Статья дня
Валерий Яковлев Грандмастер

Зачем автомобилю противотуманные фары?

Наступила осень. Впереди зима. Дни стали короткими. Дожди, снег, туман ещё ухудшают видимость. Одежда людей стала более блёклой, а автомобили — часто грязными. Управлять автомобилем стало труднее.

В условиях недостаточной видимости автомобиль должен быть хорошо заметен участникам дорожного движения. А они — водителю. Ещё водитель должен видеть дорогу и возможные препятствия на ней. Всему этому служат многочисленные световые приборы автомобиля. Главное, конечно, фары, о которых я уже писал. Далее по важности — габаритные огни и стоп-сигналы. Сейчас практически невозможно ездить и без сигналов поворота, хотя Правила до сих пор предусматривают подачу этих сигналов рукой, причём даже днём вряд ли кто обратит на них внимание.

Многие автомобили имеют и противотуманные фары и фонари. Причём они помогают не только в тумане. Про противотуманные фары, их конструктивные особенности и эффективное использование знают далеко не все. Даже водители. Чем же они отличаются от других типов фар? И когда их нужно включать?

Самое большое заблуждение — что эти фары должны иметь жёлтые стёкла. Действительно, в правилах говорится, что противотуманные фары должны иметь стёкла жёлтого или белого цвета. И всё. И многие считают, что жёлтый свет лучше «пробивает» туман. Но это не так. Разницы никакой нет. Противотуманные фары солидных производителей автомобильной светотехники — белые.

У противотуманных фар главное — не цвет, а распределение светового потока. Они дают плоский и широкий горизонтальный луч, который стелется непосредственно над дорогой, чтобы не освещать толщу тумана по высоте. Часто и туман не доходит непосредственно до земли, т.к. он возникает при условиях, когда земля теплее воздуха. Светят правильно отрегулированные фары недалеко — метров на десять. Больше и не надо — скорость в тумане небольшая. Зато они светят и в стороны — видеть обочину и линии разметки при плохой видимости необходимо.

У некоторых машин сзади есть и противотуманный красный фонарь. Он светит ярче габаритных огней и даже сигналов тормоза. Задний фонарь должен в тумане гореть и днём и ночью. Это позволит едущему сзади водителю в тумане раньше вас увидеть. Днём в тумане нужно вместо противотуманных фар включать дальний свет основных — не для освещения — света достаточно, а чтобы вас видели встречные водители.

Противотуманные фары полезны и без тумана. Раньше их рекомендовали включать в темноте на узких дорогах с большим количеством поворотов. Скорость небольшая, а они светят и вбок. Сейчас на некоторых автомобилях основные фары поворачиваются вслед за поворотом руля. Но и при движении прямо светить вбок полезно и на узких лесных дорогах, и при езде по заставленным машинами дворам — могут появиться животное или человек. Я обычно в таких случаях включаю одновременно противотуманные фары и ближний свет основных — он светит чуть дальше.

Правильно пользуйтесь имеющимися световыми приборами — и ваша езда станет ещё безопаснее.

Опубликовано 1.11.2007
Дата первой публикации 14.10.2007

ШколаЖизни.ру рекомендует

Комментарии (18):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • Добрый день.
    Я тоже поддерживаю, что противотуманки должны быть желтого цвета.
    Желтый цвет меньше поглощается туманом.

    Вообще с точки зрения оптики лучше использовать ораньжевый цвет - но это запрещено правилами.

    Синий цвет лучше всего поглощается туманом, поэтому этот цвет лучше неиспользовать.

    Некоторые производители действительно делают ПТФ белого цвета, но выпускаются для них и лампочки желтого цвета.

     
    • Андрей, пожалуйста, дайте ссылки, откуда Вы взяли, что жёлтый свет меньше, а синий больше поглощаются туманом. Если это так, то автопроизводители заплатят Вам огромные деньги за повышение безопасности даже на доли процента.
      Например "VOLVO" считается одним из самых безопасных автомобилей. И они тратят большие деньги на тесты и затем рекламу этого. Но они не знают про жёлтый свет и ставят на свои машины противотуманные фары со стёклами и лампочками белого цвета.

      Оценка статьи: 5

       
      • Извини, что долго не писал, времени небыло.

        "жёлтый свет меньше, а синий больше поглощаются туманом" - это свойства света.

        Я учился в институте на факультете оптика.

        Если у вас противотуманки жёлтого цвета - это незначит, что они пропускают только жёлтый цвет. Желтый цвет является некомпенсированным поэтому мы его и видим. Т.е. другими словами жёлтый светофильтр вырезает синий цвет.
        Если кому-то интересно могу рассказать поподробнее.

        С вашей статьёй насчёт низкого расположения фар согласен - происходит подсветка тумана снизу, подобный эффект можно увидеть переключая в тумане дальний-ближний, но с точки зрения оптики они неявляются противотуманными фарами.
        К тому же есть целый класс машин у которых такая установка фар невозможна.

         
      • Валера, но разве сама по себе моя теория не смотрится убедительно?
        Где нашел - не помню, но ведущие автопроизводители внимательно следят за статьями журнала "ШКОЛА ЖИЗНИ" и после Вашей статьи и наших комментариев на своих планерках поставили инженерам задачу в разрабатываемые модели устанавливать именно желтую оптику ПТФ .
        А почему бы и нет...

         
  • Спасибо, Валерий, как всегда- интересно и познавательно.
    Видел фраеров, которые противотуманки ставят на крышу!!! и очень гордятся этими фарами
    От себя добавлю информацию по цвету рассеивателей:

    Проблема освещения дороги в тумане или во время осадков заключается в эффекте отражения светового луча микрокаплями тумана, дождя и снежинками, что проявляется в виде образования
    световой стены. Белый свет является полихромным. Проникая в «каплю» тумана, он раскладывается на множество лучей разного цвета. Далее они частично отражаются от следующей границы
    преломления (противоположной «стенки» капли), давая при этом множество отражений, что, собственно, и создает «белую стену». Это затрудняет видимость.
    Если же в каплю проникает практически монохромный желтый свет, он раскладывается только на два цвета, и свет отражается гораздо меньше. Эффект «световой стены» при этом проявляется слабее.
    Также стоит отметить, что глаза человека воспринимают желтый цвет лучше, чем белый. Поэтому с точки зрения безопасности желательно использовать желтые «противотуманки» или лампочки.

     
    • Интересное предположение насчет "белой стены". Хотя "жёлтая стена" ничем не лучше. Действительно, свет на капельках тумана не рассеивается, о чем я написал в ссылке в комментарии выше, а преломляется. Причём желтый свет не раскладывается на два цвета, а так и остаётся жёлтым. А всё-таки солидные производители противотуманных фар делают их белыми. Например, на моей "VOLVO" стоят заводские противотуманные фары белого цвета. Был бы эффект - ставили бы жёлтые.

      Оценка статьи: 5

       
  • Желтый свет

    Насколько мне известно, желтый свет используется именно из-за его цвета. Свет с длиной волны желтого цвета меньше рассеивается на капельках тумана, то есть ДА пробивает туман дальше. Похожий эффект объясняет голубой цвет неба (голубой свет меньше рассеивается атмосферой - кислородом, озоном и т.д.) и доходит до нас только он, несмотря на то, что цвет света солнца - белый, то есть всех цветов.

    Форма луча важна при любом цвете света фар.

     
  • Елена Выскребенцева Елена Выскребенцева Профессионал 28 октября 2007 в 01:00

    Познавательно.

     
  • Как всегда доходчиво и практично. 5.

    Оценка статьи: 5

     
  • Ну конечно, противотуманки необходимы!

     
  • Дальний свет при тумане будет только вовред. Дорогу при нем хуже видно, это факт. Как и в других погодных условиях. Я один раз ехал ночью только с ближним, так как была метель и дальний только ухудшал мое положение.

    Что касается фар, то их основное предназначние очень хорошо описано в статье. Непонятно за что она получила, к данному моменту, столь низкий балл.

    Оценка статьи: 5

     
    • О применении дальнего света в тумане я писал только про день. Днём туман и так хорошо освещён, а дальний свет раньше увидят встречные.

      Оценка статьи: 5

       
      • я описал свои эмоции от применения ночью, где он впринцепе и должен применятся. Вообще в туман дальний включать все же не следует, слепит как ни крути и впереди идущих и навстречу. А еще неизвестно что лучше ослепление или невиденье. Одинаково опасно.

        Оценка статьи: 5

         
  • Люба Мельник Люба Мельник Бывший модератор 14 октября 2007 в 16:28

    Верю каждому слову.

    автомобилю в раньше в тумане увидеть

    Но и при движении прямо видеть вбок полезно и на узких лесных дорогах и при езде по заставленным машинами дворам – могут появиться животное или человек.
    - здесь хоть какую-то из И надо бы убрать.

    Я обычно в таких случаях включаю одновременно противотуманные фары и ближний свет основных – он светит чуть дальше.
    - а здесь лучше бы сделать: одновременно и ПТ фары и ближн. свет...

    Оценка статьи: 5

     
  • +5

    Рад еще одной возможности узнать что-то новое об автомобилях из Ваших статей

    Оценка статьи: 5