Статья дня
Евгений Жарков   Грандмастер

Автомобиль. Роскошь или средство передвижения?

Не секрет, что каких-то лет 30 назад покупка советским гражданином машины была сравнима с запуском очередного спутника. Утрирую, конечно, но, в общем и целом, для конкретного индивида события были одинаково значимые. А если учесть, что спутники (если уж по-честному) всем были до звезды, то заветный автомобиль в сердцах жителей СССР занимал даже большее место.

Tatiana Popova, Shutterstock.com

На машину копили годами. Отказывали себе в насущном. Зачастую шли на сделку с совестью. И всё ради «железного коня», будь то ВАЗ, ГАЗ или «Москвич». Ни с чем не сравнимое чувство, когда ты садишься за руль собственного авто, ловя пристальные и завистливые взгляды соседей. Но времена изменились.

Сегодня среднестатистический москвич на свою среднестатистическую зарплату может спокойно купить подержанное корыто отечественного производства. А если чуть потерпеть и походить пешком на полгода или год больше (зависит от зарплаты), то можно вклиниться в ряды радостных обладателей б/у иномарок, тем самым поддержав японского или немецкого производителя. А если еще потерпеть… впрочем, зачем? Нынче купить машину можно даже без денег. То бишь в кредит. Заплатил три рубля и езди. Только не забывай вовремя проценты банку отчислять.

Многие «пешеходы» так наивно и полагают. Мол, дело-то нехитрое. Когда же машина начинает неустанно высасывать семейный бюджет, становится не до смеха. Так к чему нужно быть готовым после совершения сделки?

Начнем с того, что по сегодняшним законам еще до постановки авто на учет в ГИБДД необходимо совершить как минимум два затратных по времени и деньгам мероприятия. Во-первых, вы обязаны пройти ТО (технический осмотр транспортного средства). Владельцам новых машин (младше 3-х лет) проще, им по закону необязательно предъявлять талон для получения страховки. А вот б/у конь должен получить заветный талон сразу, иначе ОСАГО не продадут.

Госпошлину платить не надо. Берете паспорта, свой и машины, и ползете в любой понравившийся вам пункт ТО. Нюанс в том, что далеко не все подержанные авто способны эту процедуру осилить с первого раза. А платить придется за каждый осмотр, вне зависимости от результата. И неисправности найденные устранять за свой счет. В числе последних может быть безобидная подсветка заднего номера, а могут быть и неисправные тормоза или «косоглазые» фары. Вот почему в России, даже после отстранения от кормушки сотрудников ГИБДД, фиктивные талоны ТО по-прежнему в почете. Не знаю как в Москве, а в Новосибирске услуга стоит относительно недорого — в районе полутора тысяч рублей. Но приехать на пункт и «посветиться» под камерами все равно придется.

Итак, ТО вы прошли. Так или иначе. Теперь пора доставать из кошелька очередную сумму. Идем страховаться. Закон, что дышло, поэтому некоторые страховщики с радостью продадут вам страховку и без предъявления талона ТО. И будьте уверены, когда с вами, не дай Бог, случится ДТП, они не забудут упомянуть факт отсутствия ТО в уведомлении об отказе в выплате. Вот почему, несмотря на якобы «ненужность» бумажки, особенно на дороге (теперь сотрудники ГИБДД не имеют права запрашивать талон в числе документов), получить его стоит. На всякий пожарный.

Оформить страховку можно в любой приглянувшейся компании. Можно даже на том же пункте ТО. Учитывая, что без страховки ездить не рекомендуется, то даже нужно. Лишних денег не возьмут, но и себя не обидят. Особенно достается начинающим молодым автолюбителям, на которых распространяется повышающий коэффициент 1,8 до достижения ими стажа в 3 года. Страховка учитывает и мощь авто, и возраст, и количество будущих «водителей». Поэтому, приобретая какой-нибудь спорткар двадцатилетней давности и оформляя его на всех пацанов с района, будьте готовы к тому, что сумма будет феерической.

Ладно, документы получены и можно смело двигаться в сторону отделения ГИБДД, чтобы официально заявить о своем праве на приобретенную машину. Здесь тоже имеются свои подводные камни. Дабы сэкономить, не рвитесь вперед батьки в пекло. Спокойно оплатите госпошлину, узнайте на сайте или на стенде в самом отделении точный список требуемых документов, сделайте копии и приезжайте пораньше. Если заполните заявление на постановку сами, сохраните еще энную сумму. За все вышеуказанные операции, включая ксерокопирование, в самом ГИБДД с вас сдерут тройную цену.

Теперь лишь осталось постоять в очереди и в лучшем случае через пару часов на руках у вас появятся новенькие блестящие номера и свидетельство о регистрации. Первые можно, не отходя от кассы, прикрутить к машине, а второе приложить к правам и страховке. А вот ПТС (паспорт транспортного средства) возить с собой, как это делают некоторые, не советую. В случае потери этого ценного документа, у вас возникнут очень серьезные проблемы с последующей реализацией авто.

Итак, в права владения вы вступили. И, казалось, что на этом беготня и расходы вроде бы закончились. Как бы не так. Настало время перейти от бюрократии непосредственно к нуждам самого авто. Дело в том, что хорошую машину просто так никто не продаст. «Такая корова нужна самому». Если купили авто с рук, будьте готовы к сюрпризам. Впрочем, неожиданности случаются и с новьем, только там вам окажет помощь гарантийный сервис, а б/у «ведро с болтами» придется везти в дядьке в гараж или на проверенную СТО. Почему проверенную? Потому что «профессионалы» могут легко поменять в вашей покупке все нужное и ненужное. Как говорится, дорого и долго.

На что обратить внимание в первую очередь? Масло в двигателе, жидкость в коробке передач и гидроусилителе (если таковой имеется), все фильтры вкруговую и свечи зажигания. При этом неплохо бы разузнать у прежнего владельца, что именно и когда в последний раз он заливал внутрь. Впрочем, многие предпочитают не заморачиваться и промыть коробку и двигатель, однако не всегда подобная операция хорошо сказывается на работе агрегатов.

Расходники поменяли? Хорошо, если в машине вас ничего не беспокоит. А иначе придется снова ехать на СТО, ибо все подержанные авто, в той или иной мере, ущербны. Ходовая часть, коробка передач, двигатель, электрика, иногда даже кузов требуют осмотра и вынесения приговора. Иные умудренные опытом автовладельцы стараются предугадать эти нюансы на стадии покупки или вовсе идут в салон за новой машиной. Однако далеко не все обладают необходимыми знаниями, чтобы самостоятельно обнаружить неисправность в покупаемом авто, или деньгами, чтобы за свой счет катать каждую понравившуюся машину к спецам. Поэтому многие сюрпризы выявляются уже на стадии эксплуатации. Вплоть до того, что некоторые особо неудачные экземпляры автопрома не успевают прижиться и снова выставляются на продажу.

Вы еще не передумали? Помните, что автомобиль — это движимое имущество и облагается налогом. Последний привязан к мощности, поэтому, чем больше лошадей у вас под капотом, тем серьезней суммы ежегодных отчислений государству. Бензин, кстати, тоже в России не самый дешевый. Стоимость литра топлива разнится от региона к региону и регулярно повышается, иногда резко и безвозвратно.

И напоследок. Машина сегодня, конечно, не роскошь. И все вышеуказанное для любого автовладельца — не новость, а суровая правда жизни. Любишь кататься, люби и саночки. Мой, чисти, ремонтируй, ухаживай, храни в положенном месте, защищай и эксплуатируй по правилам. И тогда радость от обладания железным конем не будет омрачена многочисленными тратами, а в вашем бюджете останется место и для других полезных покупок. Например, литых дисков. Магнитолы. Чехлов на сиденья. Ведь белый свет на машине клином не сошелся, не правда ли?

Опубликовано 14.06.2012
Дата первой публикации 13.06.2012

ШколаЖизни.ру рекомендует

Комментарии (43):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • Отличный текст во всех отношениях.

    Оценка статьи: 5

     
  • Вячеслав Старостин Вячеслав Старостин Грандмастер 14 июня 2012 в 19:51

    Рулит здравый смысл и логика!.. А всякие "измы" от постоянного почесывания приводят к болезненным явлениям.

    Оценка статьи: 5

     
  • Вячеслав Старостин Вячеслав Старостин Грандмастер 14 июня 2012 в 19:39

    Да позволят мне автор и редакция высказаться... На мой взгляд, автор правильно проблему обозначил. Расходы на обслуживание автомобиля - те 60% из 100, что заложены бизнесом. 40% - накрутка при продаже (% - ориентировочно). Автокредит - сплошная головная боль.

    Частенько можно видеть дорогущий авто (понты корявые) на автокредите припаркованный во дворе захолустного дома.

    Автор и спрашивает: "Автомобиль. Роскошь или средство передвижения?"

    Кстати, этот вопрос мысленно поставьте к каждому абзацу стати и получите ответ на вопрос: "Почему статья опубликована?"

    Ферштейн?

    Оценка статьи: 5

     
    • Юрий Савушкин Юрий Савушкин Читатель 14 июня 2012 в 19:47 отредактирован 14 июня 2012 в 19:48

      Ворон ворону?
      Трюизмы, как теперь принято говорить, рулят?!

       
      • Люба Мельник Люба Мельник Бывший модератор 15 июня 2012 в 00:28

        Савушкин Юрий, ваши выпады необоснованны и некорректны. Оставьте домыслы и предположения при себе - высказывайтесь в блоге статьи о статье. Если все ж трюизмы рулят - осознавайте и удерживайте себя от оных.

        Оценка статьи: 5

         
  • борис ш борис ш Читатель 14 июня 2012 в 16:28

    Что то я не понял сути статьи!Типа "да не покупайте вы это железное корыто,проще жить будет"?Так большинство людей покупают машины по необходимости,а не от большой любви к езде по забитым дорогам(если их можно так назвать).И термин то какой то дурацкий придумали:"автолюбитель".Водитель автомобиля называется шофером,а любить или нет,это личное дело каждого!

     
    • Сергей Дмитриев Сергей Дмитриев Профессионал 14 июня 2012 в 20:20 отредактирован 14 июня 2012 в 20:21

      борис ш, автолюбитель - давно устоявшееся понятие, оно совмещает собственника и водителя. И нЭ надо залихватски обзывать этот термин дурацким. Ишь, ты, как разошёлся-изошёлся в понятиях, разобрал, разложил по полочкам шофёра и водителя.

      Оценка статьи: 5

       
      • борис ш борис ш Читатель 15 июня 2012 в 18:05

        Ув.Сергей Дмитриев, а как же его обзывать, если он дурацкий.Вдумайтесь:автомобильный любитель!Что то велосипедистов не называют велолюбителями,а трактористов-тракторолюбителями.Так что и водитель машины-шофер.А совковые термины пора уже забыть,а не защищать их как мать родную.

         
        • Марианна Власова Марианна Власова Бывший главный редактор 15 июня 2012 в 19:18 отредактирован 15 июня 2012 в 19:18

          борис ш, велосипедист-профессионал называется велогонщиком, а фермера, имеющего трактор, трактористом не называют. Так сложилось словоупотребление, и на этом дискуссия о словах окончена.

           
        • борис ш, "Я не извозчик ! Я водитель кобылы !" (С из фильма)
          Начинаем придирки: Почему имя Борис с маленькой буквы? Это что? Постсовковые дурки? Вы в плену формальной филологии, потому что по существу придраться не к чему. Это характерная болезнь продвинутых рыночников - цепляться за форму.
          Постсовковых дурок по всем азимутам - пруд пруди, только Вам их замечать и ликовать по поводу жмёт подмышки.
          Мне даже пытались впарить, что Санкт-Петербург в Ленинградской области это никакой не нонсенс, а сущая благодать.

          Оценка статьи: 5

           
    • борис ш, "Так большинство людей покупают машины по необходимости" - вы в это правда верите?? Скажите, из какой-такой необходимости все чиновники моего города, включая депутатов, глав администраций, их замов, помощников, ассистентов, секретарей и младших ассенизаторов королевского двора закупают на тендерах машины представительского класса? Дарят своим женам, детям, племянникам и прочим родственникам 3-4-х-литровые "паркетники" и "седаны"? Есть ли необходимость в городе, где нет нормальных парковок и широких дорог, покупать себе "финик" или "крузак", заранее зная, что такой ванной ты будешь занимать полторы полосы и два парковочных места? Или жизнь заставляет соответствовать?

      А шофер - это профессия, не путайте.

       
      • борис ш борис ш Читатель 14 июня 2012 в 18:17

        Ув. Евгений Жарков, мы говорим о личных автомобилях,а не о халяве,которую раздает наше бедное государство своим "уважаемым"работникам.Я вот терпеть не могу ездить за рулем,а приходиться,т.к. в подмосковном поселке без тачки невозможно.То в больницу,то в магазин и т.д.В Москву,например,я езжу не электричке.Профессия "шофер"-это из прошлого,когда машины были в основном государственные и на них ездили специально нанятые люди.А сейчас ездят все.Если лавочник поехал на "газели" на базу за мылом,он кто?Бизнесмен или шофер?Вот то-то.Это у Вас путаница в голове.Кстати в универах есть звание доцент и должность доцент,да много примеров.Впрочем речь то не об этом шла,а о смысле статьи, непонятно куда автор гнет,зачем он ее писал и выкладывал?

         
        • Евгений Жарков Евгений Жарков Грандмастер 14 июня 2012 в 20:49 отредактирован 14 июня 2012 в 20:51

          борис ш, у меня в голове никакой путаницы нет, потому как я не спешу уличить вас в безграмотности. Водитель и шофер - официально синонимы. А автолюбитель - всего лишь обозначение "непрофессионального водителя", коими абсолютное большинство из нас, в том числе и вы, и я, является.

          Что касается смысла статьи, то он чрезвычайно прост и, по сути, следует из названия: многие не осознают до покупки личного автомобиля, какую роль в их жизни он будет играть и во сколько обойдется обслуживание этой прихоти/необходимости (нужное подчеркнуть).

          Анекдот в тему:
          - Ты, я слышал, машину купил? Ну, как?
          - Отлично. Сегодня с утра съездил за запчастями, потом заправился, потом - в гараж договориться о покраске, потом в ГАИ... Представляешь, как бы я все это успел без машины?

           
          • Евгений Жарков, мы поздно, в 95г. купили Мазду-626,хэтчбек, но мы контрастно ощутили всплеск комфорта от владения машиной: стали без голосования часами на трассе добираться до фазенды; или искать попутчиков обратно. Я оценил повышение удобств на порядок (в 10раз)
            Замечено, что Е.Жарков "сбился с поэтического(кино) тона" и написал статью об авто.
            Ждём и других ответвлений.

            Оценка статьи: 5

             
        • борис ш, полностью с вашим последним предложением согласен. Но вопрос даже не к многоуважаемому автору (Грандмастер как-никак), а к редакторам. Зачем такую пустышку на всеобщее обозрение выкладывать? Или есть "черная очередь" на выплату гонораров?
          Кстати, ничего личного - просто любознательность дилетанта.
          Желаю, чтобы всем
          PS. Сам за баранку сел в 50 исключительно по необходимости. И последние 10 лет езжу на не очень новой Импрезе, чего и другим желаю.

           
          • Савушкин Юрий, "Да бросьте Вы, Штирлиц !"
            Вы хоЧЕте диссидентом прослыть в обсуждении этой статьи, совершенно чёткой и безобидной.
            "А если вам кажется, что всего делов - //это пользоваться чужими словесами, //то вот вам, товарищи, моё стилО // и можете писать сами !"(ВВМ)

            Оценка статьи: 5

             
  • Артур Линник Артур Линник Читатель 14 июня 2012 в 16:02

    Считаю автомобиль средством передвижения. На современном этапе жизни в постсоветской России автомобиль в первую очередь средство передвижения, но марка автомобиля суть есть уровень престижа или достатка и по автомобилю можно так вот навскидку судить о его обладателе.

     
  • Вячеслав Старостин Вячеслав Старостин Грандмастер 14 июня 2012 в 15:45

    Баранов надо гнать взашей!.. Что там говорил Омар Хайям?

    читать дальше →

    Оценка статьи: 5

     
  • Вячеслав Старостин Вячеслав Старостин Грандмастер 14 июня 2012 в 13:57

    Хорошая статья... Умная, серьезная. Все по сути. Изложение - ни одного лишнего слова.

    Я некоторое время готовил краску для ремонта (подбор автоэмалей) и малярил. Чего только не насмотрелся-не услышал от российских "баранов"-автолюбителей! Некоторые даже и думать не думали, что обслуживание и ремонт авто - достаточно дорогое удовольствие. Иногда дороже самого авто.

    До сих пор можно запросто увидеть, например, Lexus с скотчем на фаре ("авторемонт своими силами")

    Оценка статьи: 5

     
    • Вячеслав Старостин, до сих пор автолюбитель был просто чайник, а баран - это гДубовато. Подбор эмалей дело тонкое, знаком немного, побывав в роли мастера на уч-ке покраски центра АвтоВаза. Коллизии до сих пор помнятся, работа не скучная.

      Оценка статьи: 5

       
      • Сергей, разница между чайником и бараном (в нашем конкретном случае) - очевидна. Чайник - человек малознающий, но интересующийся. Он может ни черта не соображать во внутреннем устройстве автомобиля (или чего-то еще), но при этом искать истину и не стесняться спрашивать.

        Барану же ничего не нужно. Его мнение - единственно правильное. Он ездит по своим, сугубо им придуманным правилам. И не нуждается в чужих, зачастую полезных, советах. И зря вы говорите, это совсем не грубое слово. Я лично за рулем называю таких людей иначе. И уж эти термины точно в комментарии приводить нельзя.

         
      • Вячеслав Старостин Вячеслав Старостин Грандмастер 14 июня 2012 в 15:27

        Сергей Дмитриев, есть чайники, есть начинающие, есть только-только-но-очень-перспективные, есть чуть-чуть не понимающие, есть всё-еще-впереди, есть а-мне-и-не надо... Все они нормальные обыкновенные люди. Специалисты в своем деле и не равнодушные к своему автомобилю.

        Но!.. Есть еще и БАРАНЫ!!!! (отголоски конфликтов)

        Оценка статьи: 5

         
        • Вячеслав Старостин, любых клиентов надо любить,ценить и уважать, не поддаваясь сиюминутным "раздражающим факторам".
          По сути клиенты те же пациенты для доктора.

          Оценка статьи: 5

           
  • при покупке авто проще договориться с проверенным мастером, чтобы он помог в выборе. если продавец отказывается ехать на указанную вами СТО, а предлагает свою -это повод задуматься.

     
    • Екатерина Полякова, почему такая унизительная оценка?
      От этих "договориться", "по знакомству" просто ворОтит.
      Просто так, полагаясь на порядочность продавца и "выпускающего редактора" никак не получается, всё нужны какие-то спец-"ужимки и прыжки".

      Оценка статьи: 5

       
      • Сергей Дмитриев, Сергей Дмитриев, странно, я поставила 4, а стоит 1.

        Просто так, полагаясь на порядочность продавца и "выпускающего редактора" никак не получается, всё нужны какие-то спец-"ужимки и прыжки".
        -доверяй, но проверяй. И осмотр авто вместе со специалистом -это не попытка уличить покупателя в обмане, а всего лишь желание иметь ясное представление о том, что ты покупаешь. продавец сам может не быть спецом, а автомобиль -это сложное устройство. Например, при покупке компьютера вы наверняка посоветуетесь с кем-то, если сами не разбираетесь. Так чем автомобиль хуже.

         
        • Екатерина Полякова, у меня тоже случались накладки с оценками, О.К. Покупку первой, новой, подержанной машины это как военная операция в масштабе фронта. Ей предшествует и выбор и поиск. Частая смена машин есть нехорошо.Со временем происходит благотворная взаимная адоптация и это полезный фактор.
          Владелицей нашй Матрёшки до 100 тыс. миль, 07 г. была женщина и это меня настраивало позитивно. Пока без замечаний, хотя не прошла и 1тыс.

          Оценка статьи: 5

           
    • Евгений Жарков Евгений Жарков Грандмастер 14 июня 2012 в 13:46 отредактирован 14 июня 2012 в 13:58

      Екатерина Полякова, обычно так и делается (про мастера). Другое дело, что не у всех такие знакомства есть, особенно, если машина покупается впервые.
      А если продавец предложит заехать туда, куда ему удобно, это еще не повод впадать в "теорию заговора". Каждый стремится найти выгоду для себя. С таким же успехом можно обвинить в предвзятости и СТО покупателя, ведь в вашей исправной машине могут "внезапно" обнаружиться неполадки, за счет которых можно будет сбить цену.

       
  • Опыт учит- лучше всего новый автомобиль, а из новых Фольсваген. Это только на первый взгяд подержанное корыто лишь немногим превышает зарплату, а японец в салоне дешевле.

     
  • Написано хорошо. Местами грустно, но все равно вкусно

    Оценка статьи: 5

     
  • Татьяна Черных Татьяна Черных Дебютант 14 июня 2012 в 09:40

    Как хорошо, когда за машиной следит муж!

     
  • А в общем у нас автомобиль и роскошь и средство передвижения... Но самая главная его функция-пополнение карманов определенного контингента госслужащих.

     
  • Как-то напряжённо получается купить машину в РФ. То ли дело в США - купить-продать но проб. Читайте на досуге "Американские будни.Кому они интересны?" на личной стр. Мне безропотно поменяли АБ на новую, когда не смог завести в срок гарантии.Неужели б/у машину продают буквально с рук в руки, минуя предппродажную подготовку?
    В целом статья напрягает и поборами и непроходимостью позиций. Надеюсь, что в комментариях будет оттенено и добавлено.

    Оценка статьи: 5

     
    • Сергей Дмитриев, ну как же, проходят, ясен пень, перед продажей хозяин ее помоет (может быть), снимет при возможности дорогую магнитолу, поставит дешевую(скорее всего), ну еще может масло погуще зальет, чтоб работала как новенькая

       
      • Алексей Купец, а резину ставят новую, бак заливают полный?

        Оценка статьи: 5

         
        • Сергей Дмитриев, разумеется только новую. Со старыми дырками, но зуб дадут что новая и бензина зальют сколько угодно, если заплатить, как говорится, любой каприз за ваши деньги. Помню один жигуля покупал, уверяли что машина зверь, откапиталеная, все новое... Вобщем пока домой ее гнал, у пассажира сзади пол провалился. Оказалось, его и не было, картонка вместо него была приклеена, снизу антигравием замазана, сверху ковриком прикрыта

           
          • Алексей Купец, хорошая реклама для магазина подержанных тачек. Новую от б/у-резины можно отличить. Залить бензин, новое масло - это норма, а не каприз покупателя.
            Как же они хотят привлечь клиентуру псевдо-днищем? Такое надо подавать в анти-рекламе. Тоже почитайте "Американские будни..." для представления.

            Оценка статьи: 5