Константин Кучер Грандмастер

Хочешь быть добрым волшебником? Будь им! Об этике водителя и дорожной обстановке

Как-то в последнее время довольно часто приходится выслушивать рассуждения о том, что много, ох, много хамства на наших российских дорогах. От них, мол, и беды наши. Если не все, то, как минимум, большая их часть. Согласен с этой точкой зрения. Но с небольшими поправками.

Andrzej Tokarski, Shutterstock.com

Во-первых, всё познаётся в сравнении. Ну, какое хамство нынче?! Да это просто брызги, по сравнению с тем, что творилось на наших дорогах в 90-х. Вот тогда, действительно… Было! Что, на мой взгляд, вполне объяснимо. Вся страна «упала». А вместе с ней и её культура. А правила поведения, в том числе и на дороге, это — её составная часть. Которая не могла остаться в целости и сохранности, если упало и разбилось всё целое. Культура, как таковая.

Сейчас всё меняется. И — в лучшую сторону. Может, не так стремительно, как хотелось бы, но то, что меняется — видно. И видно даже невооруженным глазом.

Во-вторых, почему упор делается на явное и откровенное хамство? Когда тебя, например, беспардонно подрезают на скорости. Или обгоняют вставшую в пробке колонну, по твоей, встречной полосе, вынуждая тебя притормаживать и съезжать на обочину. Да, и с таким можно столкнуться на наших дорогах. Но это частности, которые встречаются значительно реже, чем отсутствие общей культуры вождения.

Что я имею в виду? Ну, например, маневрирование, в т. ч. и перестроение из ряда в ряд, без предварительного оповещения о намечаемом к совершению маневра соответствующим мигающим поворотником. Или поворот налево из правого ряда. Или… Впрочем, может, достаточно? Надеюсь, все поняли, о чем это я. И своих, не менее жизненных и часто встречающихся примеров смогут с ходу привести не один и не два.

Это не откровенное хамство. Бескультурье, которое на дороге, придет время, обязательно выйдет кому-то боком. При этом, что самое обидное, не всегда именно тому, кто забыл об элементарных правилах поведения на дороге. О том, что он на дороге не один. И для остальных участников дорожного движения его поведение должно быть очевидным, а маневрирование — предсказуемым.

Кто-то, не предупредив, совершил маневр. А для того чтобы он смог это сделать, кто-то, находившийся в ряду перестроения, вынужден был резко ударить по тормозам. В свою очередь, уже тот, кто шел сзади притормозившего, не ожидал от него этого на прямом, хорошо просматриваемом участке дороги и… «Въехал» во впереди идущую машину. Дорожно-транспортное происшествие. Два пострадавших. А тот, кто создал аварийную ситуацию и, по сути, является виновником ДТП, спокойно едет себе дальше.

Поэтому всегда нужно помнить о том, что ты на дороге — не один. И от твоих действий, их ясности и предсказуемости для окружающих зависит и твоя жизнь, и жизнь тех, кто волей случая оказался рядом с тобой. Не забывай о них. Дай им возможность заблаговременно понять тот маневр, который ты собираешься сделать. И тогда у них у всех будет время понять, оценить и откорректировать свои действия таким образом, чтобы избежать даже предпосылки возникновения ДТП.

Будь внимательным к тем людям, которые в точно такой же шкуре водителя, как и ты. Посмотри, всё ли у них в порядке. Не нуждаются ли они в твоей помощи. Или в поддержке. Хотя бы моральной.

И если вдруг увидишь стоящую у обочины и виновато подмаргивающую аварийкой машину, не пожалей нескольких минут, остановись. Спроси у её хозяина — всё ли в порядке, не нужна ли какая помощь? Может, ему и нужно-то всего… Литр тосола или моторного масла, которого (ну, вот так получилось!) нет под рукой. А у тебя — лежит в багажнике. Отдай столь необходимое кому-то. Потом, на следующей заправке, возобновишь свой запас.

А человек будет вспоминать тебя с благодарностью. Долго вспоминать. А когда окажется (мало ли, вдруг?!) в зеркальной ситуации, уже он поможет кому-то. И — кто знает? — есть… Есть шанс, что когда-то запущенный тобою бумеранг доброжелательности и взаимовыручки вернётся к тебе. Чьей-то своевременной помощью.

Остановись. И не обращай внимания, кто там стоит у обочины с включенной аварийкой. Пусть даже фура, которую ты при всем желании не сможешь, в случае чего, взять на буксир. Может, людям требуется совсем не это. А какая-то малость, без которой им — никак. Ну, не знают мужики, как с мурманской трассы уйти на Архангельск!

А ты — в курсе:

— Да вот же! Видите указатель? Отворотка на Медвежьегорск. Свернули и все прямо, прямо… До самого Пудожа. Ну, а там надо будет уйти на Каргополь. Там, если что, и спросите.

Поделись информацией, и пусть народ спокойно едет в столь нужный ему Архангельск. С теплым чувством по отношению к тому, кто помог. Выручил. К тебе конкретно. И ты тоже — дальше. По своим делам. Может быть, даже совсем в другую сторону. Но уже с приятным чувством того, что сделал… Сделал то, без чего кому-то вот только что, буквально пять минут назад, было безнадежно плохо. А ты пришел и все исправил. Как добрый волшебник.

И кто только сказал, что их нет? Есть. Надо просто помнить, что ты не один. И если вдруг… Просто остановиться. И стать им, волшебником. Для кого-то — очень и очень добрым.

Ну, а если для этого окажется мало литровой упаковки моторного масла, старых свечей, оставленных в багажнике «про запас», или малой толики информации… Бери пострадавшего коллегу «на галстук» и… На буксире его — до ближайшего населенного пункта, где могут оказать необходимую техническую помощь.

Опубликовано 22.05.2013
Дата первой публикации 21.05.2013

ШколаЖизни.ру рекомендует

Комментарии (12):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • Андрей Владимиров Андрей Владимиров Читатель 23 мая 2013 в 23:19 отредактирован 24 мая 2013 в 18:42

    вообще надо помнить, что любая незапланированная остановка на дороге чревата внештатной ситуацией... вот стоит у машины бедная блондинка... остановился какой-то перец... а из кустов ребята.

    перцу по башке... его в лес... машину забрали... и т.д.

    Оценка статьи: 5

     
  • Добрым волшебником быть, конечно, хорошо.И не только на дорогах.Хорошо бы просто по жизни.Называется это волшебство - человечность. Простое древнее правило - поступай по отношению к ближнему так, как хочешь, чтобы поступили с тобой.Это из области морали. А из области закона - на дорогах есть ПДД. И возможность несоблюдения их - вина в первую очередь ГИБДД, которая сидит в кустах и ловит водителей, превысивших допустимую скорость на 10км.,а должна обеспечивать безопасность движения,патрулируя дороги.Но у них вечно нет бензина и лампочек для светофоров. Водители - идиоты многочисленны, но пребывание их на этом свете краткосрочно.Печально только то, что уходят они не одни.

     
  • Вроде все - прописные истины, давно известные, но перечитал с удовольствием, не грех лишний раз напомнить. Тем более в таком доброжелательном тоне.

    Оценка статьи: 5

     
  • "Или обгоняют вставшую в пробке колонну, по твоей, встречной полосе, вынуждая тебя притормаживать и съезжать на обочину."
    Какие Вы благородные. Я в такой ситуации только притормаживаю до полной остановки. Пусть объезжает как хочет - он торопится и он потеряет больше времени из-за такого "барана" (как он думает). Я прав и лезть на обочину не собираюсь!!!


    "кто-то, находившийся в ряду перестроения, вынужден был резко ударить по тормозам. В свою очередь, уже тот, кто шел сзади притормозившего, не ожидал от него этого на прямом, хорошо просматриваемом участке дороги и… «Въехал» во впереди идущую машину."
    Не отвлекайся даже на хорошо просматриваемом участке дороги и держи дистанцию - и обойдёт тебя беда!

     
    • И обойдет! Спасибо, Игорь.
      Ты ведь тоже не просто так на трассу встал. Зачастую времени нет останавливаться и ждать, что будет делать объезжающий пробку по твоей полосе. Вот и жмешься вынужденно к правому краю, поминая от всей души ближних родственников этого "сильно торопящегося"...

       
  • Первая половина реальная. Вторая - почти фантастическая. Останавливаться на каждого, кто включил аварийку, ... странно. На поднятую руку - нормально. Сколько раз видел, как стоит машина на обочине, мигает аварийкой, а из неё вылезла целая семья, и потянулась в придорожный лесок до ветру. Какие проблемы? Остановиться? Спросить, чем помочь?

    Был у меня случай, лет 15-17 назад. Воскресенье, вечер. Плотный, но быстрый поток в Москву. Вижу на обочине "девятка" белая с прицепом, мигает, капот открыт, под капотом совсем не молодой человек, в машине такого же возраста женщина. Я везу свою семью с дачи. Полна коробочка. Но почему-то решил остановиться. Оттормаживаюсь. Сдаю назад. Подхожу, спрашиваю, какие проблемы? Заглохла на ходу, отвечает водитель. Пробуем завести. Не получается. Предлагаю ему завести машину с буксира - с прицепом-то особо не толкнешь. Цепляю. Тащу. Метров через 300 вижу, мигает дальним. Завелась! Дальше до Москвы едем почти рядом. В пределах видимости. Перед Москвой останавливаемся еще раз, на всякий случай. Мужик бежит ко мне, благодарит. Спрашивает, как моё имя. Говорю. Сейчас, говорит, по пути в церковь заедем, свечку поставим за тебя.
    Да и другие были случаи.
    А почему я остановился? А потому что видно было сразу, что что-то не то. И, возможно, требуется помощь. Не до ветру люди остановились. И не заблудились.
    А вообще есть такое правило: не просят - не помогай.

     
    • Останавливаться на каждого, кто включил аварийку, ... странно. На поднятую руку - нормально.

      Но ведь и в Вашем, Николай, примере, водитель белой девятки руки не поднимал. А Вы остановились.
      Как правило, на трассе хорошо видно, когда аварийка мигает просто обозначая остановку без какой-либо проблемы, не требующей помощи со стороны. Хотя, в данном случае ПДД говорит, что достаточно обозначить себя габаритами. Другое дело, что когда движение интенсивное, то многие считают возможным обезопаситься включением аварийки. На мой взгляд, это неправильно. Хотя, согласен, аварийку видно значительно лучше, чем габариты.
      Лично я в подобных случаях, чтобы не вводить народ в заблуждение, оставляю включенными правые, парковочные поворотники. И видно их хорошо, и проезжающие мимо понимают, что всё у меня в норме, внештатной ситуации нет, просто я по той или иной причине остановился.

       
      • Николай Лаврентьев Николай Лаврентьев Читатель 23 мая 2013 в 00:04 отредактирован 23 мая 2013 в 12:03

        Константин Кучер, водитель белой девятки руки не поднимал. А Вы остановились.

        Да. Что-то внутри подсказало, что вот именно сейчас НАДО. Если бы не поднятый капот, я бы проехал. Но остановился. И, в общем-то, не зря. Без буксира мужик не сдвинулся бы с места. А у меня машина была почти такая же. Я её хорошо знал. И мог помочь. А он стоял как-то обречённо, опершись на крылья руками и просто смотрел куда-то в мотор. Ну, капец!

        А ещё был случай. Лет двадцать назад. А то и больше. читать дальше →


        И ещё были случаи.

         
        • Великая вещь - ИНТУИЦИЯ!! Но всё-таки... Чтобы полагаться не только на неё (иногда это просто опасно!), желательно, чтобы тебе с обочины дали дружескую подсказку. Или включенной аварийкой. Или понятным каждому сигналом. Например, поднятой рукой...