эксплуатации никаких разрешительных документов. Поэтому их иногда называют безлицензионные. Какие из них лучше соответствуют решению нашей задачи?
Есть три важных аспекта:
Технический — дальность и качество связи, сложность монтажа и настройки.
Удобство эксплуатации — вес, размеры, дополнительные полезные функции.
Перспективы развития — важно, чтобы организованная система связи не оказалось «однодневкой». Чтобы технический прогресс не выбросил нашу систему в ближайшем будущем как морально устаревшую.
Рассмотрим указанные аспекты по порядку.
От чего зависят дальность и качество связи? От многих факторов. Основных два:
Методы преобразования и обработки информации, в нашем случае, речевого сигнала — учитывать не будем, потому, что они жестко заложены в технические параметры разрешенных к эксплуатации радиостанций.
Условия распространения электромагнитной волны.
Что касается условий распространения. Здесь ничего нового нет. Человечество давно исследовало этот вопрос, существует целая теория распространения электромагнитных колебаний. Достаточно воспользоваться выводами.
Без заумных рассуждений, в упрощенном виде дело обстоит так.
Реальная дальность распространения электромагнитной волны сильно зависит от длины волны. Распространяясь в пространстве, радиоволна при встрече с препятствием на своем пути подвергается, в основном, двум явлениям. Первое — дифракция, т. е. огибание препятствия (прохождение дальше). Второе — отражение — рассеяние от препятствия (не прохождение дальше). В реальности оба явления всегда присутствуют одновременно. Какая то часть радиоволны дифрагирует, какая то часть рассеивается.
Не вдаваясь в подробности, приведем вывод. С технической точки зрения у диапазонов LPD и PMR неоспоримое преимущество перед диапазоном CB.
В настоящее время радиостанции CB популярны у автомобилистов дальнобойщиков. Наверное потому, что исторически эти радиостанции стали доступны намного раньше. Жизнь заставила использовать то, что есть. Как правило, это стационарный аппарат, который монтируется в автомобиль. Антенна на крыше. Вне автомобиля работать нельзя, в карман не положишь.
Второй аспект — удобство эксплуатации.
Особых споров здесь возникнуть не должно. Очевидно же — портативное, мобильное устройство связи гораздо удобнее громоздкого, стационарного. Это как сотовый телефон в сравнении со стационарным. Есть сомнение в дальности действия. Конечно, дальность в LPD и PMR резко увеличится, если использовать выносную антенну на крыше автомобиля. Вопрос в другом. А нужна ли большая дальность? Зачем?
Зачем большая дальность? Если нужно попросить нерадивого водителя потесниться и дать себя безопасно обогнать? Зачем большая дальность, если заметил у впереди едущего автомобиля забытый мигающий поворот, приоткрытую дверь, багажник, колесо на одной гайке? Важно обезопасить себя и других, прежде всего, рядом, немедленно. А дальние могут подождать и лучше, если вообще мешать не будут.
А что плохого в том, если в дальней дороге услышишь вежливое приглашение посетить ближайшее придорожное кафе? И с ходу сделаешь заказ? Не отвлекаясь от дороги, прослушаешь что еще интересного и полезного есть рядом.
По сути, можно выстроить на основе единого канала радиосвязи целую систему, которая позволит сделать нашу жизнь безопаснее и комфортнее. И тогда покажется странным — почему продаваемые автомобили не комплектуются радиостанциями с общим дорожным каналом связи? Почему автомобильные сервисы не оборудованы единым каналом связи?
Третий аспект — перспективы развития.
Как это дело будет развиваться дальше — никто не знает. Но предусмотреть некоторые, очевидные уже сейчас нюансы, необходимо. Какие конкретно?
Диапазон CB бесперспективен. Из-за низкой помехозащищенности и невозможности изготовления портативных радиостанций.
Переход на цифровые стандарты. Уже сегодня есть цифровой стандарт DMR преемник PMR, производятся цифровые радиостанций. Причем, отмечается совместимость при переходе от аналоговых методов к цифровым. Не надо доказывать, что цифровая обработка резко улучшает качество.
Итак, что у нас в «сухом остатке»?
Остались у нас для выбора два диапазона — LPD и PMR. На каком остановимся?
С технической точки зрения они почти равноправны. Если не считать, что разрешенная мощность PMR в 50 раз больше LPD (0,5 Вт против 0,01 Вт). Зато в LPD каналов много больше (69 против 8).
По-поводу каналов — не важно. Нам нужен один, единственный.
По-поводу мощности — преимущество существенно, но не критично. Есть результаты практических испытаний, доказавших в условиях города, примерно одинаковую дальность действия.
Решающие аргументы в пользу выбора следующие:
Диапазон LPD разрешен для свободной эксплуатации в России. Во многих странах Европы — запрещен. В отличие от диапазона PMR. По сути Россия в 2005 году присоединилась в этом деле к европейскому сообществу. Глупо себя ограничивать только территорией собственной страны без веских причин.
Перспективы развития PMR — переход на современные цифровые стандарты.
Наш выбор — PMR 446 — 1 канал.
Почему 1? По праву первопроходцев!

Опубликовано на личной странице 05.12.2011
Дата первой публикации 05.12.2011

ШколаЖизни.ру рекомендует

Комментарии (0):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети: