Борис  Берсенев Читатель

Пластик сменил металл

Генри Форда как-то спросили, какая по его мнению машина самая лучшая, на что он без колебания ответил, что лучшая машина — новая. Интересно, ответил бы он также на этот вопрос сейчас?

Сейчас миром правит потребление и мода. Эра экономии и бережливости канула в небытие. Нам каждый день предлагают новомодные и революционные hi-fi штучки. И никто не задумывается, что большинство этих «гениальных» изобретений абсолютно бесполезны с технической точки зрения и являются лишь порождением маркетинга. Все больше и больше предметов переходит в разряд бытовых. Вещи устаревают за считанные месяцы. Этот экономический прогресс не прошел и мимо автомобилей. За последние 10−15 лет отношение к машине изменилось в корне. Еще не так давно машина могла быть настоящей семейной ценностью. Владельцы старались следить за её техническим состоянием и поддерживать вид «вчера с завода» как можно дольше.
Производители прекрасно понимают, что качество и ремонтопригодность ушли на второй план и волнуют больше покупателей автомобилей с пробегом. Когда как новые авто покупают исключительно основываясь на имидж, комфорт и функциональность. Нужда делать крепкий автомобиль отпала. Достаточно создать то, что проедет 5−7 лет и уступит место своему молодому предшественнику. Да и 5−7 лет некоторым экземплярам даются с трудом. Достаточно почитать отзывы любителей Range Rover или, скажем, BMW 7-серии — эти люди очень часто посещают сервисные центры, перепрограммируя свои навороченные бортовые компьютеры, чиня двигатели, напичканные электронными форсунками, дающими сбой, меняя не выдержавшую суровую зиму АКПП и т. д. Причем в большинстве случаев хозяин будет доволен, ведь это «первая поломка за год».
А ведь 15 лет назад, покупая BMW или Mercedes, вы прежде всего покупали качество. Качество конструкции, материалов, отделки было на высоте. Да они были тяжелыми и далеко не экономичными, но их делали в условиях жесткой конкуренции, производитель старался добиться любви покупателя к своему продукту. И ведь добивался. Эти машины можно встретить на дорогах нашего города и по сей день, в достаточно приличном виде, к удивлению многих с непрогнившим насквозь кузовом и если они были в более-менее заботливых руках, то табун лошадей из-под капота так до сих пор так и не разбежался. Встретите ли вы современные творения тех же немцев через 15 лет в таком же состоянии? Вряд ли.
Сейчас экономия на материалах видна невооруженным взглядом. Да, в салоне все может быть весьма прилично — мягкий кожзам обернул руль и сидения, приборная панель усыпана кучей кнопок всевозможных систем, а на потолке что-то мягкое и приятное на ощупь. Но уже попытавшись закрыть дверь или поднять крышку багажника, у меня, например, появляется ощущение, что кузов это ни что иное, как крашеный картон. И с каждым годом пластиковые элементы заменяют металл всё в больших количествах, а там где он все же остался, его толщина стремится к толщине листа бумаги.
Безусловно, во всем этом прогрессе достаточно и плюсов. Безопасность передвижения в плохую погоду сильно увеличилась с появлением различных антизаносных систем контроля устойчивости и ABS. Последняя модель Kia Cee’d припаркует себя сама, что защитит ваш бампер от вчера купившей права девицы, например. А новый Volvo даже позволит вам поспать в пробке и будет тормозить за полметра до столкновения с соседом спереди. Эти нововведения можно даже назвать необходимыми, учитывая, насколько сильно изменился среднестатистический водитель.
Современное общество обязывает производить весьма посредственные автомобили. Ведь в противном случае прибыль может резко упасть. Компания Saab до конца билась за качество и имя своей марки. Но именно это и погубило бывших самолетостроителей и они попросту обанкротились.
Я могу понять, почему качество ухудшилось. Погоню за мощностью и управляемостью сменила погоня за новыми кнопочками на приборной панели, а пластик сменил металл. Ведь население планеты растет, а водить машину становится все легче и легче. И количество водителей соответственно тоже растет, чего нельзя сказать о природных ресурсах. Но я никогда не пойму что случилось с дизайном многих машин, ставших уже своего рода классикой.
Honda Accord 7, Toyota Camry 6, Subary Legacy 4 были своего рода эталонами японских седанов, они спокойно могли конкурировать с европейскими аналогами. Такие строгие азиатские бизнесмены в костюмах с аккуратным стильным дипломатом и кожаными ботинками без шнурков. Глядя на них, не возникало никаких сомнений. Эти точно знают свое дело. Но взглянуть на их нынешних предшественников без слез просто невозможно. Эти ребята сбежали с рисовой плантации вчера вечером, кто-то очень заботливо выдал им деловые костюмы примерно на 6 размеров больше нужного и дешевые позолоченные часы, но так и не удосужился переобуть их во что-то хоть чуточку солиднее лаптей, о дипломате даже и речи быть не может. Заключать с такими «предпринимателями» сделку не очень хочется, верно?

Но отличились, на мой взгляд, не только японские дизайнеры. Машины марки BMW всегда обладали очень задиристым характером и строгой, но в то же время агрессивной внешностью. Их внешний вид говорил, что их сделали немцы, что в них нет ничего лишнего и, безусловно, никто не забыл положить в них то, что поможет им быть хищным животным среди автомобилей и легко проглатывать как повороты, так и других участников дорожного движения. Сейчас же BMW из года в год теряют свою агрессивность и становятся все больше домашними. И если 7-серия и Х5 с обновлением приобретают какую-то благородность и солидность, то классические 3-я и 5-я серии уже не похожи на крутого парня с сигарой в зубах и элегантной щетиной. Это скорее мальчишка, посещающих фитнесс-центр каждый четверг и не чуждающийся использовать гель для волос.
Вы можете назвать меня консерватором, прочитав эту статью. И будете правы. Касательно авто я весьма консервативен. Но осмелюсь заметить, что быть консерватором все же лучше, чем страдать от дурновкусия.

Опубликовано на личной странице 01.03.2014
Дата первой публикации 01.03.2014

ШколаЖизни.ру рекомендует

Комментарии (0):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

Популярные видео