• Мнения
  • |
  • Обсуждения
Константин Рыбаков Мастер

Как пощупать «пульс» у дизеля?

Количество автомобилей на душу населения в России стремительно растёт. Кто-то покупает новое авто, кто-то — трёх-пятилетнее, кому-то по карману лишь очень бывшая в употреблении развалюшка. Но в основном их объединяет одно: подавляющее большинство легковых автомобилей — бензиновые.

К дизельным двигателям частник относится настороженно, считая, что дизель сложнее в эксплуатации, диагностике и ремонте. На самом деле, количество всевозможных настроек, влияющих на качественную работу двигателя, а также количество вероятных неполадок на дизельном двигателе в разы меньше, чем у бензиновых собратьев.

Для начала немного теории. «Сердце» дизеля — топливный насос высокого давления (ТНВД). Если на дизелях грузовиков, тепловозов и теплоходов смазка топливной рейки и плунжерных пар ТНВД осуществляется моторным маслом, то в легковых авто роль смазки «сердца» выполняет само топливо. Поэтому «обсыхать» в дороге чревато: зазоры плунжерных пар измеряются в микронах, и, лишившись смазки, ТНВД выходит из строя, заклинивает.

Давление открытия форсунок варьируется на разных моделях дизелей от 150 до 300 кгс/кв.см (15−30 МПа). Разница в давлении открытия не должна превышать 3%; чем точнее отрегулированы форсунки — тем ровнее работает двигатель и тем меньше расход топлива. ТНВД, естественно, обязан даже при холостых оборотах двигателя выдавать большее давление.

Излишки топлива, не попавшего в цилиндр, по трубопроводу отсечки (или обратки — кому как нравится) возвращаются в топливный бак при давлении чуть большем, чем атмосферное. От топливного бака к ТНВД, через помпу подкачки и топливный фильтр, солярка идёт под давлением около 0,9−0,95 атмосферного (небольшой вакуум создаётся ТНВД).

Переходим к диагностике (подразумеваем, что клапана, а также угол опережения зажигания отрегулированы правильно).

1. Двигатель заводится, но на холостых оборотах глохнет. Причина одна: подсос воздуха. Где искать? Только на участке от топливного бака до ТНВД. Подтёков топлива не будет, так как на этом участке (помните?) небольшое разрежение; чаще всего подсос воздуха обнаруживается в местах присоединения трубок к помпе и фильтру, медные или алюминиевые прокладки в этом случае будут чёрными. Ремонт — замена прокладок.

2. Двигатель не заводится. Как?! Ещё вчера всё крутилось, топлива полный бак… Причина одна: засорился топливный фильтр. Догадаетесь, что требуется сделать?

3. Резко повысился расход топлива. Причина одна: прохудилась одна из топливных трубок. Если это трубка высокого давления — только замена. Если низкого — можно отремонтировать при помощи куска резины и хомутика.

4. Проверяем пульс. Положите пальцы на одну из трубок высокого давления. Чувствуете равномерные толчки? Это «артериальное» давление дизеля. На всех трубках толчки должны быть примерно равной силы. Если хотя бы на одной из них «пульс» слабее — пора регулировать форсунки. «Пульс» отсутствует совсем? Иглу форсунки заклинило в открытом или полуоткрытом положении. А если трубка при этом горячая — соответствующую ей форсунку заклинило в закрытом положении.

Вот, в общем, и вся нехитрая диагностика. Как видите, с данными процедурами справится и начинающий «медбрат». Здоровья вам и вашим железным друзьям, господа автолюбители!

Статья опубликована в выпуске 14.10.2007
Обновлено 11.05.2017

Комментарии (15):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети: