Статья дня
Егор Газаров Мастер

Как отсутствие механика привело к появлению зеркал заднего вида?

Занимая место в салоне любой современной машины, мы уверены в том, что увидим на лобовом стекле зеркало заднего вида, а у окон передних дверей будут красоваться боковые зеркала. Порой кажется, что так было с самого зарождения автомобильной промышленности — однако это не так. И даже предположение о том, что к появлению этого автомобильного прибора привело стремление к безопасности, ошибочно. Давайте попытаемся разобраться, как в действительности автомобили стали оборудовать зеркалами и какое будущее ждет устройства, позволяющие видеть дорогу позади нас.

Читает Илона Грошева
Скачать в mp3 (3.3 Mb / 02:53 мин.)

BlueSkyImage , Shutterstock.com

Самое раннее из известных упоминаний использования зеркала для обзора дороги позади машины встречается, как это ни парадоксально, в произведении Доротти Левитт «Женщина и автомобиль», выпущенном в 1906 году. Она советует представительницам слабого пола во время движения постоянно иметь под рукой небольшое зеркальце, которое можно в нужный момент использовать, чтобы узнать, что творится сзади машины. Писательница дала этот совет за восемь лет до того, как производители автомобилей стали оборудовать свои изделия стационарными зеркалами.

Первое прикрепленное к автомобилю зеркало появилось во время гонок «Индианаполис 500» в 1911 году. Рэй Хэррон, участвовавший в соревнованиях на машине марки Marmon, в отличие от всех конкурентов, не смог найти подходящего механика, который должен был сопровождать его в гонке, подсказывать маршрут и информировать о ситуации сзади. Тогда он решил просто прикрепить к автомобилю зеркало — затея удалась на славу: этот случай не только вошел в автомобильную историю, но и помог креативному гонщику выиграть соревнование и 14 250 долларов в качестве приза (что составляет около $ 270 000 в ценах XXI века). На следующий год Элмер Бергер впервые установил зеркало на серийный автомобиль и зародил традицию применения его обычными водителями.

Сегодняшняя промышленность не останавливается на результатах вековой давности и продолжает развивать системы, позволяющуи наблюдать за расположенной позади дорожной ситуацией. Нормой становится дистанционное управление положением боковых зеркал — былые рычажки уступили место кнопкам. Еще более современные автомобили сами вспомнят, какое положение отражающих приборов предпочитает тот или иной водитель, и загрузят соответствующий профиль из своей электронной памяти наряду с регулировкой руля и сиденья. Прогресс коснулся и бликов, которые могут стать причиной осложнений дорожной ситуации, — водители сегодняшнего дня страдают от них гораздо меньше. Но зеркало уже не считается эталоном приборов для наблюдения за дорогой.

Прослужившие человечеству почти столетие, зеркала заднего вида сменяются камерами. В отличие от истории с появлением зеркал, сегодняшняя смена имеет очевидную причину — стремление повысить уровень безопасности. Только в Америке 50 детей ежегодно погибают из-за того, что оказываются вне зоны обзора традиционного зеркала. Таковы трагические издержки законов отражения света и конструкции автомобиля. По той причине, что камера заднего вида крепится иначе — как правило, на задний бампер машины, — качество обзора резко увеличивается. Кроме того, такое новшество улучшает удобство водителя, позволяя выводить на одну поверхность информацию с камеры заднего вида, DVD-плеера или системы спутникового позиционирования. Вершиной прогресса на сегодняшний день стали камеры с встроенным прибором ночного видения.

Безопасной вам езды!

Опубликовано 19.09.2007
Дата первой публикации 30.08.2007

ШколаЖизни.ру рекомендует

Комментарии (25):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • Эта идея может спасти жизни: www.adme.ru/tvorchestvo-dizajn/eta-genialnaya-ideya-mozhet-spasti-tysyachi-zhiznej-na-dorogah-956960/

    Оценка статьи: 5

     
  • Нью Йоркер Нью Йоркер Читатель 23 ноября 2015 в 10:58 отредактирован 23 ноября 2015 в 11:20

    Несколько слов о камере заднего вида, устанавливаемой на заднем бампере.
    Давно живу в Америке - стране автомобилей. Стаж вождения собственной машины - около десяти лет. Так что мои слова о камере - не теоретические рассуждения.
    Трудно выбрать более неудачное место для камеры. Пожалуй, если такое место искать специально, можно поставить камеру чуток пониже - прямо между колес. Причины просты.
    Во-первых, прямо в задний бампер светят фары машины, которая идет сзади.
    Во-вторых, природа (или Создатель - в данном случае не принципиально) поставила наши собственные глаза не между ног, а несколько повыше. Поэтому и наше сознание настроено на обзор с более высокой точки. Иначе говоря, если камеру поставить несколько выше, изображение с нее легче "читается" нашим сознанием.
    В-третьих, обзор. Недавно мой приятель поставил себе камеру заднего вида. Поездил немного - да и выкинул ее - некачественная, говорит. А я ему посоветовал простой эксперимент: запарковаться где-нибудь на пустыре, выйти из машины, присесть сзади (так, чтобы голова оказалась на месте этой самой камеры) и прикрыть один глаз ладонью (камера "смотрит одним глазом", трехмерного изображения не дает, поэтому и в данном эксперименте следует смотреть одним глазом). Сразу станет понятно, какой обзор с этой точки. Даже если препятствие видно (если оно не попадет в слепую зону возле одного из углов машины), то невозможно оценить расстояние до него. А в слепой зоне препятствие оказывается именно тогда, когда становится действительно опасным.
    Повторяю: камеру заднего вида следует ставить как можно выше. Тогда любое препятствие будет видно, и его (препятствия) положение относительно собственного заднего бампера. Именно так камеры стоят на фургонах посылочного сервиса UPS - благодаря такому расположению камеры, водители UPS имеют возможность подать фургон под разгрузку (задним ходом) с сантиметровой точностью.
    А лучше поставить две камеры. Одна, направленная вниз, поможет при заднем ходе. Другая, направленная строго назад, полезнее при движении вперед.

     
  • Теперь расскажите о проблеме трогания с места на подъёме на механике. После мучительного освоения "эстакады" на курсах вождения я долго носился с идеей блокировки заднего хода (БЗХ) во избежание случайного отката назад и упрощения езды на подъёме в пробке. Многие бравируют этим искусством.Я удивляюсь, почему не было попыток исключить случайный откат назад при трогании с места на подъёме?
    На автомате эта проблема испарилась.

     
  • Статья на 5+.
    Что касается авторства изобретения, то идеи, как известно, носятся в воздухе. Скажем, автомобильный дворник, по разным источникам, изобрели певец Карузо и какая-то дама.

    Оценка статьи: 5

     
    • Аркадий Голод, а прототипом для автомобильного дворника послужил механический маятниковый метроном - тогда это устройство было известно любому музыканту.

       
  • Любопытная информация, но слишком категорично изложено. Как это часто бывает, фундаментальные открытия и изобретения делаются почти одновременно в разных странах разными людьми. Бывают умельцы, которые придумывают что-то новое и полезное, но не додумываются до популяризации своих трудов. В памяти человечества, как правило, в качестве изобретателя остаётся тот, кто сообразил раскрутить проект и получить патент. Показательный пример - радио, изобретение, приписываемое Маркони, хотя в то же время над этой темой работали много учёных, а маркони просто интегрировал их решения и зарегистрировал на себя общий результат. То же самое можно сказать об Эдисоне, который скупал чужие изобретения и коммерциализировал их.

    Оценка статьи: 4

     
    • Нью Йоркер Нью Йоркер Читатель 23 ноября 2015 в 11:06 отредактирован 23 ноября 2015 в 11:12

      Андрей Обломов, с изобретением радио была очень интересная история.
      Началось все с того, что британский физик Бранли описал эффект слипания металлических опилок в трубке своей конструкции. Однако, не будучи инженером, Бранли не смог довести свою трубку до реально работающего прибора.
      Американец Маркони и русский инженер Попов, идя "по следам Бранли", работали одновременно и независимо друг от друга. Разница состояла в том, что Маркони работал на свои собственные деньги и никакого начальства над ним не было. Попов же работал на военно-морское ведомство, его начальство засекретило изобретение и не позволило его запатентовать. Поэтому Маркони и получил патент первым.
      Однако, другой американец - Никола Тесла - к этому времени уже сделал радиоуправляемую модель корабля. В тридцатые годы прошлого века выданный Маркони патент был аннулирован в пользу Теслы, но сливки с изобретения Маркони успел снять...

      Кстати, когда Белл изобрел свой телефон, в течение нескольких дней было подано целых 12 патентных заявок. Среди заявителей был и небезызвестный Томас Эдисон. Вторая заявка (первую подал Белл) опоздала всего на два часа...

       
  • Интересная статья.

     
  • Изобретательность американцев просто удивляетр, надо же механик на гонку не явился и водила зеркало заднего вида придумал! Во народ!

     
  • Вообще-то первые зеркала появились не для заднего обзора. Они ставились на паромобилях, чтобы следить за стеклянной трубкой - манометром, установленным на паровом котле, располагавшемся обычно под сиденьем...

    Оценка статьи: 5

     
  • Оксана Манкевич Оксана Манкевич Мастер 1 октября 2007 в 23:28

    Действительно, Илона, эту статью Вы очень хорошо исполнили - я аж заслушалась!

     
  • Илона, большое спасибо за такую великолепную запись моей статьи! В Вашем исполнении она мне понравилась еще больше, чем в текстовом виде

    Оценка статьи: 5

     
  • 5+ !

    Очень информативная статья и интересная! Спасибо!

    Оценка статьи: 5

     
  • Вон оно оказывается как. Теперь понятно откуда ноги растут у этого необходимого аксессуара. Впрочем центральное заркало нужно постольку-поскольку, ибо забота о "заде" машины является прераготивой идущего следом автотранспорта.

    Оценка статьи: 5

     
  • Доротти Левитт «Женщина и автомобиль» - а ты читал это произвидение? +5

    Оценка статьи: 5

     
  • ожидаемо хорошее качество - уже который раз попадаю на ваши статьи и всегда с удовольствием читаю!

    Оценка статьи: 5

     
  • Ага, вот где, оказывается, собака зарыта! Очень интересно!

     
  • Не знаю машины, где центральное зеркало управляется дистанционно.

     
  • Достаточно компактная информативная статья. Не понятно только - а механик здесь при чем? Вернее, его отсутствие?

    Оценка статьи: 5

     
    • Рэй Хэррон, участвовавший в соревнованиях на машине марки Marmon, в отличие от всех конкурентов, не смог найти подходящего механика, который должен был сопровождать его в гонке, подсказывать маршрут и информировать о ситуации сзади. Тогда он решил просто прикрепить к автомобилю зеркало

      ;)

      Оценка статьи: 5

       
    • Занимая место в салоне любой современной машины, мы уверены в том, что увидим на лобовом стекле зеркало заднего вида, а у окон передних дверей будут красоваться боковые зеркала.
      Поменять бы местами части в предложении...
      "Мы уверены в том, что занимая место в салоне любой современной машины, увидим на лобовом стекле зеркало заднего вида, а у окон передних дверей будут красоваться боковые зеркала".
      Такое начало приятнее для глаза и для слуха. Да, и грамматически правильнее. Так ли, филологи?

      Оценка статьи: 5