Статья дня
Галя Константинова Грандмастер      33     Распечатать

Альберт Швейцер и его День Африки: четыре профессии, одна судьба?

«Личный пример — не просто лучший метод убеждения, а единственный.» (А. Швейцер)

Кто и когда придумал День Африки — не так важно. Когда-то сами африканцы объявили 25 мая своим Международным днем, и прочее человечество радостно поддержало новый праздник. Можно рассматривать этот день как проявление формальной политкорректности, косточки, кинутой наиболее отсталому и бедному континенту. Но был человек, чья жизнь вся была Днем Африки.

«Я родился в период духовного упадка человечества.» (А. Швейцер)

Теолог-философ, музыкант, врач, лауреат Нобелевской премии. Автор многочисленных книг, концертирующий органист, основатель и главный врач открытой на собственные средства больницы в нищей африканской стране Габон. Степень доктора медицины он получил, кстати, за диссертацию по теме: «Психиатрическая оценка личности Иисуса»…

Швейцер написал книги: «И. С. Бах — музыкант и поэт», «История исследования жизни Иисуса», «Мировоззрение индийских мыслителей. Мистика и этика», самые знаменитые — «Культура и этика», «Упадок и возрождение культуры. Философия культуры». Читал лекции о Шопенгауэре, Ницше, Гете, выступал с концертами, собирал деньги на дело своей жизни.

Это было время, когда уже на свет появлялись люди, которые впоследствии выражали готовность при слове «культура» доставать пистолет… А некоторые весельчаки обзывали Швейцера «монстром милосердия». Качество этого милосердия и этических рассуждений, как водится, окончательно было оценено человечеством уже позже, и сейчас книги Альберта Швейцера изданы на всех языках и входят в учебные программы всех вузов (и не по одной специализации). Естественно, издана книга и в серии ЖЗЛ («Жизнь замечательных людей»). Есть медаль имени Альберта Швейцера, его именем названы улицы, учебные заведения, даже корабль.

«Цивилизация — это такая прекрасная идея, что кто-то должен начать ее осуществление». (Швейцер).

Альберт Швейцер (1875−1956), родившись в Германии (в той части, которая сейчас территория Франции), изучал одновременно в Страсбурге и Сорбонне теологию, философию, теорию музыки и медицину и всю жизнь делил между Европой и Африкой. В Европе он читал лекции в крупнейших европейских университетах, давал органные концерты, издавал свои книги, получал премии, а в Африке — построил больницу. Одну маленькую больницу, работать в которую, следуя его примеру, приехали другие врачи и медсестры. И работали все безвозмездно, начиная от самого Швейцера и его жены-медсестры.

«У правды нет урочного часа. Ее время всякий раз наступает тогда и только тогда, когда она оказывается самой несвоевременной.» (А. Швейцер)

На средства Франкфуртской премии Гете был выстроен дом для отдыха персонала больницы. На средства Нобелевской премии мира 1952 года построена деревушка для прокаженных. А также Швейцер выступал против испытаний ядерного оружия («Обращение к человечеству» и другие).

«Истинная этика начинается там, где перестают пользоваться словами.» (А. Швейцер)

До последних своих дней А. Швейцер продолжал принимать пациентов. Кому-то, конечно, покажется диким: зачем, став мировой знаменитостью, прозябать в дебрях Африки? Наслаждайся славой, успехом, гонорарами, да и просто уважением всего «благодарного человечества»! Читай лекции по крупнейшим университетам, где ждут не дождутся, давай концерты, куда будет ломиться публика. Наконец, напиши еще пару десятков книг — тоже станут бестселлерами.

Но он и умирает и остается в том месте, которое создал. И похоронен под окнами своего кабинета.

«Истину тоже приходится организовывать». (А. Швейцер)

А больница существует до сих пор. Работает. Принимает страждущих.

Можно кричать: «Не нужен нам берег турецкий, и Африка нам не нужна!». Конечно, не нужна. Но, стоит перестать лечить детей Африки (хоть буквально, хоть фигурально), может так случиться, что дойдет очередь до всех остальных. Нас — детей Европы, Америки и Австралии. Связь прямая и исторически зафиксирована.

Гуманизм можно обзывать как угодно («гуманизм — это то, чем мальчики в детстве занимаются?» — гениальная цитата из недавнего фильма «День радио». Фразочка сильно отдает пошлостью, но смысл глубже: идеалы, к сожалению, тоже не для взрослой жизни, для юношей идеализм предназначен). Но если гуманизм искоренить совсем, напрочь, то вместе с ним мы очень быстро искореним и саму жизнь. Обзывай-не обзывай, а будут периодически рождаться люди, чьим призванием будет именно гуманизм в своем единственном возможном понимании.

Дело ведь и не в Африке вовсе. Совсем не в ней… В нас.

«Я — жизнь, которая хочет жить, в гуще других жизней, которые хотят жить.» (А. Швейцер)

33 комментария (комментировать)
Теги: ученые, знания, биографии, африка, таланты, врачи, гуманность, личность
Рейтинг статьи Ваша оценка
Подробнее

Поделиться

Опубликовано 25.05.2009
Дата первой публикации 22.02.2009

Обсуждение статьи:

  • Елена Граб Елена Граб Читатель 25 мая 2009 в 13:56

    Галя Константинова, пожалуй ваша статья лучшая за истекшие две недели. Хотя слова "Не нужен нам берег турецкий и Африка нам не нужна" пелись в СССР как осуждение измены Родине, и в то же время В Анголе служил мой родственник, окончивший военную медицинскую академию и направленный на помощь дружественному ангольскому народу. Наши предшественники могут гордиться помощью и африканским народам и вьетнамцам и китайцам, да собственно говоря, кому мы только не помогали. А. Швейцер - личность замечательная и статья о нем хорошая.

    Оценка статьи: 5

    • Елена, глубокое уважение Вашему родственнику.

      Написано с черным юмором (по крайней мере, предполагалось). Потому что тому, кто сильный, - Африка очень даже нужна. У всех стран есть там свои интересы....И нашим предшественникам есть чем гордиться - Вы совершенно правы.

      Я не хотела придавать теме политического звучания, хотелось сосредоточиться на общечеловеческом. Не хотелось путать этот вопрос с другими больными для многих темами (нелегальной эмиграцией и т.д.). Темы разные, но люди ведь тоже ведь разные...

      А Африка нужна. Просто, чтоб была.

      • Елена Граб Елена Граб Читатель 25 мая 2009 в 16:18 отредактирован 25 мая 2009 в 16:20

        Галя Константинова, "Написано с черным юмором ", но мне показалось, что он то здесь неуместен, извините,если заметила,впрочем, такая замечательная личность как Швейцер - благодатная тема для статьи и никакой черный юмор её не портит.

        Оценка статьи: 5

        • Елена, я не очень хорошо знаю, что уместно или не уместно "здесь и сейчас".
          Черный юмор - то, что помогает выжить в наше время, разве нет?

          • Елена Граб Елена Граб Читатель 25 мая 2009 в 18:10

            Галя Константинова, если кто-то избрал инструментом выживания негатив,( черный юмор всегда был сродни цинизму) не буду возражать

            Оценка статьи: 5

            • Елена Граб, Вы обвиняете меня в цинизме? Забавно, но пусть будет и такой опыт.

              О Щвейцере можно написать с точки зрения "высоколобого-яйцеголового", - но ведь уже все написано, что я могу добавить? Да и нужно ли здесь? Можно написать с точки зрения обычного горожанина, для которого слово "гуманизм" не является употребляемым каждый день (месяц, год..). И это понятно: как нельзя быть чуть-чуть беременной, так и нельзя быть немного гуманистом. Но можно хотя бы стараться не приумножать зла. И при этом выжить.

              А юмор: сродни он цинизму или нет, честно говоря, не готова сейчас ответить.

              • Все, поняла.

                Черный юмор возникает не от цинизма. (не будем вдаваться в историю, в американский gag). В наших условиях черный юмор возникает от горечи....

                • Галя Константинова, А что вы имеете ввиду относительно американкого gag,затычку или что другое,переведите на русский пожалуйста,а то даже для меня не понятно,хотя 12лет в Америке.

                  Оценка статьи: 5

                  • виталий данилов, gag - гэг, вставной комический номер, шутка, острота
                    Это слово есть в орфографическом словаре: гэг (комический трюк).

  • Галя Константинова,
    Спасибо, Галочка, что Вы написали об этом человеке. Я его очень люблю. Потрясающая жизнь. Гуманизм? Да, пожалуй, он был гуманист. Но гуманизм все же ставит в центр человека, его понятия и идеи. А человеческие идеи не поднимаются выше поесть, поспать, урвать. Не в осуждение людям говорю. Наоборот, в похвалу тем многим, которые руководствуются все-таки в своей жизни принципами Божественной Любви, даже если называют это гуманизмом.

    • Елена Пузанова,

      "человеческие идеи не поднимаются выше поесть, поспать, урвать." - Почему же Вы это считаете именно человеческими идеями? И это не идеи даже, а инстинкты, не более. По поводу поесть и проч. не надо высказывать никаких идей - поел и порядок. А потом начинается сам человек. Кст., представление о гуманизме в широком масштабе ввели как раз христиане, и потому он не противоречит Божественной любви.

  • Респект!

    Мда, гуманисты нужны человечеству... Хочу всем пожелать, открыть в себе когда-нибудь хоть каплю истинного гуманизма...

    Оценка статьи: 5

  • У моего благоверного медаль Альберта Швейцера, учрежденная ЮНЕСКО

    Оценка статьи: 5

Посмотреть все комментарии (33)

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети: