• Мнения
  • |
  • Обсуждения
Мастер

Телефон и автомобиль: опасность или «норма»?

Удивительно, но когда началось обсуждение необходимости повысить наказание за разговоры по телефону за рулем, многие высказали свое безразличие, что-то вроде: «А мне норм! Я не считаю, что говорить по телефону и управлять автомобилем одновременно — опасно».

Peter Kim, Shutterstock.com

Возможно, для водителей со стажем в несколько десятков лет телефон в руке, действительно, не помеха. Не говоря уже о водителях городских маршруток, которые могут говорить по телефону, жевать пончик, курить, принимать оплату за проезд и рулить одновременно. Но от чрезвычайных происшествий не застрахован никто. И опытные водители, и «юнцы», разговаривая за рулем, рискуют своей и чужой безопасностью. Порой удивительно, почему к этой проблеме относятся так легкомысленно и равнодушно. Видимо, это что-то вроде нашей старой доброй традиции «Пока гром не грянет…».

Интересны исследования американских ученых. Согласно опубликованным результатам: «Когда человек управляет автомобилем и говорит по сотовому, мозг начинает выполнять две задачи одновременно. При этом разговор по сотовому является главной задачей, а управление автомобилем — второстепенной. В результате мозг начинает реагировать на второстепенную задачу на 300 миллисекунд медленнее, что приводит к снижению реакции на происходящие действия на дороге и зачастую приводит к ДТП». (Вычитал в «Независимой газете»).

Сократить риск аварий из-за телефонных разговоров во время движения помогут различные гарнитуры. Внимательность они, конечно, не вернут, зато освободят обе руки, необходимые для быстрого маневра в случае опасности. Причем некоторые устройства помогут больше, некоторые — меньше. Каким отдать предпочтение?

Проводная гарнитура

Самое простое решение из доступных — проводная гарнитура. Суть всех таких аксессуаров одна: подсоединить к телефону, вставить наушник в ухо и успеть нажать на кнопку во время звонка. Минусы такого hands-free очевидны. Во-первых, телефон должен всегда находиться рядом. Во-вторых, провода могут помешать движениям водителя. В-третьих, чтобы позвонить или ответить на звонок, все-таки приходится отвлекаться на нажатие кнопок, поиск контактов. Среди плюсов можно выделить невысокую цену проводной гарнитуры (в среднем от 300 до 1 000 рублей).

Беспроводная Bluetooth-гарнитура

Беспроводная гарнитура крепится на ухо, что позволяет водителю свободно двигать руками, не боясь потерять наушник или телефон. Это может быть простейшее устройство с минимальным набором функций (ответ/сброс, удержание и повтор) вроде Plantronics ML10. Или более продвинутая гарнитура с дополнительными возможностями шумоподавления, влагозащитным корпусом, несколькими микрофонами (Plantronics Voyager Legend) и даже с дисплеем (Samsung HM6450 Modus).

Плюс такой гарнитуры в том, что она автоматически соединяется с телефоном по Bluetooth. Однако телефон все равно должен быть на виду (хотя бы для того, чтобы определить, кто звонит). Ну и не всем удобен вариант постоянно держать устройство в ухе. Цены Bluetooth-гарнитур колеблются в диапазоне 700−5 000 рублей в зависимости от бренда и количества дополнительных функций.

Bluetooth-спикерфон или Car kit

Этот способ автор расценивает как один из самых «продвинутых» и даже в каком-то смысле совершенных.

Во-первых, ничего не висит на ухе водителя. Устройство очень просто крепится к солнцезащитному козырьку автомобиля.

Во-вторых, движения водителя для совершения вызова сведены к минимуму. В продвинутых моделях, например, Parrot MINIKIT Neo, предусмотрено даже автоматическое включение устройства, когда водитель садится за руль. Управление полностью голосовое — для вызова необходимо назвать имя абонента из записной книжки в телефоне. Руки всегда свободны. В случае входящего звонка, устройство произносит вслух имя контакта, например, «Барак Обама». При необходимости вызов можно отклонить — тогда сработает «SMS-автоответчик». Смутить в «кар-китах» может только цена, хотя она зачастую даже ниже менее удобных, но «навороченных» Bluetooth-гарнитур (MINIKIT Neo стоит не больше 4 тыс. рублей).

К сожалению, согласно последнему опросу Фонда Общественное Мнение, свыше 70% российских автолюбителей не используют вообще никакие гарнитуры. Может быть, новые штрафы заставят их сделать разговоры за рулем более безопасными? Ну, а если опытные водители так уверены в себе, то хотя бы «новичкам» следует разъяснить, что к чему.

В юном возрасте мало кто задумывается о безопасности, так что старшему поколению хорошо бы помочь молодежи в выборе действительно нужных устройств, которые освободят руки во время движения и помогут меньше отвлекаться на звонки. Ведь никто не хочет видеть своих детей в вечерней сводке дорожных новостей, не так ли?

Статья опубликована в выпуске 15.11.2012
Обновлено 22.07.2020

Комментарии (9):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • В статью и комментарии не попал ОФ (отвлекающий фактор). А сотовый с любым гарниром сильный ОФ. Заелись инфой до нЕльзя: если раньше, когда приспичит,за великое благо считалось остановиться у будки уличного автомата и по цене в тЭри кАпейК позвонить домой о срочном деле, то теперЯ не отрываясь от руля ты можешь позвонить или тебе позвонЯт.

    Надо, если тебе позвонили, а ты за рулём, остановиться и поговорить на коротке.(М/б даже включив аварийку)

    Часто я вижу водителей за этим опасным разговором по сотовому с видимым удовольствием.

    Оценка статьи: 5

  • А я скажу, что не важно, гарнитура, или в руке телефон. Отвлекает сам разговор, заставляя переключать мыслительные процессы, внимание с дороги на беседу). Ведь почему раньше, лет цать назад, висели таблички в автобусах городских "Водителя не отвлекать".
    Сама по телефону за рулем общаюсь только в заторе, либо стоя на светофоре. В остальных случаях беру трубку только если ребенок звонит. Остальные позже).

  • Андрей Родионов, "Возможно, для водителей со стажем в несколько десятков лет телефон в руке, действительно, не помеха. Не говоря уже о водителях городских маршруток, которые могут говорить по телефону... принимать оплату за проезд и рулить одновременно".
    Не возможно. Это иллюзия возможности даже при условии, что водитель с внушительным стажем. Не возможно потому, что тема разговора по телефону всякий раз уникальна и говорящему постоянно приходится осмысливать поступающую информацию и делает он это осознанно.
    Человек эффективно и осознанно обрабатывает лишь одну единицу информации в единицу времени. А это значит, что его внимание постоянно разделено между получением аудио-информации и её обработкой и получением и обработкой визуальной информации. Дискретность налицо.
    Ну если только водитель, глядя на дорогу и не вслушиваясь в речь собеседника отвечает: - "Да... Да, дорогая... Конечно... Да..." Лишь бы, как говорится, отвязаться. Или едет по пустому шоссе.
    Не помню кто сказал и не ручаюсь за дословность, но звучит примерно так: "Если кто-либо ведёт машину, целуясь при этом с женщиной, то он делает из рук вон плохо и то и другое"

    Оценка статьи: 5

  • Спасибо за статью дня! Дельная, нужная, важная! Дополняю: в Чикаго и окрестностях Большого Чикаго ЗАПРЕЩЕНО повсеместно. Только с hands-free или андроиды с наушником. Штрафы как за значительное превышение скорости, убойные.
    Еще назрела очень большая проблема: текстование на ходу. 5 тысяч аварий в день по стране из-за текстования за рулем. Эта зараза бьет по самым молодым людям, а они же и самые неопытные водители. Серъезно подумывают о разработке блокиратора текстовых устройств при включенном двигателе.
    Красным шрифтом надо было выделить самую убойную мысль - вождение становится вторичным при телефонном разговоре. Это стреляет! Еще раз спасибо.

    Оценка статьи: 5