Михаил Берсенев Грандмастер

Почему сочинских водителей смело можно посылать в космос? О транспорте олимпийской столицы

«Сочинцы украли у москвичей железнодорожный состав!» — на миг сие открытие поразило мое воображение. Я с подозрением глянул на баклажку с местным разливным вином, что держал в руке: чем же они тут туристов поят?! Реальное чувство дежа-вю посетило меня, когда я ехал в электричке «Сочи — Туапсе». Мне показалось, что я снова в Москве!

Дело в том, на стенах вагона этого короткого поезда я увидел отлично наклеенную схему московского метрополитена, да еще схему движения пригородных поездов с одного московского вокзала. Итак, повторюсь: я — в Сочи, еду в электричке в сторону Туапсе. А поезд явно едет откуда-то из московских железных дорог! Даже схему метрополитена столицы и пригородных поездов не успели отскоблить!

Я чего уж скрывать, даже на миг испугался, что никуда из Москвы не выезжал, а все эти море, горы, пальмы — есть мираж! Как в пустыне. Лето выдалось, как в пустыне, жаркое. Так я обратил более концентрированное внимание на сочинский транспорт, дороги, водителей. Экзотично все! Но — нет, вот и снова — Сочи. Оказывается, сочинское отделение РЖД взяло в аренду небольшой пригородный состав у московской железной дороги. Вот и курсирует теперь между Сочи и Туапсе комфортабельный, по-московски оформленный поезд.

Надо сказать, что электричек в Сочи как таковых почти нет. Пару раз в день ходит короткий состав из Сочи до Туапсе, и обратно. Мягкие кресла. Часто можно найти свободное место. Главный плюс электрички в Сочи в следующем: едешь по прямой! А не по горному серпантину на маршрутке, скажем, где тебя прямо-таки выворачивает с непривычки от огромного количества крутых поворотов и подъемов-спусков.

Электричка стучит колесами по расписанию. В составе разносят холодные воды. Электричка не мается в пробках. Электричка дешевле, наконец, чем автобусы и маршрутки. Электричка безопаснее всех видов наземного транспорта. Но она ходит очень редко, повторяю. А жаль. Совет туристу: пользуйтесь этим нехитрым видом транспорта в Сочи и окрестностях по максимуму.

Теперь к тому, что больше всего поразило в автомобильном транспорте. Речь идет о человеческом факторе. Говоря о местных, сочинских водителях, я не могу не сделать этим людям комплимент. Они, как я видел, реальные мастера вождения! Как им удается разъезжаться со встречными машинами на очень узких горных дорогах, для меня остается загадкой. Подчас миллиметры составляют боковой интервал, а они едут и минуют друг друга без неприятностей. Я сам видел, как подчас колеса автомобилей, автобусов шуршат прямо по самой бровке обочины (а там обочина это — сотня метров наклонной поверхности горного склона).

Съездите, например, в Малый Ахун или в деревню Ореховка. Да везде почти дорога — серпантин. Если уж поворот, то крутой, и следует один за другим. Реально может стошнить, особенно детей. Да еще жара. Так что, если вы приезжий с равнины — обязательно купите в аптеке таблетки от укачивания. Местные, очевидно, привыкли к этой круговерти. Я даже теперь могу смело предложить: если уж и посылать кого в космос, то берите сочинца! Или сочинского водителя. Ему (или ей) эти центробежные силы — как слону дробина. Вот у кого отменный вестибулярный аппарат! Вот кого можно крутить-вертеть в невесомости, как цыпленка гриль на шампуре. И ничего ему не будет!

Вообще же, несмотря на сложности в вождении, трудность условий эксплуатации автомобильного парка, местные шоферы не унывают. Дорожные пробки в Сочи теперь явление обычное, и вот тут и проявляется народное творчество. В одной из маршруток я прочитал инструкцию по объявлению о своем намерении покинуть маршрутку, состоящую из одного предложения: «Чем тише вы назовете свою остановку, тем дальше ее проедете». Я не хотел разминуться со своей остановкой, поэтому, когда мы к ней приблизились, громко гаркнул на весь салон: «У Торгового центра притормозите!». Все пассажиры почему-то вздрогнули, водитель рявкнул сначала: «Вау!», затем недовольно с кавказским акцентом спросил: «- Зачэм так кричишь? Я чито — глюхой?»

Я ему говорю, что вот тут написано у вас: «Чем тише вы назовете свою остановку, тем дальше ее проедете!». Он говорит, что все верно написано, но зачем так кричать? Зачем людей пугать? Тогда я буквально шепотом прохлопал губами: «У Торгового центра притормозите!». На сей раз, шофер улыбнулся и пробурчал: «- Говори громче, дорогой!» Нет, не такие уж и буки эти разноплановые сочинские водители! Мы похихикали с сочинцами, и я покинул салон маршрутки, чтобы зашагать по проспекту и присмотреться к автопарку города.

Следует заметить, что Сочи — тот редкий регион, где почти не встретишь старых драндулетов. Поверьте, автопарк здесь не хуже московского, почти все частные машины ухожены, блестят на солнце. Подавляющее большинство — новые иномарки. Ржавых тарантаек вообще не видно: они просто не вылезают, очевидно, на дорожное полотно. Реально Сочи — динамичный, респектабельный, бурно развивающийся регион. Развитие — есть движение и то, на чем передвигаются сочинцы в основной массе, вызывает удовлетворение. Хорошие свежие автомобили разных марок. И еще — с самых разных регионов! Даже с Белоруссии едут сюда отдыхающие на автомобилях.

Движение в городе очень плотное. Дороги, повторю, очень узкие, как и везде в старых районах много ям, выбоин. Рулить здесь тяжело, опасно. Поэтому еще хотелось бы обозначить определенную проблему: турист неуютно себя чувствует в маршрутке или автобусе, когда водитель едет на высокой скорости по горному серпантину. При этом разговаривает по сотовому телефону, умудряется курить, и в итоге рулит почти одной рукой! А ведь чуть не рассчитал, не вписался в поворот… В Сочи и окрестностях это означает лететь под откос с огромной горы. Я понимаю, что местные к этому привыкли — говорить за рулем по сотовому. Но приезжим (я беседовал с отдыхающими из разных регионов России) все это кажется дискомфортным. И более того — опасным.

Хочется дать не совсем серьезный совет: ходите по Сочи пешком. Отсутствие лишнего веса гарантированно. Правда, протяженность Сочи составляет более 140 км… Чудно, но — факт. А если уж столько топать не хочется, садитесь в сочинские маршрутки, и мастера — водители доставят вас из пункта, А в пункт В целыми. Или частями. Не важно. Главное — доставят. Водят они действительно классно.

Опубликовано на личной странице 09.03.2012
Дата первой публикации 09.03.2012

ШколаЖизни.ру рекомендует

Комментарии (0):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети: