Статья дня
Валерий Яковлев Грандмастер

Куда крутить руль?

Мало у кого на машине нет вмятин или хотя бы царапин. И получены они не в автомобильных авариях, а при обычном маневрировании. Попытках въехать в ворота, встать на стоянку, объехать дерево или просто подать машину назад.

Машина вдруг начинает ехать не так, как казалось бы должна. Постепенно, вместе с царапинами приходит опыт, как поступать в каждом отдельном случае.

А существует только один закон поведения маневрирующего автомобиля. Зная его, можно успешно маневрировать в любых, даже нестандартных ситуациях. Причём как передним, так и задним ходом!

Посмотрите на схему поворачивающего автомобиля.

Он поворачивается вокруг точки, находящейся на пересечении осей всех четырёх колёс. Чем круче повёрнут руль, тем меньше радиус поворота.

А теперь обратите внимание! Автомобиль движется не просто боком к центру поворота, а под углом. Передняя часть как бы отвёрнута от центра поворота, а задняя как бы приближена к нему. В этом и заключается вся наука маневрирования! Больше ничего знать не нужно!

Самой дальней точкой является правый передний угол бампера. Самой ближней — крыло над осью заднего колеса. За неприкосновенностью этих мест и нужно следить в первую очередь.

Этот чертёж можно мысленно представлять при любом манёвре. Представьте, что вам нужно заехать в свой гараж из узкого проезда между вашим и гаражами напротив. Если начнёте заезжать носом, то автомобиль будет как бы отворачиваться от гаража, и вы заденете ворота носом или боком. А если задним ходом, то машина наоборот, сама заранее будет становиться перпендикулярно воротам. Такова особенность движения автомобиля с повёрнутыми колёсами.

Попробуйте представить эту схему и когда вам нужно встать к тротуару между двумя стоящими уже автомобилями. При движении задним ходом ваш автомобиль сам встанет параллельно тротуару и не заденет стоящие машины.

И за городом, при езде змейкой между деревьями нужно смотреть только на самую дальнюю и самую ближнюю точку кузова.

А вот и классический пример. Допустим, вы в результате каких-то манёвров прижались к дереву задним крылом около бампера. Куда нужно крутить руль, чтобы отъехать? Конечно, в сторону дерева. Для этого тоже достаточно представить схему.

В автошколах тренируют курсантов на площадке со стойками и флажками. Но показывают, как нужно действовать в каждой фигуре отдельно. А закон-то, геометрия движения автомобиля одна и та же во всех случаях. И, если бывший курсант попадает потом в какую-то другую ситуацию, чем на учебной площадке, он теряется. Например, если место для стоянки оказывается не справа, а слева. Куда крутить руль? А ведь достаточно схему представить в зеркальном отражении. Если знаешь её.

А её часто не знают и сами инструкторы. Ими работают обычные водители, которые раньше и сами нахватались только отдельных навыков.

Распечатайте этот чертёж. И возите с собой. А еще лучше, потренируйтесь где-нибудь, глядя на чертёж и критические точки своего автомобиля. А потом и чертёж не понадобится. Вы будете уже чувствовать свой автомобиль при любом сложном манёвре.

И пусть у вас не появится ни одной новой вмятины или царапины!

Опубликовано 8.08.2007
Дата первой публикации 21.07.2007

ШколаЖизни.ру рекомендует

Комментарии (30):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • Отлично написано! Молодцы! Спасибо!

    Оценка статьи: 5

     
  • Елена Выскребенцева Елена Выскребенцева Профессионал 28 октября 2007 в 02:12

    5 интересно

     
  • Ксения Егорова Ксения Егорова Профессионал 26 октября 2007 в 23:18

    +5! Занесла в закладки, хоть и задним числом!

    Оценка статьи: 5

     
  • 5!
    Превосходная рекомендация с великолепным изложением.
    Беру в копилку, покажу своим дочерям. Они тоже водители.

    Оценка статьи: 5

     
  • Спасибо, очень полезная статья!
    Машину вожу уже полтора года, но почти всегда старалась заезжать передом - было не очень удобно и не всегда получалось так, как хотела. И лишь около месяца назад я наконец осознала, что задом парковаться гораздо проще и удобнее. Теперь вот и доступное обоснование этому увидела.

     
  • 5 баллов, статья краткая и полезная - то что надо

    Оценка статьи: 5

     
  • Достаточно усвоить то что это пресловутое пересечение находится на уровне перегородки между дверями. То есть выехав на половину корпуса из той же стоянки машины стоящие побокам гарантировано не задените, правда есть риск задеть впереди стоящих.

    Что касается куда крутить: выкрутили, тронулись. выяснили что не туда, сдали вперед и повторили маневр, только уже выкрутили руль в другую сторону.

    Оценка статьи: 2

     
    • Достаточно усвоить то что это пресловутое пересечение находится на уровне перегородки между дверями.
      Это - самое распространённое заблуждение!
      Поэтому я и написал эту статью.
      На самом деле эта точка находится над осью задних колёс, поэтому и машина в повороте движется под углом к окружности.
      Что касается куда крутить: выкрутили, тронулись. выяснили что не туда, сдали вперед и повторили маневр, только уже выкрутили руль в другую сторону.
      Вот так и получаются вмятины и царапины.

      Оценка статьи: 5

       
  • Очень актуально для меня!

    Спасибо за статью! Интересно, познавательно и для меня актуально. В прошлый четверг сдала экзамены на права. Кстати по поводу отработки маневров на площадке, ох как недостаточно там проводится времени. Почитав комментарии поняла, что не только у меня пространственный кретинизм, а то думала я одна такая убогая.

    Спасибо, развивайте тему.

    Оценка статьи: 5

     
  • оххх, как актуально для меня! Два месяца за рулем. Только что забрала с СТО машину: на третий день самостоятельного вождения помяла ей накладку переднего бампера об ограду на парковке. Я тогда этого даже не заметила, и до сих пор не понимаю, КАК это могло произойти. Но, на всякий случай, при маневрировании стала двигаться медленно-премедленно. Видимо, у меня плохо с пространственным воображением, т.к. не вполне поняла, как связаны рисунок и поворот в сторону дерева, а еще как это машина "сама заранее будет становиться перпендикулярно воротам". Но я обязательно попробую. Спасибо за совет и добрые пожелания! Постараюсь оправдать

    Оценка статьи: 4

     
    • Вы видите, что при движении вперёд с поворотом, нос отклоняется в сторону от поворота. А при движении назад хвост, как кажется со стороны, сам заворачивает, куда нужно. Посмотрите на рисунок - машина идёт боком.
      Вырежьте рисунок на бумаге ножницами и попробуйте его подвигать вокруг центра поворота по другому листу бумаги, где нарисуйте дерево или ворота.
      Когда разберётесь - повторите это уже на машине.

      Оценка статьи: 5

       
  • Savage Savage Читатель 8 августа 2007 в 13:08
    интересно...........

    Валерий, а Вы точно знаете, что три (четыре, но 2 совпадают) оси пересекаются в одной точке?... получается, что поворотные колёса непараллельны друг другу.. То есть рулевой механизм не так прост?...значит, внутреннее колесо поворачивается сильнее, чем внешнее?... Разъясните пжлста....

     
    • Если бы оси передних колёс не пересекались в центре поворота, то они бы тормозили, как лыжи с раздвинутыми задними концами. Машина стала бы неуправляемой, а шины стирались бы.
      Поверните колёса машины рулём до конца, затем выйдите и посмотрите. Внутреннее переднее колесо повёрнуто гораздо круче, чем дальнее.

      Оценка статьи: 5

       
  • Полезная статья, конечно!
    Но одной теории недостаточно, надо закрепить ее практикой, прочувствовать телом машины...
    .И в густом лесу между деревьев попробовать прокатиться, все-ж безопаснее чем в городе.

     
  • Наконец все обьяснимо и понятно. Кучу лет назад, когда получил права - мой отец, чтоб я почувствовал повороты - полдня гонял меня только ездой задним ходом. После этого всевозможные парковки - только задом. И был парадокс - радиус восьмерок задом казался меньше, чем передом. Теперь понятно - что просто разные точки автомобиля брались за отсчет.

     
  • Сначала скептически отнеслась к статье - ну . натура у мя такая, вредоносная. Но, прочитав - в полном восторге. Очень интересно и может даже жизненно (если не забыть , хихи).
    спасибо!

     
  • Отлично.

    Оценка статьи: 5

     
  • Обязательно дам маме почитать. Она как раз учится водить.

    Оценка статьи: 5

     
  • Да, всё в нашей жизни просто.
    И только лишь нужна во всём сноровка, закалка, тренировка...
    Спасибо.
    Давайте ещё.

    Оценка статьи: 5

     
  • Очень полезная статья, 5.

    Оценка статьи: 5

     
  • Всегда путалась при движении задним ходом и каждый раз долго думала и пробвала сначала двинуться потихоньку.
    А оказывается все так просто.

    Оценка статьи: 5

     
  • Люба Мельник Люба Мельник Бывший модератор 22 июля 2007 в 10:12

    Вот потому меня на руль, как и в байдарку, - не загнать.
    Я все равно буду пворачивать в противоположную сторону. Даже на тренажерах. Маразм какой-то...
    Однажды в машине так и закрутила: дорога крутой дугой вправо, я столь же круто - влево. Инструктор с ума сошел - потому что сделала я это очень быстро, без малейших раздумий.
    С веслами на байдарке - точно так же!

    Оценка статьи: 5

     
    • Без раздумий - это хорошо.
      Но это только второе слагаемое водительского мастерства.
      Первое - всё-таки навыки.

      Оценка статьи: 5

       
      • Люба Мельник Люба Мельник Бывший модератор 22 июля 2007 в 16:18

        Но что определенно замечательно - так это то, что я водителю советовать не берусь!

        Оценка статьи: 5

         
  • +5

    Очень полезно! Вчера я заходил в статью, когда еще не был доступен самый главный рисунок – теперь смог насладиться и им Буду применять при случае.

    Оценка статьи: 5

     
    • Спасибо за высокую оценку.
      Что касается рисунка, то этот сайт почему-то устроен так, что нужно сначала выложить статью, и она сразу видна всем. И только потом можно вставлять в текст картинки. Вы и успели в этот промежуток времени открыть статью.

      Оценка статьи: 5