Владислав Милосердов Профессионал

Почему происходят аварии? Категории дорог

Несмотря на то, что вы учились в автошколе, вы знаете только две категории дорог — ровные (по ним вы ездите быстро) и неровные (вызывающие возмущение и смутные угрозы). Действительность несколько сложнее.

Iakov Kalinin, Shutterstock.com

В странах бывшего СССР строились шесть категорий дорог, из которых: две — первые (так уж повелось), вторая, третья, четвертая и пятая. Для каждой категории определены множество параметров, в том числе и пресловутая ровность. Далеко не всегда дорожники содержат все эти дороги в соответствии с их категориями.

Оказавшись за рулем автомобиля, постарайтесь определить, на дороге какой категории вы находитесь, и очертить круг возможных опасностей.

Обе первые категории — это многополосные автострады с широкой разделительной полосой. Двигаясь по ним, невозможно оказаться на встречной полосе или перекрестке. Основная причина, по которой вы можете попасть в аварию — движение со слишком большой или слишком малой скоростью. Да, не удивляйтесь, если вы вцепитесь в баранку руля и будете двигаться со скоростью 60 км/ч, вероятность аварии увеличится в 700 раз. Не на 70%, не в 7, а в 700 (!) раз. По сути, вы будете представлять собой неподвижное препятствие для любителей быстрой езды. Чтобы этого избежать, следует двигаться со средней скоростью потока автомобилей.

Вторая категория — обычно четырехполосная дорога с узкой разделительной полосой, на которой существует возможность встречного столкновения. Обычно оно происходит из-за того, что при обгоне водитель излишне резко нажимает на педаль газа и без того уже мчащегося на большой скорости автомобиля. Мощь мотора без труда преодолевает силу сцепления колес с дорогой. Колеса начинают бешено вращаться, и автомобиль становится неуправляемым. Со всеми вытекающими последствиями.

Третья, самая опасная, категория очень часто представлена трехполосными дорогами, где средняя полоса служит для движения то в попутном, то во встречном направлениях. На дорогах третьей категории обычны пересечения с другими дорогами на одном уровне, отсутствие развязок.

Четвертая категория — это двухполосные дороги местного значения с прерывистой разделительной линией почти на всем протяжении, кроме опасных участков.

Пятая категория — однополосные дороги без разделительной линии, зачастую без твердого покрытия, встречный разъезд на которых возможен на пониженной скорости. Организация пассажирского движения на таких дорогах запрещена.

Каждая категория дороги имеет свою расчетную скорость — от 150 км/ч на автострадах категории Iа до 50 км/ч на грунтовке пятой категории.

Соответственно, и минимальный радиус поворотов для каждой категории дорог рассчитан таким образом, чтобы водитель мог, придерживаясь установленной скорости, безопасно преодолеть поворот. Так, повороты на автострадах имеют радиус от 1200, а в горной местности — от 250 метров, а дорога 5 категории может иметь радиус 150, а в горной местности — и 30 метров.

При этом радиус каждого поворота должен быть неизменным на всем протяжении поворота! Иными словами, повернув руль в начале поворота, вы почти не будете двигать рулем, пока не выйдете из поворота на ровный участок дороги. Если поворот построили правильно.

Но при строительстве или реконструкции дороги иногда (чаще, чем хотелось бы) оказывается, что радиус поворота на его протяжении неодинаков. К чему это приводит?

Предположим, вы совершаете левый поворот. Повернув руль, вы слегка расслабились и даже прибавили «газку». И вдруг оказалось, что через 100−200 метров радиус поворота уменьшился! Вам необходимо немедленно довернуть руль. Но вы двигаетесь со скоростью, оптимальной для большего радиуса, и не успеваете ее сбросить! И центробежная сила сносит вас за пределы дороги…

Гораздо хуже, если то же самое происходит, когда вы совершаете правый поворот. Тогда вас вынесет на полосу встречного движения.

Попробуйте сами разобраться, что произойдет, если радиус поворота внезапно увеличится.

Старайтесь, особенно в горной местности, а также в зимнее время, оставлять запас сцепления при прохождении поворотов. В противном случае большая машина или пешеход могут заставить вас резко дернуть руль, и машина потеряет управление.

Все это замечательно, думаете вы, а что же ровность?! А ровность бывает разная

Опубликовано 18.11.2012
Дата первой публикации 15.11.2012

ШколаЖизни.ру рекомендует

Комментарии (16):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • сколько ДТП при обгоне,связанные с потерей управления АТС? Без обид, но "водитель с большим стажем" - с Вами не может согласиться www.alex-sto.com/

     
  • Вся серия статей отдаёт какой-то книжностью, примитивом, а не откровениями "короля трасс" или инструктора вождения.
    Согласен полностью!
    А для автора информация: Передний привод - при вхождении в поворот (независимо от направления) на повышенной скорости надо нажимать на газ, а не на тормоз! То же следует делать при крутом повороте! Задний привод - при левом повороте - нажимаем на газ, а вот при правом надо "играть" газом! Т.е. слегка нажать (не сильно, а как бы слегка касаясь) и затем отпустить, опять нажать и опять отпустить. Итак, делаем до конца поворота. Особенно это помогает при затяжных поворотах. Если ехать (в городах) по набережным маленьких речек (Яуза для Москвы), где направления и радиус поворота обусловлены руслом, а не «здравым смыслом» и зачастую человек, попавший впервые, на такие дороги не может предугадать радиуса и протяженности поворота, то этот метод оправдан на все 100! Для Яузы это Сыромятническая наб. с ее затяжным правым поворотом (движение в центр) да еще 3-4 метра слева до прыжка в воду! А красивые железяки (ограждение Яузы) машину не задерживают от купания.
    Все эти «выкрутасы» объясняются простым уравнением динамики движения авто при входе в поворот на повышенной скорости! По оси y - скорость движения, по оси x - радиус поворота. Соответственно при вхождении в поворот возникает вектор (центробежной силы) направления движения который старается выкинуть авто за радиус поворота. И соответственно в этом случае мы должны изменить угол или величину вектора. На первый взгляд, величину мы можем уменьшить торможением, но если радиус поворота маленький (крутой поворот), то мы уменьшаем величину вектора, но увеличиваем его угол… и благополучно вылетаем с трассы! А вот при увеличении скорости мы увеличиваем вектор, но уменьшаем его угол! Скорость увеличиваем не резким набором, а плавным. Вообще в комментариях к прошлой статье было очень хорошо (не мной) сказано, что человек, управляющий авто, должен слиться с ним!
    И это правильно! Иначе наш Мозг занят думами: что нажать, как нажать, где нажать и зачем нажать, а на обработку окружающей обстановки времени и мощности уже не хватает! Удачи на дорогах!!!

    Оценка статьи: 4

     
    • Марианна Власова Марианна Власова Бывший главный редактор 18 ноября 2012 в 14:21

      Андрей Голованов, постарайтесь читать текст внимательно, прежде чем давать "информацию для автора". И комментировать, приводя цитаты, раз уж беретесь что-то опровергать.

       
      • Марианна Власова, "Не так ли"? (как говорят в английских романах и фильмах) я поступил в коменте от 06:51 ?
        Одобрямсов от Вас не дождёшься, тоКА порицания. Надо бы указывать и на удачные(образцовые) коменты, а не только шпынять.

         
        • Марианна Власова Марианна Власова Бывший главный редактор 18 ноября 2012 в 18:36

          Сергей Дмитриев, нет, не так. Вы неверно пересказали текст, при этом зачем-то взяв его в кавычки. Правильно поступил Mike Mike в самом первом комментарии. Но вообще-то ветки обсуждения статей - не место для обучения комментаторов.

           
          • Марианна Власова, могу согласиться по форме, но не по сути возражения. Я бы тоже предпочёл курсив, как у ММ, но В меня он не выскакивает, поэтому прибЁг к кавычкам.
            А пересказывать не обязательно бук в бук, главное, смысл уберечь и подогнать по форме, имхо.

             
            • Марианна Власова Марианна Власова Бывший главный редактор 18 ноября 2012 в 22:54

              Сергей Дмитриев, очень легко не уберечь смысл и предъявить автору претензии за то, чего он не писал. Поэтому нужно цитировать, можно в кавычках, а не курсивом.

               
              • Сергей Дмитриев Сергей Дмитриев Профессионал 19 ноября 2012 в 02:03 отредактирован 19 ноября 2012 в 02:04

                Марианна Власова, я совсем запутался, но думаю, что всё в пределах ошибки измерений. А на обсуждениях статей мы и обучаемся и грамотёшку повышаем. Только лингвистичекая экспертиза может меня оправдать.Уф,уф!, сам не рад.
                (почему автор-то в сторонке? Разбирать бы все несварёнки с автором, без посредников.)

                 
  • Тема почти "военная": аварии на дорогах уносят тысячи жизней и материальный ущерб от них исчмсляется миллионами.
    Но примитивные статьи тут не помогут. Достаточно посмотреть подборку видео в интернете, чтобы понять, насколько всё сложно. А простые советы можно ограничить несколькими: постараться ездить УМНО, а не Эмоционально, никогда резко не "маневрировать"(не крутить резко рулём, не тормозить резко, не газовать) и сначала думать, потом уже делать. И помнить, что не всё в этом мире и на дорогах зависит от вас: дорога - очень опасное место, ЛЮБОЙ на дороге и даже около неё подвергается большой опасности, попробуйте проанализировать причины ДТП, выставленныx в YOUTUBE, и предложить предохранительные меры... Не просто, да? Большая скорость, скользкое покрытие и бесшабашность водителей способны превратить дорогу в ад.

     
  • Сергей Дмитриев Сергей Дмитриев Профессионал 18 ноября 2012 в 06:51 отредактирован 18 ноября 2012 в 06:58

    "Колёса начинают бешено вращаться, если водитель излишне резко нажимает на педать газа", ...только трогаясь с места, в начале движения. Это и демонстрируют "крутые" водители, когда из-под колёс аж дым появлятся.
    У "и без того уже мчащагося на большой скорости автомобиля" такое невозможно. Очень мягко выражаясь, это спорное утверждение, такого трудно добиться даже на курсах повышения квалификации водителей ВИПов.
    Вся серия статей отдаёт какой-то книжностью, примитивом, а не откровениями "короля трасс" или инструктора вождения.
    "Что станут говорить" водители с большим стажем, дальнобойщики?

     
    • Сергей Дмитриев, откровениями "королей трасс" изобилуют специализированные сайты. Статья (как и вся серия) предназначена для тех, кто не знает, что такое "категория дорог". Они имеют право учиться на чужих ошибках.

       
    • Сергей Дмитриев,Полистайте хотя бы ю-туб (сколько ДТП при обгоне,связанные с потерей управления АТС?) Без обид, но "водитель с большим стажем" - с Вами не может согласиться

      Оценка статьи: 5

       
  • Mike Mike Mike Mike Читатель 18 ноября 2012 в 01:11 отредактирован 18 ноября 2012 в 01:11

    Обычно оно происходит из-за того, что при обгоне водитель излишне резко нажимает на педаль газа и без того уже мчащегося на большой скорости автомобиля.
    Это откуда ж такая интересная статистика?

    Мощь мотора без труда преодолевает силу сцепления колес с дорогой. Колеса начинают бешено вращаться, и автомобиль становится неуправляемым.
    Вы исключительно про жигули пишете? Хоть оговорки какие-то делайте, 21 век на дворе.

     

Популярные видео