Олег Банцекин
Олег Банцекин Мастер

Робомобиль: уже реальность или еще нужно подождать?

Внедрение автоматических (не путать с автоматизированными!) автомобилей если и не за горами, то все-таки за холмами. Ведь идет этот процесс аж с 80-х годов прошлого века, когда Mercedes-Benz разработал первый автоматический автомобиль, способный передвигаться со скоростью 60 км/час.

Sanit Fuangnakhon, Shutterstock.com

Спустя 30 лет немцы продолжили работу в рамках проекта EUREKA, где робот уверенно двигался по европейским дорогам. Не отставали и американцы: агентство DARPA тестировало машину с лазерным радаром и роботизированным управлением (скорость, правда, была всего 30 км/час).

Сегодня лидером в разработке автоматического автомобиля по праву является Google, совершенно не автомобильная компания. Свыше 500 000 км прошли ее аппараты по реальным автострадам и не засветились ни в одном ДТП. Вместе с тем никто из автомобильных вендоров не стремится стать партнером интернет-поисковика в строительстве гугломобилей. Скорее всего, компании придется делать технику своими руками (а может, Ларри Пейдж просто купит завод в Тольятти и заменит местных «мастеров» роботами-сборщиками).

Однако сам по себе робомобиль — это еще не решение, а скорее хорошая реклама для производителя. Чтобы узнать о еще одной составляющей автомобилей без водителей, нужно вернуться в 1939 год на выставку «Футурама» в Нью-Йорке. В 30-х годах 20-го века о роботах тоже думали, но решение видели несколько иное, в виде «умной дороги», по которой автомобиль может двигаться без участия человека. Датчики на автостраде посылали автомобильному компьютеру информацию о состоянии дорожного покрытия (мокро, скользко, сухо), интенсивности движения и т. п. Пожалуй, единственное, что мы пока получили от того концепта, так это светофоры. Правда, они не умеют тормозить автомобили принудительно, как это планировалось с робомобилями, в результате живые водители смело летят на «красный» и часто становятся неживыми.

Вот такая новая старая инфраструктура (а точнее будет сказать инфо-структура) и необходима сегодняшним робомобилям для полноценного функционирования. Тесты на гугломобилях показали, что подобная система движения повысит пропускную способность автотрасс почти втрое!

В шведском город Гетеборге подобную систему обещают запустить через 3 года, когда начнутся испытания 100 самоходных Volvo. Для тест-драйва выделено 50 км дорог (скоростные шоссе, загруженные городские трассы, загородные дороги). Особенное внимание уделят поведению робота в пробках.

Реализация проекта, по сути, стартует в конце 2014 года, когда появится специальная версия кроссовера Volvo XC90 с АСС (адаптивный круиз-контроль). Система контролирует самостоятельное движение в условиях городских пробок и уберегает машину от съезда с дороги или наезда на препятствие. К 2017 году АСС постепенно превратится в SPA (Scalable Product Architecture) с полностью автоматической системой парковки и сообразительным бортовым компьютером. А самый большой интерес этого эксперимента вызывает психологический момент: какой будет реакция людей (пешеходов и водителей) на робомобили.

В рамках концепции «умной дороги» Mercedes-Benz научил свои машины говорить друг с другом. То есть обмениваться информацией о своем местонахождении, скорости и запланированных действиях (поворот, торможение и т. п.). Человек-водитель заглянуть в голову соседу по полосе не может, а вот для роботов это вполне доступно, а значит все автоматизированные машины в потоке могут планировать свое движение с учетом поведения других участников дорожного движения. И живой водитель тут становится только помехой.

На европейском рынке «Мерседесы», способные собирать и обмениваться информацией с собратьями по бренду, обещаны уже в этом году. Правда, это будут автоматизированные автомобили, а не автоматические — водителем пока остается человек, электроника выступает в качестве помощника. А на старые модели при желании можно будет установить аппаратно-программный комплекс.

Концерн Dymler — вообще молодцы. Вот хотя бы действующий робомобиль Mercedes Benz S 500 Intelligent Drive, проехавший 100 км без помощи человека от города Мангейма до города Пфорцхайма в августе прошлого года (водитель все-таки сидел в кабине на всякий случай, но всякого случая не произошло). Внешне автомобиль ничем не выделяется на трассе — все датчики и сканеры спрятаны внутрь корпуса. Теперь можно даже делать ставки, у кого же получится быстрее запустить робомобиль в коммерческую эксплуатацию: у Google, немцев или Volvo?

В заключение новость из Туманного Альбиона. Британцы отстают в плане робомобилей, но не намного. В 2015 году в городке Милтон-Кинс планируется запустить 20 такси-«улиток» на двух пассажиров. Почему улитки? Машины будут тихоходны — всего 19 км/ч. И ездить они будут по тротуарам. Чтобы роботаксист не давил пешеходов, его оборудуют сенсорами.

Предполагается, что вызывать такое такси можно будет через приложение для смартфона или планшета. Самоходные такси создаются в рамках концепции PRT (персональный автоматический транспорт, подробности в Википедии). Кстати, именно общественный транспорт, такси и грузовые перевозки рискуют стать первыми реальными проектами роботизации движения. От управления личным автомобилем современного человека отучить сложно (спасибо маркетологам), а вот перевести городские автобусы и маршрутки на новые рельсы можно даже в приказном порядке. Правда, если государство думает о безопасности на дорогах, а не о экономической выгоде. Уже доказано, что робомобиль ездит лучше даже профессионального водителя, однако сможет ли он обойтись в обслуживании дешевле зарплаты гастарбайтера?

Опубликовано 5.01.2014
Дата первой публикации 04.01.2014

ШколаЖизни.ру рекомендует

Комментарии (1):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • Сергей Дмитриев Сергей Дмитриев Профессионал 5 января 2014 в 22:04 отредактирован 5 января 2014 в 22:10

    Изложено толково и без сторителлингов. Когда начинают говорить об этих роболях,что-то противится (против) этой затеи. Людей хотят лишить удовольствия порулить. И ещё беспокоят овраги, о которых забывают разработчики. При массовом применении автопилота идеальную картинку может исказить погода, отказ электроники и,главное, пресловутый "человеческий фактор". Человеки найдут слабое место в системе.

    Лишиться удовольствия порулить это всё-равно что отказаться от удовольствия пожевать орешки, переложив усилие прижима нижней челюсти(лалаки) на спецпривод.

    Оценка статьи: 5