Денис Леонтьев Мастер

Как зарождалось автомобилестроение в Англии?

Daimler — старейшая автомобильная марка Британии, имеющая более чем вековую историю, так что, пожалуй, одна из старейших марок в мире, если не самая старая — ведь это фамилия того, кто, по мнению большинства, и изобрел автомобиль.

Начала свой путь эта английская компания в 1896 году, когда автомобиль был ещё по сути игрушкой для по-настоящему богатых людей, но уже вошёл в моду. Уже было достаточно много джентльменов, желающих произвести впечатление на своих гостей, прокатив их на коляске, в которую не нужно запрягать лошадей. И Готлиб Даймлер, которого уже не считали чудаком, отдающим жизнь бессмысленным затеям, расширял производство и получал хорошие деньги за патенты. Он продавал их во многие страны, но английское предприятие — случай особый. Инженер Фредерик Симс крепко дружил с Готлибом и не просто получил патент — Готлиб активно участвовал в строительстве и оборудовании завода, испытывал первые выпущенные автомобили.

Начальный капитал предоставил предприниматель Гарри Лоусон — и не прогадал. Незадолго перед этим Лоусон попался на удочку некоего Джоэля Пеннингтона, принадлежавшего к той же категории граждан, что и небезызвестный сын турецкоподданного. Этот весьма колоритный персонаж в самом деле был изобретателем, но проехать хотя бы сотню ярдов на построенной им машине было поистине подвигом. При этом мистер Пеннингтон рисовал в рекламных целях картинки, на которых изображал, к примеру, самого себя, совершающего на своем мотоцикле прыжок через реку на удивление праздной публике.

Рисовал, к слову, он неплохо, но страстью его были не искусство и не техника, а деньги. Из Лоусона он вытянул целый миллион (переложите миллион английских фунтов конца XIX века на теперешний курс и представьте, что кто-то «развел» на подобную сумму, к примеру, Билла Гейтса), но закончил свои дни в полной нищете. Есть над чем подумать тем, кто мечтает о быстрой и лёгкой наживе!

Но Готлиб Даймлер был человеком абсолютно иного склада. Он был инженером и деловым человеком, а не авантюристом. Устав новой компании был составлен по всей форме, и она успешно начала работу.

Условия для развертывания активной деятельности есть — как раз отменен «закон о красном флаге», поднят разрешенный предел скорости движения по дорогам — с 4 до 8 миль в час. Это послужило толчком к развитию рынка самоходных экипажей. Их производство разворачивает крупная велосипедная фабрика Humber, потихоньку ведет разработки молодой инженер Герберт Остин с фирмы Wolseley Sheep Shearing Machines, известной, как следует из названия, в качестве производителя машинок для стрижки овец. Есть ещё один пылкий молодой человек, выпускник Королевского технического колледжа, некий Фредерик Ланчестер, запускающий невиданных воздушных змеев и грозящийся подняться на одном из них в небо — вместе со старшим братом Джорджем он недавно совершил весьма удачную поездку на построенном ими самоходном экипаже…

Несомненно, отмена закона о красном флаге повлекла за собой значительные перемены. Противники нового вида транспорта поняли, что им не придется спать спокойно. Сама английская полиция уже использовала автомобили для ловли преступников — при скорости 10 миль в час они всё же обгоняли лошадь. Началось всё с того, что один сельский констебль, не видя других средств задержать афериста, разъезжавшего на собственном авто, обратился к услугам местного «моториста».

Но о чем говорить, если безлошадный экипаж уже удостоился августейшей милости! Будущий король Эдуард VII, а в то время Герцог Йоркский, начал брать уроки вождения у лорда Монтегю. Для практических занятий использовался 12-сильный Daimler — модель, полностью созданная в Англии.

Энтузиастов автомобильного дела становилось все больше и больше. Они появлялись самым непостижимым образом. Вот, например, некто Генри Ройс. Ему не было и десяти лет, когда его отец потерял работу на паровой мельнице. И лишь стараниями юного Генри семья избежала голодной смерти. А теперь мистер Ройс — владелец преуспевающей электротехнической компании, которую сам же и основал.

В общем, доходы позволяли мистеру Ройсу разъезжать на «моторе». Но купленный по случаю Peugeot в 3 ¾ л.с. его не устраивал абсолютно. Тогда он приобрел на Оксфорд-стрит, а может, на Кенсингтон-авеню модный и довольно дорогой Decauville, но лишь окончательно убедился в том, что автофабрикантами движет не столько инженерная мысль, сколько коммерческий расчёт. И мистер Ройс начал сам улучшать конструкцию автомобиля, так что тот вскоре стал представлять практически самостоятельную конструкцию. Случай свёл Ройса с одним из первых денди Лондона, энтузиастом автомобильного дела баронетом Чарлзом Стюартом Роллсом, который пригласил его на ланч в один из лучших ресторанов, где они обговорили важнейшие аспекты будущего дела. Затем сэр Роллс вызвал своего поверенного и сказал, что открывает завод для производства автомобилей, которым не будет равных. Тот спросил лишь: «Вы нашли хорошего инженера, сэр?» «Я нашёл лучшего», — был ответ.

Тут надо сказать, что мистер Ройс — не только один из лучших инженеров в истории мирового автомобилестроения, но и своего рода английский Эдисон, в частности, он изобрёл такую полезную вещь, как трамблёр.

А уже создавался рынок, обострялась конкуренция. Автомобили марки Wolseley уже выпускались серийно. Humber давно отказался от сомнительных конструкций Пеннингтона и вовсю создавал собственные, первые автомобили выпустил еще один производитель велосипедов — Rover.

Фирм была масса. Например, как вам такая марка — Speedwell? Или Belsize? Или вам больше нравится Swift? Но вы же не представляете, как выглядели эти машины! К примеру, на автомобиль Sheffield-Simplex поставили мотор очень большого объема и решили, что можно обойтись без коробки передач. Эта модель так и называлась — Gearboxless. У первого автомобиля знаменитой впоследстии марки Lea-Franceas под полом кузова располагался мотор с тремя горизонтальными цилиндрами и шатунами метровой длины. Автомобили Hansome предназначались для работы в качестве такси. Поэтому место шофера расположили сзади, так, чтобы он глядел на дорогу поверх крыши пассажирского салона. Помните традиционный лондонский кэб? Но контракт на поставку моторных кэбов перехватили французы.

Rolls-Royce LegalimitОчень своеобразные машины строились под маркой Aberdonia. А компаньоны Роллс и Ройс в это время рассматривали проект Legalimit. Это был автомобиль, внешне смотревшийся как очень изящное ландо, только без лошадей. Но его традиционные формы скрывали под собой оппозитную «восьмерку» и подвеску весьма сложной конструкции. Этот motor carriadge отличался исключительно плавным и бесшумным ходом.

Sunbeam Mabley Архитектор Мэбберли Смит сконструировал для фирмы Sunbeam автомобиль, названный Mabley. Спереди у него было ведущее колесо, далее по бокам два опорных, а сзади управляемое. Водитель и пассажир сидели по сторонам от мотора боком по направлению движения. И такое сооружение выпускалось серийно!

Scott SociableМашины марки Seal напоминали мотоциклы с коляской, но в «коляске» размещался водитель. А мотоциклетная фирма Scott предприняла попытку производства общедоступного автомобиля Sociable, единственное переднее колесо которого образовывало одну колею с правым задним.

Lanchester 20 h.p. Но все же со временем устоялась более-менее стандартная конструкция двигателя, классическая компоновка шасси и общепринятое решение внешнего вида с капотом двигателя спереди. На этом фоне очень выделялись автомобили Lanchester. Их мотор размещался в средней части шасси, поэтому очень необычно выглядела их передняя часть с щитком, закрывающим ноги шофера и сидящего рядом лакея. Вместо знакомой нам «баранки» присутствовал установленный сбоку румпель. Дорогу освещали ацетиленовые фары и керосиновые фонари. Кузова были типа tonneau со входом сзади или calesche. При всем этом мотор был очень оригинальной конструкции. Два его поршня ходили навстречу и вращали два коленчатых вала, а впуск и выпуск осуществлялись посредством единственного клапана грибообразной формы. Эта конструкция до сих пор упоминается во всех учебниках по автомобилестроению.

Это было очень давно. С тех пор чего только не произошло. В 1910 году Гарри Лоусон передал контрольный пакет акций Daimler бирмингемскому оружейному концерну BSA. Почти одновременно в собственность BSA перешел Lanchester. Под обеими марками выпускались солидные, комфортабельные, престижные лимузины. Но после 2-й мировой войны машины Lanchester были уже довольно заурядными и не особенно престижными. Daimler всё еще соперничали с Rolls-Royce, сохраняли титул официальных автомобилей Королевского Дома Британской Империи, но в 1960 году BSA продала Daimler Уильяму Лайонсу, владельцу Jaguar. Лайонсу как раз нужен был новый завод, а в Ковентри его просто негде было построить.

Лайонс не хотел отказываться от именитой марки, но ощущал нехватку средств. Поэтому вскоре прекратился выпуск всех прежних моделей Daimler, а вместо них появился седан 250 — V-образная «восьмерка» Daimler объёмом 2,5 литра в кузове Jaguar MkII. Модель имела определенный успех. Последний лимузин Daimler на агрегатах Jaguar выпускался с 1968 по 1991 год, им пользовалсь королевская семья, а также премьер-министр Великобритании Маргарет Тэтчер. Сегодня Daimler — лишь вариант косметического оформления Jaguar. Правда, студенты автомобильной кафедры одного из английских колледжей по изучению дизайна среди прочего создали проект лимузина Daimler, но английского в нем что-то не много, во всяком случае Королева вряд ли согласилась бы ездить в нем.

А статья эта написана для того, чтобы лишний раз напомнить, как давно в автомобилестроении начал формироваться стиль, который и сейчас называют истинно английским.

Опубликовано 12.09.2007
Дата первой публикации 17.07.2007

ШколаЖизни.ру рекомендует

Комментарии (6):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети: