• Мнения
  • |
  • Обсуждения
Аксакал

Азот в шинах – стоит ли качать?

Сегодня многие станции технического обслуживания, да и просто шиномонтажные мастерские все чаще предлагают вместо воздуха накачивать шины автомобилей азотом. При этом утверждается, что азот обладает прямо-таки чудодейственными свойствами. Но давайте попробуем разобраться.

khunaspix Shutterstock.com

Прежде всего, воздух и так на 78% состоит из азота. Газ, который вырабатывается используемыми в шиномонтажных мастерских азотогенераторами, содержит 95−97% азота. Разница не так уж и велика. Да и вообще, проверить чистоту закачиваемого азота невозможно, не возить же с собой газоанализатор? Этим и пользуются некоторые ушлые коммерсанты, продавая под видом азота обычный воздух, клиент же все равно не отличит! Но даже если вам закачают из баллонов азот с чистотой 99,99%, то что это может дать?

Миф 1. Стабильное давление в шине. Коэффициент теплового расширения азота гораздо меньше, чем у воздуха, поэтому изменение температуры шины при езде почти не влияет на давление в ней.

Это утверждение противоречит закону Менделеева-Клапейрона, которое устанавливает взаимосвязь между объемом, давлением и температурой идеального газа P*V/T = const. Тут защитники азота хитро потирают руки и заявляют, что азот и кислород — газы не идеальные, поэтому ведут себя «по-другому». Да и вообще находятся в шине под давлением, следовательно, газовые законы к ним неприменимы.

Однако любой физик скажет, что определяемое уравнением Менделеева-Клапейрона поведение азота, кислорода и других подобных газов при тех температурах, в которых эксплуатируется колесо, начинает заметно отличаться от поведения идеального газа лишь при давлениях в десятки атмосфер. То есть, чтобы ощутить какую-либо разницу между воздухом и азотом, придется сначала просто порвать колесо, как тот самый Тузик грелку.

Более того, как реальный газ азот даже хуже воздуха. Коэффициент объемного расширения азота 0.003672 K-1, а воздуха 0.003665 K-1. В колесе среднего размера при обычном рабочем изменении температуры это даст итоговую разницу давлений в четвертом знаке после запятой. Конечно, такое не всяким лабораторным манометром измеришь, не говоря уже о шинном, но сам факт!

Миф 2. Отсутствует утечка газа из шины. Молекулы азота больше, чем молекулы кислорода, поэтому кислород быстро улетучивается, что приводит к снижению давления. Шину с воздухом приходится часто подкачивать.

Действительно, диаметр молекулы азота 0,32 нм, а кислорода — 0,3 нм. Разница аж в 6%. То есть если покрышка с азотом потеряет 1 атм, то покрышка с воздухом — целых 1,012 атм. Опять-таки — у вас есть чем это измерить?

Да и вообще — давайте доведем логическую цепочку до конца! Если кислород из шины быстро улетучивается, то что же там остается? Правильно, практически чистый азот — и совершенно бесплатно!

Миф 3. Уменьшение коррозии корда и старения резины. Азот, в отличие от кислорода, не окисляет сталь корда и не старит резину.

И снова весьма правдоподобно. Только спросите опытного автолюбителя, а еще лучше — слесаря на автобазе, часто ли им приходится менять покрышки из-за того, что проржавел корд? Вас в лучшем случае просто не поймут. А еще спросите себя — как же покрышка, защищенная «благородным» азотом внутри, чувствует себя снаружи, буквально купаясь в океане вредного для ее здоровья воздуха и катаясь по разной дорожной гадости. А также посмотрите выброшенные на свалку покрышки — сильно ли они постарели изнутри?

Миф 4. Уменьшение массы колеса. Вес азота в покрышке меньше, чем вес воздуха. Поэтому снижается неподрессоренная масса подвески, что увеличивает ресурс амортизаторов.

Здесь поспорить трудно, плотность воздуха 1,29 кг/м3, а плотность азота — 1,25 кг/м3. Теперь давайте считать — обычное колесо имеет объем 0,05 м3, давление в нем 2 кгс/см2. И вот искомая разница — 6 граммов! Действительно, при массе колеса в 13−15 кг это существенно облегчит автомобиль, как бы и не взлететь ненароком!

Миф 5. Покрышка не перегревается. Азот лучше, чем воздух, отводит от покрышки тепло.

А это уже просто неправда. Коэффициент теплопроводности кислорода 0,0269 Вт/(м•К), а азота 0,0261 Вт/(м•К). Разница незначительна, но входящий в состав воздуха кислород лучше, чем азот, передает тепло от покрышки к диску, следовательно — охлаждает лучше. Единственное, в чем азот выигрывает — это в теплоемкости, она у него на 13% выше, чем у кислорода. Но азота в шине всего 150−200 граммов. И все его способности по аккумулированию тепла, получаемого от многокилограммовой покрышки, погоды не делают.

Миф 6. При пожаре колесо с азотом не взорвется, так как азот не горит.

Тут можно сказать одно — если машина горит и дело дошло до взрыва колес, то намного ли вам будет легче от того, что в огонь не попадет 35−40 граммов кислорода, находящегося в накаченном воздухом колесе?

Миф 7. Даже и не миф, а еще несколько аргументов, которые особенно популярны среди поклонников благородного азота.

Я вот недавно поменял покрышки и по совету продавца накачал их азотом. И вот уже полгода давление в шинах не меняется, а старые покрышки с воздухом приходилось подкачивать раз в неделю!

А в азоте ли дело? Может быть, секрет именно в новых покрышках? Кстати, исправное колесо в пределах своего срока службы держит давление годами, если это не так — ищите повреждение.

Мне вот накачали колеса азотом, и машина однозначно поехала мягче, уменьшились шум и вибрация!

И здесь есть объяснение. В большинстве случаев при заполнении колес азотом их банально не докачивают на 0,2−0,3 атм. И колесо реально едет мягче, но азот тут ни при чем. Просто проверьте давление исправным манометром.

А вот в «Формуле-1» колеса накачивают только азотом, там же не дураки сидят?

Конечно, не дураки. Именно поэтому пункт 12.7.1 технического регламента гонок Формулы-1 устанавливает, что колеса могут быть заполнены только воздухом или азотом. Союз «или» в данном случае означает, что даже для гоночных болидов с их запредельными нагрузками на покрышки те самые не дураки никакой разницы между азотом и воздухом не делают.

Но в конечном итоге решать, естественно, вам. Накачивание колес азотом не принесет никакого вреда автомобилю, но и пользы тоже. А вот кошелек от лишнего обслуживания автомобиля пострадает — стоимость накачки азотом в 10−20 раз выше, чем накачка воздухом. Так что же — вы надуваете колеса или кто-то надувает вас?

Статья опубликована в выпуске 14.07.2012
Обновлено 22.07.2020

Комментарии (50):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • Накачивание колес азотом не принесет никакого вреда автомобилю

    Нет ничего плохого в том что у вас есть лишние деньги и вы заплатили за азот в шинах.

    Но если с этим делом в вашем кошеле не очень хорошо, лучше будет поратить эту сумму на замену масла, или колодок, или еще на что-нибудь нужное и полезное.

    Оценка статьи: 5

  • По моим наблюдениям это давно уж не модная тема, такой бизнес как-то плавно затух...

  • Я слышала грохот, и вот уже тысячи сракеров по всей стране ищут себе новые розовые очки.

    Оценка статьи: 5

  • Олег, а Вы упорный) Решили добить оппонента статьей. По-моему, получилось совсем неплохо.

    Оценка статьи: 5

    • Евгений Жарков, есть ссылка на начало срача? OO

      Оценка статьи: 5

      • Евгений Жарков, пока шел срач много информации насобирал, жалко выбрасывать было. Линда Кайе, начало тут

        • Сергей Дмитриев Сергей Дмитриев Мастер 14 июля 2012 в 17:33 отредактирован 14 июля 2012 в 17:46 Сообщить модератору

          Олег Антонов, я не вытерпел, чтобы не опустить свои тЭри кАпейк в обсуждение темы. После войны мы делали мячики для игры в лапту(вариант бейсбола, но более щадящий) из гусматика. Это чёрная пористая резина, торойдами из неё заполняли покрышки машин для фронта, они, якобы, не спускали после прострела. Может покрышки и подкачивали, а гусматик был для подстраховки.
          Сейчас много подобных и лучших материалов, но почему-то это направление поддерживать упругость шин не получило развития.
          С оказией. Недавно я порезал на заплатки велокамеру. Внутри она была покрыта липкой зелёной пастой жидкой консистенции, я выдавил её и собрал на всякий случай. Шо Це такЭ?

          Оценка статьи: 5

          • Олег Антонов Аксакал 15 июля 2012 в 00:20 отредактирован 15 июля 2012 в 00:24 Сообщить модератору

            Сергей Дмитриев, заполнять чем-нибудь, наверное, тяжеловато получается, для гражданских машин не окупается.
            В школе один товарищ запихал в колесо велосипеда жгут резиновый, на вид нормально, но ездить было весьма тяжеловато
            Шо Це такЭ? Не знаю. Я видел велокамеры для дорожных велосипедов, горных, однотрубки для шоссейников - везде было пусто.
            Наверное, это вот эта штука

            • Сергей Дмитриев Сергей Дмитриев Мастер 15 июля 2012 в 01:44 отредактирован 15 июля 2012 в 01:50 Сообщить модератору

              Олег Антонов, Спасибо, по штуке посмотрел виео, это Slime - мировой лидер по сохранению камер, слизь именно такого цвета и консистенции, буду посмотреть в продаже.
              Вопросов по заполнению покрышек упругой массой нет, наверное можно найти что-нибудь для военных машин, особенно для колёсных танков, мода на которые начинается.

              Оценка статьи: 5

    • Но как обычно бывает со знатоками сферически-вакуумной физики, автор не заметил слона. Помимо азота, кислорода, углекислого газа и другой малозначительной фигни, при закачке в шины атмосферного воздуха туда попадает вода. В виде пара как минимум, а чаще вообще в виде конденсата из хреново содержащегося компрессора.

      • Луи Жозеф Гей Люссак, если вы как минимум уверены, что вам накачают азот, а не воздух из того же компрессора по другому шлангу, то уж азотная установка содержится в идеальном порядке. Вот воздушный компрессор - хреново, а азотная установка - идеально.

        • Луи Жозеф Гей Люссак Читатель 6 ноября 2012 в 10:07 отредактирован 6 ноября 2012 в 10:08 Сообщить модератору

          Олег Антонов, конденсат в ресивере обычного компрессора будет по определению - он попадает туда из сжимаемого воздуха, и время от времени сливается при помощи клапана. Как часто - зависит от шиномонтажника. Теперь осталось понять, откуда он, конденсат, возьмется в сжатом азоте полученном с помощью мембранного фильтра.
          Если же вас возмущают случаи откровенного мошенничества в виде "закачки воздуха по другому шлангу", то и пишите в статье об этом. Физика тут при чем?

          • Луи Жозеф Гей Люссак, Теперь осталось понять, откуда он, конденсат, возьмется в сжатом азоте полученном с помощью мембранного фильтра.
            Оттуда же - из исходного воздуха. Посмотрите принцип действия мембраны - не азот отделяется через мембрану, а наоборот - через мембрану выходят "лишние" газы. Поэтому подают осушенный воздух, а работает ли осушитель - зависит от шиномонтажника.

            • Олег Антонов, вы пнем об сову бьете или совой об пень? Куда подают осушенный воздух? Какой осушитель? Самая простая азотная установка выглядит как насадка пистолет, на вход которой подается сжатый воздух из обычного компрессора, на выходе - азот, отделенный от кислорода, паров воды и всего остального.
              Стоит порядка 1000 долларов, мембранного картриджа хватает на 10000 колес.Осушитель воздуха с таким же функционалом, сделаный по той же технологии стоит в 1.5-2 раза дороже.

  • Толково!

    Оценка статьи: 5

  • Игорь Викторович Игорь Викторович Читатель 14 июля 2012 в 08:55 отредактирован 14 июля 2012 в 08:55 Сообщить модератору

    Азот - из серии воздуха с запахом.
    читать дальше →



    А разбор азота более, или менее правдоподобен.
    А еще можно кислородом закачивать и соответствующую голубую маркировку. В случае необходимости, в пробках, в условиях загазованности - вышел и подышал кислородиком а на следующем шиномонтаже подкачался.

    Нужно будет мужичкам подсказать.

    • Игорь Викторович, в этой Вашей презабавной хистори наиболее симпатичной выглядит Кисо, в отличие от мужчин ее окружающих. Мужчины, о которых Вы повествуете, к сожалению, таковыми не являются. Все они, и дебилоиды-шиномонтажники, и презентабельный типомуж со своими пацанами - уроды.

      зы
      дада, подскажите своим мужичкам, и мой камент заодно почетать дайте.

      Оценка статьи: 5

  • Отлично сказано. Главное передано, что в воздухе находится 78 % азота, 21 % кислорода, а остальное - неважная ерунда. Н знаю, где и как, но у нас еще "впаривают" азот вместо воздуха. Весной менял колеса, так и было.

    Оценка статьи: 5

  • Хорошо проработанная статья. Понравилось.

    Оценка статьи: 5

  • Интересно читать грамотно написаную тему.

    Оценка статьи: 5

  • Для Сергей Дмитриев

    Жидкость найденная в вашей велосипедной шине зеленого цвета - это герметик,который запечатывает прокол шины.
    Например на Кипре,где на дорожках и тропах попадается
    много мелких,но достаточно твердых шипообразных колючек
    в любой купленной у продавцов велосипедов шине вы найдете
    эту жидкость клейкой массы ядовито-зеленого цвета.

  • Луи Жозеф Гей Люссак Читатель 2 ноября 2012 в 15:14 отредактирован 2 ноября 2012 в 15:22 Сообщить модератору

    Помнится, когда я ставил свои опыты, немало нервов попортили мне расхождения множества полученных мною коэффициентов расширения. И тогда я обратил внимание на присутствие в измерительных приборах воды, которая при нагревании превращается в пар и неопределенным, неподдающимся учету образом увеличивает объем заключенных в сосуде газов. Поэтому в дальнейшем самое тщательное внимание я обратил на совершенное высушивание сосудов, предназначенных для опыта, и на освобождение исследуемых газов от всякой влажности.

    Из практических наблюдений: разница давлений в колесах накачанных азотом и воздухом изначально до 2.2 атм. при поездке летом по трассе составила 2.3 против 2.8.
    Если бы воздух был осушен, разницы бы не было. Осушитель воздуха стоит столько же, сколько азотная установка целиком.

  • Журнал Consumer Reports в 2007 году опубликовал результаты тестов по сохранению давления в шинах накачанных азотом и воздухом. Результаты показали, что азот действительно уменьшает падение давления в течение долгого времени. Средняя потеря заполненных воздухом шин в течение года равнялась 3,5 psi от первоначально установленного давления в 30 psi. Заполненные же азотом шины потеряли в среднем 2,2 psi.

    • В том же Consumer Reports в материале Nitrogen in tires - Q&A был задан вопрос:
      Q: Seems to me that since the difference is so small and nitrogen is difficult to get and more costly that it is not worth the effort and the cost.
      И господин senior tire engineer and program leader Gene Petersen (а также по совместительству автор первоначального материала Tires - Nitrogen air loss study) отвечает:
      A: That's a logical conclusion.

      • Олег Антонов, разница не велика, но она есть, а стоит ли возможнось подкачивать колесо в полтора-два раза реже разницы в стоимости воздуха и азота - дело другое и каждый пусть сам делает сознательный выбор. Не нужно считать себя умнее тех, кто таки качает азот. Подавляющее большинство автолюбителей не контролируют давление в шинах никогда, полагаясь раз в полгода на шиномонтажников, или подкачивая колесо когда оно уже на обод село. Зачем таким азот? Не нужен он им, конечно.

  • Что касается гонок, то несмотря на то, что воздух разрешен, качают там именно азот. Так что здесь вы тоже передергиваете.

  • Луи Жозеф Гей Люссак Читатель 6 ноября 2012 в 14:35 отредактирован 6 ноября 2012 в 14:37 Сообщить модератору

    Ну, давайте уподобимся жадным шиномонтажникам и будем бить их их же шулерскими методами, заявив, что "те самые не дураки никакой разницы между азотом и воздухом не делают"

    Цитата с howstuffworks:
    Nitrogen Instead of Air

    Most of the teams remove the air from the tires and replace it with nitrogen. Compressed nitrogen contains less moisture than compressed air. When the tire heats up, moisture in the tire vaporizes and expands, causing the pressure inside the tire to increase. Even small changes in tire pressure can noticeably affect the handling of the car. By using nitrogen instead of air, the teams have more control over how much the pressure will increase when the tires heat up.

  • Fuad Naghiyev ♋® Читатель 10 ноября 2015 в 08:30 отредактирован 26 мая 2018 в 08:35 Сообщить модератору

    Вот автор гонит!!
    Скорее всего это в целях получения большой аудитории
    Что там физика говорит например о капли дождя которая мчится со скоростью более чем 500 3 км в час, она должна продырявить голову, а че не дырявит то, че там Менделеев об этом писал или это ему во сне не приснилось. Так значит на Формула 1 Азот для кайфа, а у самолётов в шинах зачем или в Европе заставляют автобусы и грузовики заправлять шины азотом зачем, может по тому что ты нам гонишь чушь. Я и мои друзья более 10 лет используем Азот в шинах, давление стабильное, проверяй в году 1-2 раза просто так, покрышка съедается равномерно и дольше, попадания в ямы или лежащие полицейские реально мягче, если шуруп в покрышке, то спускает довольно дольше. Прочтите об этом на сайте компании АА в Англии, то что проверяет транспорт по всей Европе.

  • Александр Иванов Читатель 10 июля 2016 в 06:14 отредактирован 24 мая 2018 в 09:09 Сообщить модератору

    Практически про все доводы из статьи слышу про них первый раз. Основной причиной почему закачивают азот понимал так, что это инертный газ. Работаю в авиации у нас азотом полагается накачивать практически все: колеса, амортстойки шасси, гидроаккумуляторы. Еще в статье как то "режет ухо" слова типа " качают кислородом" вроде все так на научном языке, даже какие то физические термины, формула промелькнула, но что бы колеса качали кислородом! это где так? понятно, что подразумевался воздух, в котором есть кислород, просто как то в одном месте грамотно, в другом дилетантски.