Денис Леонтьев Мастер

Какая марка автомобилей считается самой легендарной?

Фред и Август Дьюзенберги строили моторы для аэропланов и скоростных судов ещё до 1-й Мировой войны, с её же началом они получили массу заказов, в т. ч. и от российской армии и флота. После окончания военных действий они стали строить автомобили для гонок, в первую очередь для легендарной индианаполисской «пятисотки» — там они 4 раза брали главный приз…

После таких успехов братья решили предложить кое-что и обычным потребителям. Но увы — их машины были слишком специфичны. Слишком много в них использовалось технологий из мира гонок, что определяло довольно высокую цену, так что американский потребитель попросту думал: «За что такая немеряная цена? Куплю-ка я лучше Паккард или Пирс-Эрроу — при той же стоимости они будут пошикарней!». Ведь мастерство изготовления — не тот критерий, по которому американец выбирает товар — ему подавай побольше шика…

Но на выручку братьям пришёл выдающийся бизнесмен Эррет Лоббан Корд. Он был известен тем, что к 23-м годам успел трижды заработать и просадить по 100 тыс. долларов — баснословную по тем временам сумму. Чем он только не занимался — работал в полиции, занимался музыкальной грамзаписью, производством жевательной резинки… Затем он спас от банкротства автомобильную фирму Обёрн, распродав пылившиеся на её складе 700 автомобилей — он просто додумался покрасить их в модные цвета и добавить хромированных финитфлюшек. Таким образом мистер Корд может считаться зачинателем тюнинга в Америке. Теперь же он задумал основать автомобильную империю.

Вот ему и понадобились выдающиеся инженеры. И он дал братьям Дьюзенберг полный карт-бланш — создать нечто самое большое, роскошное — неважно, сколько это будет стоить.

Братья в ответ расстарались — выдали на-гора авто шестиметровой длины, с рядной восьмёркой объёмом 6,8 л и мощностью 268 л.с. — в два с половиной раза больше, чем у мощнейшего на тот момент американского серийного мотора — крайслеровского Ред Сил. Этот мотор был установлен на классическое шасси с довольно простой рамой и неразрезными балками мостов. Но всё же в конструкции машины были весьма любопытные технические изюминки…

Ради привлечения богатых клиентов — звёзд Голливуда и европейских, а также арабских и индийских аристократов автомобиль снабдили всеми последними техническими новинками из тех, что бросаются в глаза при первом взгляде. На приборной доске были и экзотический тогда тахометр, и ещё целая россыпь приборов, в том числе датчик показателя высоты над уровнем моря. А ещё там стоял механический вычислитель, автоматически управлявший рядом систем автомобиля, в частности включавший через определённые промежутки времени шестерёнчатый насос, подававший масло ко всем точкам смазки передней подвески — предшественник нынешних бортовых компьютеров!

Производством моторов по чертежам Дьюзенберга занялась также принадлежавшая Корду фирма Лайкоминг, а за разработку дизайна кузовов взялся выдающийся стилист Гордон Бьёриг. По его рисункам эти кузова изготавливали фирмы Мёрфи и ЛеБарон, но свою табличку на них не ставили — вместо неё красовалась эмблема вымышленной кузовной фирмы Ля Гранд. Впрочем, стилем Дьюзенбергов занимались самые разные фирмы — американские Джадкинс, Уокер, Бёман энд Шварц, французские Вейманн и Фигони э Фаласки, итальянские Фарина и Туринг, английская Гарни Наттинг… Некоторые из них выдавали нечто абсолютно невероятное!

Кузов этого Дюзи изготовлен по экзотической технологии - обладающий упругостью деревянный каркас обтянут натуральной кожей. Считалось, что такая конструкция будет меньше расшатываться на ухабах... Кстати, Дьюзенберг с кузовом спидстер от ателье Уолтон мы можем видеть в аниме «Призрак в доспехах 2: Невинность», там на нём ездит хакер Исикава…

Эти Машины (с большой буквы) строились практически вручную, безо всякого конвейера, все их детали вытачивались с прецизионным, прямо-таки ювелирным качеством. Потому и стоили баснословно дорого. В списке клиентов значились Грета Гарбо, Марлен Дитрих, купил такое авто в подарок своей возлюбленной Марион Дэвис, издательский магнат Уильям Хёрст, шесть экземпляров приобрёл знаменитый своей жевательной резинкой Уильям Ригли… Специальный образец на укороченной базе заказал знаменитый киноартист Гэри Купер. Этот автомобиль напоминал гоночный самолёт. Его мотор был оснащён нагнетателем, что повысило мощность до 320 сил — таким образом Дьюзенберг превзошёл Бугатти, выпустившую 300-сильный Ройяль. Другому голливудскому красавчику, Кларку Гэйблу, тут же захотелось такую же машину, и он заказал её, не считаясь с расходами — выложил за неё чуть ли не весь свой гонорар за роль в блокбастере «Мятеж на «Баунти»…

Машины Гэри Купера и Кларка Гэйбла. Дьюзенберг выпускался неполные 10 лет, после чего фирма закрылась — просто Корду надоел автомобильный бизнес. Он решил перейти к производству урана, а после войны основал сеть FM-радиостанций, на которых ввёл практику проигрывания записей по заявкам слушателей. На одной из них, в штате Теннеси, диск-жокеем работал легендарный Алан Фрид, впервые произнёсший во всеуслышание слово «рок-н-ролл».

Старший из братьев Дьюзенберг, Фред, погиб ещё в 1932-м году, во время дорожных испытаний новой модели Дьюзенберга с мотором, оснащённым нагнетателем. Оставшийся в одиночестве Август под таким ударом практически лишился способности к техническому творчеству.

Мормон Метеор - специальный образец для рекордных заездов. Его сын Фриц в 60-е годы пытался возродить марку, привлёк к этому начинанию выдающегося стилиста Вирджилда Экснера (предпринимавшего также тогда попытки возродить не менее легендарную марку Бугатти), но затея успехом не увенчалась — стильного и стремительного вида брогэмы с распашными дверцами так и не пошли в серию…

Прототип 66 года с дизайном Экснера. Последний из Дьюзенбергов собрали через 2 года после закрытия завода в мастерской одного из дилеров. Его заказчиком был некий немецкий живописец. Свою машину он получил за считанные недели до войны…

Точно неизвестно, сколько выпущено Дьюзенбергов. Вроде бы ранней модели, А было сделано 260 экзепляров, её усовершенствованного варианта Х — около сотни. А разработанных по заказу Корда J было сделано, по разным данным, больше 480, но меньше 490. Из них от 30 до 35 приходилось на конмпрессорные SJ, также было изготовлено 3 или 4 JN с удлинённой базой и уменьшенным с 19 до 16 диаметром колёсных дисков, 2 SJN — то же, но с комрпессором, специальных укороченных компрессорных SSJ тоже было 2 — те самые машины для Купера и Гэйбла… Практически все они дошли до наших дней, поскольку прижизненно получили статус шедевров и бережно сохранялись своими владельцами.

А теперь посмотрите хотя бы на фотографии, хотя вообще-то в идеале такими вещами надо любоваться в музее, как и любым произведением искусства…

Опубликовано 1.11.2007
Дата первой публикации 15.10.2007

ШколаЖизни.ру рекомендует

Комментарии (25):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • А вчера я увидел легенду своими глазами.

     
  • 5

    Вообще всё что об автомобилях всё интересно!

     
    • Кста, смотрели "Некоторые любят погорячее" с Монро? В смысле "В джазе только девушки" ))) Там в начале гангстеры приезжают на разборку именно на Дьюзенберге - пересмотрите ещё раз.

       
  • с рядной восьмёркой - тут точно ничего не пропущено? Тогда что оно значит?
    богатых клиентов – звёзд Голливуда и европейских, а также арабских и индийских аристократовавтомобиль снабдили - пропущено выделенное тире.
    по чертежам Дьюзенберга - то были братья, а тут уже один остался?
    «Мятеж на "Баунти» - или одна кавычка лишняя, или ей не хватает пары.

    А в целом довольно интересно.

     
    • "По чертежам Дьюзенберга" - так писали до войны. Было, к примеру, в ходу среди железнодорожников выражение "по чертежам Юстеса" - имелся в виду не детально прописанный проект, а приблизительная схема, общая концепция - т.н. танк-локомотив. Или "по чертежам Лайкоминга" - это вообще была крупная моторостроительная компания, и каждый из выпускавшихся ею моторов разрабатывал свой инженер. Что же касается Дьюзенберга, то за разработки отвечал в основном Альфред, ему принадлежали все конструктивные решения. Во многом гибель Альфреда стала причиной решения Корда о завершении производства автомобилей - некому было разрабатывать новую модель, тем более такую, чтобы могла стать достойной преемницей старой. А сын Августа Фриц вообще не был инженером, потому и проект свой затеял на серийном крайслеровском шасси. Кста, подобное вообще расрпстранено - вон Чезаре Фиссоре попытался возродить Изотту-Фраччни на платформе Ауди. Кончилось это, разумеется, провалом. Сейчас говорят, что мол не стоит маленьким фирмам делать свои моторы, лучше взять фордовский или там от Мерседеса. А раньше фирмы с годовым выпуском в несколько сотен делали свои моторы - и ничего? Есть такое понятие, как эксклюзивность. Сэр Уильям Лайонс, когда был вынужден ввести созданную им компанию Ягуар в состав концерна Бритиш Лейланд, продолжал проектировать моторные отсеки таким бразом, чтоб туда не могли встать неродные моторы. Я вообще не понимаю, как народ, причём не абы кто, а элита, покупает Бентли на фолксвагеновской платформе. Феррари рвётся довести продажи до 20 тысяч в год. Для этого им придётся клепать дешёвые модели, может даже 4-дверные седаны, а это неизбежно размоет их имидж. Порше уже делает внедороджники и седаны, готовит компактный хэтчбэк, у БМВ уже есть гольф-класс и у Мерседеса тоже, Альфа-Ромео замахивается на кросссовер, Ягуар норовит предложить трубодизель... А раньше у этих фирм были чётко определённые ниши и клиентура. СААБ вот отказался от своего традиционного замка зажигания на центральном тоннеле, запирающего рычаг КПП. Видите ли, американцам, берущим машину в прокате, это покажется непривчным =) Чтоб СААБ ориентировался на какие-то американские прокатные конторы?! Пусть закупают Форды. Раньше были люди, которые покупали СААБ и только СААБ. А теперь эта порода клиентов вымерла. Также как и клиентура Ягуара, Альфа-Ромео... Современные модели СААБ на базе Субару и Шерволе Трэйлблэйзер - это вообще ужас. Звериный оскал глобализма...

       
    • c рядной восьмёркой - ничего не пропущено и расшифровки не требует
      Это известно всем, кто имеет хоть какое-то отношение к автомобилям.

      Оценка статьи: 5

       
      • Я имею к ним отношение - я на них езжу. И что, я должен знать устройство двигателя?
        И "рядная восьмерка" - от слова "рядить" (наряжать), "рядить" (обсуждать), "ряд" (последовательность)? Я могу, конечно, и в словаре посмотреть, но спецтермины в популярных статьях - это неуважение к читателю.

         
        • Тогда весьма странно... Обычно, того, кто просто ездит, такие статьи мало интересуют, имхо... Именно от слова "ряд", 8 цилиндров. Это и не спецтермин вовсе, скорее жаргон автомобилистов или уж не знаю как назвать...

          Оценка статьи: 5

           
        • Рядная восьмёрка - распространённый некогда тип мотора. Они стояли на Бугатти, Паккардах, Хорьхах, Лейландах, Альфа-Ромео. Если человек далёк от темы автомобилей - значит, статья не для него. Я вот знаю, что некоторые смотрят фильм "Как украсть миллион", а на Ягуар главного героя внимания не обращают. Типа, если бы это было в Москве, он ездил бы на Волге, и всё. Или вот одноклассника сестрёнки спросил, видел ли он фильм "Золотой Глаз". Он сразу хохотать - а, там Джеймс Бод на такой развалюшке ездит. Это он про Астон-Мартин. Когда в советские времена ещё крутили фильм "Укол зонтиком", все смеялись над машиной киллера - на лягушку похожа. То, что Порше 911 - автомобиль культовый, им было невдомёк. Каждому - своё.

           
          • Я читал для общего развития, тем более что это исторический экскурс, а не техническое описание.

            Если человек далёк от темы автомобилей - значит, статья не для него
            Т.е. вы считаете, что я зря ее читал?

             
            • Это статья по истории автомобилей, так что и без терминов не обойтись. Может, мне ещё обойтись без упомнинания слов "мотор", "коробка передач", да и уникальный бортовой вычислитель не упоминать - всё равно в этом никто ничего не понимает? Вы же не хотите сказать, что вообще в глаза не видали автомобиля, не держали в руках автомобильных журналов и до этой статьи вообще не натыкались в сети на публикации по истории автомобилей? Есть масса возможностей навести справки. Спросите кого-нибудь из знакомых, что такое рядная восьмёрка - кто-то наверняка знает. Я когда впервые увидел в книге фото Дьюзенберга, стал расспрашивать дедушку, а он начал рассказывать про локомобиль, который был у них в деревне. О рядных восьмёрках он не знал. Но в итоге я узнал, что хотел. Нашёл журналы, книги в библиотеке. А у вас интернет. Ткнули пальцем - получили ответ. Что вам ещё надо? Я когда в школе только начал увлекаться, компьютеры в домах были экзотикой, книги по теме не в каждой билиотеке были, а публикации на эту тему в нашей прессе раз в несколько лет появлялись... Однако уже тогда стал знатоком.

               
              • Не кипятитесь ;)
                Я не призываю вас к крайностям, но пару слов об особенностях расположения цилиндров (тем более, что, как я понял, устаревшей и не применяемой ныне) можно было сказать. Не все ж такие знатоки.
                А статья помогает расширить кругозор. И с пояснениями из пары слов (ведь для вычислителя вы их нашли) она была бы красивее.
                Но все равно спасибо за разъяснения.

                 
  • Все здорово, кроме одного - названия. Куда это годится - "считается самой легендарной"? Кем считается? Почему именно эта? По каким критериям? Перебор, ИМХО

    Оценка статьи: 5

     
    • Ещё какая легеднарная - вон, японцы даже её в аниме показали. А японцы не особые знатоки автомобильной истории. Их вообще больше всего современность интересует. Так что раз машину даже японцы заприметили - это показатель.

       
      • Мы, похоже, о разном. Хоть японцы, хоть вьетнамцы... Сомнительно само словосочетание - "самая легендарная"

        Оценка статьи: 5

         
        • Да, есть и другие легенды - Бугатти, Испано-Сюиза, Фарман, Вуазэн... Почему наипервейшей из них стоит считать именно Дьюзенберг? Во-первых, отношение фирмы к производству, маркетингу и клиентам. Машины строились на стапеле, словно океанские корабли, детали изготавливались с мастерством, достойным ювелира. Причём кажадя подгонялась под заказчика - педали по росту, и даже требуемое усилие на них соответствовало физическим параметрам будущего водителя. В плане дизайна не было никаих ограничений, даже панель приборов на разных машинах разная - с орнаментом, алюминий с чеканкой, дерево с инкрустацией... Для какой-нибудь голливудской дивы могли специально сконструировать туалетное зеркальце в подлокотнике, для любителя сигар хитро вмонтировать небольшой хьюмидор. Однотипные кузова различаются не только окраской, но и заметными при внимательном взгляде отличиями в форме крыльев, подножек, багажных кофров etc. В рекламе культивировался образ аристократа, причём для этого ведущим живописцам заказывались картины маслом. Во всю журнальную страницу печаталась картина, на ней зал, увешанный портретами предков, у камина сидит молодой человк во фраке и курит трубку. Под картиной скромная подпись: "Он водит Дьюзенберг". Заказчики вообще - отдельная статья. Грету Гарбо и Марлен Дитрих все знаем? Обёртки от жевательной резинки повсюду валяются? "Мятеж на "Баунти"" - кто не смотрел, то уж название слышал наверняка. Паккарды в основном бизнесмены заказывали, которые особо не светились. На Испано-Сиюзах ездили Пикассо, Экзюпери, супруга короля Сиама, Вертинский про неё пел, у Питера Устинова была Испано-Сюиза в коллекции, её украли, он её только через 20 лет нашёл и так и не смог вернуть, но всё же не столько знаменитых людей, сколько ездили на Дузах. Связь знаменитостей с Бугатти - разве что в том, что в этой машине Айседора Дункан погибла. В основном же это аристократы, имена которых вам ничего не скажут. Машины в основном на Ближний Восток уходили и в Африку, а там наглухо закрывались в гаражах. Среди покупателей "королевских" тип 41 знаменитостей НЕТ ВООБЩЕ. Какой-то врач из Австрии, какой-то помещик из Англии, отставной полковник колониальных войск, какой-то фабрикант готового платья. Пра, машина врача потом знаменитому гонщику Каннингэму досталась, но он её купил после войны как хлам. А Дьюзенберг - это сплошные исторические ассоциации. Кста, во Вьетнам они тоже уходили, находились и там клиенты.
          С Испано-Сюизой одна любопытная история связана. Может, читали "Гиперболоид инженера Гарина"? Там упоминается, что за окнами вагона подземки всё время мелькала реклама аперитива Дюбоннэ. Так вот этот винный фабрикант был одновременно довольно талантливым инженером. В частности, запатентовал неависимую подвеску колёс, которая на Опеле применялась, а с него и на наш Москвич перекочевала. А ещё он купил Испано-Сюизу и коренным образом переделал. Вот эта машина. Но кто знает об этой истории? А легенда - это то, что у всех на слуху...

           
  • Чем он только не занимался – работал в полиции, заГнимался музыкальной грамзаписью, производством жевательной резинки...

    Затем он спас от банкротства автомобильную фирму Обёрн, распродав пылившиеся на её складе 700 автомобилей – он просто додумался покрасить их в модные цвета и добавить хромированных финИТфлюшек.

    Свою машину он получил за считаННые недели до войны... - одна "Н".

    Из них от 30 до 35 приходилось на коНмпрессорные SJ, также было изготовлено 3 или 4 JN с удлинённой базой и уменьшенным с 19 до 16 диаметром колёсных дисков, 2 SJN – то же, но с комРПессором...

    А теперь посмотрите ХОТЯ бы на фотографии, ХОТЯ вообще-то в идеале такими вещами надо любоваться в музее, как и любым произведением искусства...

     
  • А где фотографии?

     
  • Очень пощзнавательно, никогда не слышала о такой марке автомобиля

     
  • Любопытная статья. Никогда не слышал о такой марке.

    Оценка статьи: 5