Михаил Груздев Грандмастер

На чём мы будем ездить в недалёком будущем? На самолётомобилях!

И не только ездить, но ещё и летать! Да-да! Это уже не фантастика. Первый самолётомобиль, подготовленный к серийному выпуску, уже проходит сертификационные испытания, необходимые для легковых автомобилей. Лётный сертификат этот уникальный вид транспорта уже получил.

Transition Proof of Concept Matt Brown, en.wikipedia.org

Правда, потом его пришлось переполучать снова. В общем, всё по порядку.

Называется этот автомобиль не автомобиль, самолёт не самолёт — «Transition». Как точно переводится — не знаю, онлайн-переводчик переводит это слово как «переходной, переключение, связующее звено, эволюция». И, вот в чём прикол, каждое из этих определений правильное.

По внешнему виду «Transition» больше напоминает не автомобиль, а лёгкий самолёт. И при этом это транспортное средство способно легально ездить по дорогам общего пользования. Крылья при посадке автоматически складываются, а тяга двигателя переключается на ведущие колёса.

Сама концепция «летающего авто», признанная экспертами «коммерчески годной», появилась в 2006 году. Конструкторы сделали первый летающий прототип меньше чем за год! Вот о ком сегодня можно петь:

Мы рождены, чтоб сказку сделать былью,
Преодолеть пространство и простор,
Нам разум дал стальные руки-крылья,
А вместо сердца — пламенный мотор.

О создании производственных мощностей для создания этого уникального личного транспорта американская компания «Terrafugia» объявила ещё в 2008 году. Однако тогда просто не было ещё законов, которые позволяли ездить самолётам по дорогам общего пользователя.

Кроме того, законодатели выразили сомнение в безопасности данного вида транспорта для других участников дорожного движения: «Люди будут пугаться необычного вида, что, возможно, вызовет аварии». Пришлось идти на хитрость. К авиашоу AirVenture 2010, проходившему в городе Ошкош (Oshkosh), штат Висконсин, внешний вид самолёта был приведён в «более автомобильный вид», теперь даже в полёте машина больше напоминает не самолёт, а легковой автомобиль с крылышками. Сама же более «автомобильная» модель второго поколения стала называться «Transition Proof of Concept».

Кроме чисто внешних изменений, «вылизывалась» конструкция и «внутренности механизмов»: улучшено крыло с оптимизированным профилем, более мягким стал механизм складывания, улучшен механизм переключения трансмиссии с «летного режима» на автомобильный, доработан интерьер кабины «пилота».

Основные характеристики самолётомобиля «Transition Proof of Concept»:

Вес аппарата: 440 кг.
Полезная нагрузка: 210 кг.
Посадочных мест на борту: 2 шт.
Размеры: в «автоварианте»: длина — 6 метров, ширина — 2,3, высота — 2 м.
В варианте «самолёт»: ширина (точнее размах крыльев) составляет 8 м.
Мощность двигателя в стандартном варианте: 100 лошадиных сил.
Скорость полёта: максимальная — 185 километров в час, крейсерская — 172 км/ч.
Дальность полёта: до 750 км, длина разбега — 600 метров.
Расход топлива: в полёте — 18,9 литра в час, на шоссе — от 6,7 л/100 км.
Объём бака: 87 л. Специальный компьютер сообщает, когда уровень топлива в баке становится меньше критического (в воздухе это четверть бака), и показывает на дисплее в кабине пилота ближайшие заправки.

Когда компания объявила, что самолётомобиль встанет на конвейер в 2009-м, не было учтено ещё одно обстоятельство. Права на управление самолётом получить гораздо труднее, чем автомобилем. А в категорию «лёгкий спортивный самолет», права на которую получить для частных лиц легче всего, самолётомобиль не проходил по весу.

И как ни пытались конструкторы облегчить конструкцию без существенного снижения безопасности, пока это не получилось. Но компания Terrafugia доказала, что она настоящий боец и не намерена отказываться от своих далеко идущих амбициозных планов. Два года ушло на лоббирование нового закона в федеральном управлении авиации США (FAA), чтобы категория «лёгкий спортивный самолет» потяжелела на 50 кг. Как раз настолько, чтобы в неё вписался новый, облегченный «Transition».

Кроме того, для повышения безопасности, учитывая, что самолётомобиль будут пилотировать непрофессиональные пилоты, в машину встроен аварийный парашют, в случае нештатной ситуации плавно «сажающий» машину. Даже при полной потере управления. Правда, все лётные сертификационные испытания пришлось проходить заново.

Заказы на самолётомобиль принимаются уже сейчас. Цена на сегодняшний день (2012 г.) примерно 250 тысяч американских дензнаков. Для того чтобы вас поставили в очередь, достаточно внести всего лишь 10 000 долларов.

Теперь старт серийного производства перенесён на 2013 год. И знаете, наверное, у них получится. Просто не может не получиться!

PS. Зарегистрированные товарные знаки являются собственностью их владельцев.

Опубликовано 9.03.2012
Дата первой публикации 02.03.2012

ШколаЖизни.ру рекомендует

Комментарии (37):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • "Летающий автомобиль Terrafugia получил добро на лётные тесты."

    Проект "Гиктаймс.ру". 16.12.2015

     
  • Сегодня, 5-го апреля описанный в статье самолётомобиль был представлен на международном Нью-Йоркском автосалоне. Сообщается, что в 2012 будет изготовлено 100 автомобилей и цена предполагается "выше 300 000 долларов".

     
  • Такую машину создать вполне возможно, даже чтоб она была удобной. Мы часто сталкивались с такими в кино (назад в будущее, например), литературе (фантасты) и жизни (пример - беспилотные летательные аппараты, к примеру). Для этого достаточно снабдить такую машину вертикальным взлётом и посадкой. Можно использовать пропеллер или турбины, а может и антигравитационные установки (в скором будущем). Также с возникновением такого аппарата надо будет решить множество соприкасающихся вопросов... Наса подключить, что-ли?=)

     
    • Валерия Миняйленко, а что произойдет, если один гравитолет окажется под другим? И как будут себя чувствовать люди под пролетающим гравитолетом - юбки не позадираются и шапки не улетят?

       
      • Сергей Дмитриев Сергей Дмитриев Профессионал 4 апреля 2012 в 20:37 отредактирован 4 апреля 2012 в 20:37

        Юрий Лях, гравитолёты нам в обозримом будущем не угрожают.
        "Не пропадёт и скорбный труд" создателей необычных ЛА, количество попыток неизбежно продвинет и качество. Многие даже не предполагают, чем аукнутся их забавы.

         
  • Ну вот за американцами подтянулись голланцы
    "Голландский летающий автомобиль совершил первый вылет"

     
  • Ну вот, свершилось!
    Сегодня 24.03.2012 в программе "Автовести" российского новостного канала "Россия 24" объявлено, что самолетомобили запущены в производство и за 2012 г. будет произведено 100 машин.

     
    • Михаил Груздев, хорошая весть, только громоздкое самолётомобили надо укоротить, в обиходе такое не покатит, не полетит. Хоть конкурс объявляй на ник.

       
  • Скорее такие штуки станут массовыми и доступными, чем у нас дороги нормальные сделают...А то у нас и дорог-то, кроме железной, в некоторые места нет совсем( Хрен доедешь...

    Оценка статьи: 5

     
    • Юрий Лях Юрий Лях Читатель 12 марта 2012 в 21:57 отредактирован 22 ноября 2016 в 12:04

      Татьяна Смирнова, низзя, вы представляете, какой столб пыли подымет эта штука при взлете? Особенно, на наших дорогах.

       
  • Марианна Власова Марианна Власова Бывший главный редактор 9 марта 2012 в 21:44

    А в Израиле в процессе разработки вот такой "аэро-ослик" - принципиально бескрылый.

     
  • Олег Антонов Олег Антонов Аксакал 9 марта 2012 в 20:38

    Михаил Груздев, что-то я сильно сомневаюсь, что это чудо пройдет сертификацию по безопасности. Современные автомобили весят около тонны при полезной нагрузке 450 кг, двухместники тоже недалеко ушли. И такое соотношение отнюдь не из-за искусственного утяжеления, наоборот. Например, как говорилось про Мазду MX-5 - "велась непримиримая борьба с весом". Которая, тем не менее, завершилась на отметке в 1100 кг.
    Серийно такие штуки, может быть, и будут выпускать, но на дороги вряд ли выпустят.

     
    • Иван Бухой Иван Бухой Читатель 9 марта 2012 в 21:04

      Олег Антонов, кстати, а Вы не заметили в статье неточность ? 600 метров - это не длина разбега, а взлетная дистанция до набора высоты 15 метров.

       
      • Олег Антонов Олег Антонов Аксакал 9 марта 2012 в 21:26

        Иван Бухой, а это критично?
        Посмотрел сейчас на фотографию этой штуки. В автоварианте впечатление не очень.

         
        • Сергей Дмитриев Сергей Дмитриев Профессионал 9 марта 2012 в 23:05 отредактирован 9 марта 2012 в 23:06

          Олег Антонов, такое летающее ТС может создать непредвиденные проблемы. Всё-таки лучше разделить мух от котлет. Если уж невмоготу "летать охота", лучше взять в прокат легкий,лёгкий ЛА. А может возить на прицепе как мобильный туристский домик? Или лодку с подвесным мотором?

           
          • Сергей Русич Сергей Русич Читатель 10 марта 2012 в 11:06

            Сергей Дмитриев, ну, это уже давным давно не новинка. Наши Птенец и Птенец 2 существуют и летают изрядненько лет!

            Оценка статьи: 5

             
            • Сергей Русич, это для меня была новинка,мало ли о чём я не наслышан. Кста..,может быть уже есть ТС по типу лодки с подвесным мотором, только с пятым колесом вместо винта? Такая ездилка может быть оч дешёвой, простой и лёгкой. В неё можно вписать много новенького.

               
          • Иван Бухой Иван Бухой Читатель 10 марта 2012 в 01:18 отредактирован 10 марта 2012 в 01:19

            Сергей Дмитриев, кстати про прицеп. Словенская фирма Pipistrel производит мотопланер Taurus Electro G2 с электроприводом. Планер перевозится и хранится в специальном прицепе, оснащенном солнечной и аккумуляторной батареями, и от него же заряжается.

             
        • Иван Бухой Иван Бухой Читатель 9 марта 2012 в 21:40

          Иван Бухой, а это критично?

          Очень. Взлетная дистанция показывает способность взлетать в условиях ограниченных подходов к аэродрому. Разбег может быть очень небольшим, но если аппарат имеет невысокую скороподъемность, с площадки малых размеров он не взлетит.

          Посмотрел сейчас на фотографию этой штуки. В автоварианте впечатление не очень.

          Да что там... Это просто самолет с приводом на шасси. Меня очень напрягает наличие четырех(!) узлов складывания крыла и субтильные колесики. Торчащие балки с оперением вообще слабо совместимы с ездой по городу.

           
  • Этот ли или другой проект - что-то в этом роде непременно должно осуществиться. При интенсивности связей, как ни расширяй дороги, они будут тесны. Достаточно посмотреть, как резко возросло число людей, которым личный транспорт необходим, за последние десятки лет. Трудно было сомневаться, что поиски в этом направлении идут.
    Очень интересная статья! Большое спасибо!

     
  • Такие попытки на западе уже предпринимались.
    Кажется, в 60е годы даже начали выпускать автомобиль-самолет. Он и ездил и летал. Из-за отсутствия спроса программу пришлось свернуть.
    Что-то будет сейчас?

    Оценка статьи: 4

     
  • Сергей Русич Сергей Русич Читатель 9 марта 2012 в 02:12

    Название аппарата в статье какое-то неуклюжее. Много лет назад наши, советские, и зарубежные фантасты предложили ряд более удобопроизносимых и изящных названий для аппаратов подобного типа, появление которых они предвидели и считали неизбежным. Наиболее удачные, имхо, названия родом из СССР - авиетка, родившиеся за бугром - флаер.

    Оценка статьи: 5

     
    • Сергей Русич, кстати о термине "флаер".

      Словать PROMT:
      flyer , Существительное
      [ˈflaɪə]

      летчик m
      реклама f (Кино и масс-медиа)
      афиша f (Кино и масс-медиа)
      ступень прямой лестницы f (Строительство)
      лучинка f (Полиграфия и издательское дело)
      бегунок m (Химия)
      участник полета m (Авиация)

      где самолётомобиль-то?

       
      • Михаил Груздев, тоже из словаря: flivver{flive}(америк.разг) дешёвый автомобиль.
        самолётомобиль слово громоздкое,как само изделие,чем и вызывают отторжение.
        Энтузиазм создателей вызывает уважение,хотелось бы быть свидетелем их успеха.
        Самое трудное дело доказывать очевидную полезность новаций, многие из них идут туго и Вы можете привести показательные примеры тому.

         
    • "Много лет назад наши, советские, и зарубежные фантасты предложили ряд более удобопроизносимых и изящных названий для аппаратов подобного типа..."
      Сергей Русич, уже много лет фантастика не читается, а смотрится по телевизору. Да и фантасты обычно, сильно не думая, просто соединяли нужные слова. Так у Клиффорда Саймака есть вечмобиль (вечный автомобиль).

       
  • Иван Бухой Иван Бухой Читатель 9 марта 2012 в 01:33

    Это просто замечательно. Столько усилий, для того чтобы построить аппарат, обладающий недостатками автомобиля и самолета одновременно...

     
    • "Столько усилий, для того чтобы построить аппарат, обладающий недостатками автомобиля и самолета одновременно..."
      Иван Бухой, первые автомобили обладали столькими недостатками, что иметь лошадь было куда практичнее. Ну, и часто Вы видите на улицах лошадей?

       
      • Иван Бухой Иван Бухой Читатель 9 марта 2012 в 08:21

        Михаил Груздев, все дело в том, что этот "автомобиль" не заменит "лошадь". Это изначально паллиатив и плод ошибочной концепции. Будущее за СВВП, способными доставить пассажиров и груз от порога до порога.

         
  • Информативно, интересно. Когда,где и как будет меняться режим авто-самолёт и наоборот? Будут ли задействованы диспетчеры? Сомнения копошатся.Для самолёта много шасси, для авто лишние крылья. Но может быть отработается в реальном использовании.

     
    • Иван Бухой Иван Бухой Читатель 9 марта 2012 в 08:28

      Сергей Дмитриев, в том и дело. Как автомобиль - много лишнего и слишком сложно в эксплуатации. Как самолет - не оптимально хотя бы с точки зрения расхода ресурса планера и силовой установки. Глядя на почти столетнюю историю попыток создать автолет, вспоминается присказка про мышей и кактус...