Константин Кучер Грандмастер      23     Распечатать

В.Я. Ерошенко. Чего может добиться человек с ограниченными возможностями?

И хотел бы в рай… Да грехи, будь они неладны, не пускают. Идёшь по трассе, посматриваешь внимательно на знаки. И время от времени попадаются среди них такие соблазнительные! «Куликово поле» там. «Спасское-Лутовиново». Или «Дом-музей А. Фета». Свернуть бы. Тем более, вроде как и недалеко. Но… Нельзя.

Бюст В. Ерошенко во дворике Дома-музея К. Кучер, личный архив

Ждут тебя в пункте «А». И время, как правило, поджимает. Поэтому посмотришь на эти знаки, сглотнёшь набежавшую слюну и идёшь дальше, оставляя… Пусть и с большим сожалением, но оставляя за спиной все эти соблазнительные знаки. Или почти все. Потому что иногда — да сколько можно-то! — берёшь, плюёшь на всё (в т. ч. и на то, на что плевать — ну, никак нельзя) и — сворачиваешь.

Вот так я и попал в Дом-музей Василия Яковлевича Ерошенко в селе Обуховка, что стоит буквально километрах в двадцати от Старого Оскола, когда идёшь от него на Чернянку и Валуйки. О том, как это случилось, можно небольшой приключенческий рассказ написать. Но сегодня — не об этом. А о том человеке, в память о котором создан небольшой музей в мало кому известном селе Обуховка Староосколького района, Белгородской области.

Василий Яковлевич родился 31 декабря 1889 года (по новому стилю — 13 января 1890 г.) в многодетной крестьянской семье. Помимо него, у Якова Васильевича и Евдокии Васильевны было шестеро детей: двое мальчиков (Александр и Иван) и четверо девочек (Нионила, Пелагея, Нина, Мария). В младенчестве Василий ничем не отличался от братьев и сестёр. Но в четыре годика он тяжело переболел корью. Болезнь дала осложнения, и мальчик ослеп.

Значительно позже, уже взрослым, он как-то скажет, обращаясь к мужчине, потерявшему зрение на войне и от этого отчаявшемуся: «Я смутно помню четыре вещи: небо, голубей, церковь, на которой они жили, и лицо матери. Не слишком много. Но и это всегда вдохновляло и вдохновляет меня на поиск чистых, как небо мыслей, и всегда помнить о Родине, как о лице своей матери, в какой бы уголок земли не бросила меня судьба».

А побросала его судьба… Изрядно! Не просто так на постаменте бюста Василия Яковлевича, что стоит во дворе у дома, в котором он родился и умер, написано: «Жил, путешествовал, писал».

И путешествия его начались очень рано. Уже в девять лет он отправляется в Москву…

Дело в том, что домашние заметили, что у Василия очень хороший музыкальный слух, и начали его учить игре на музыкальных инструментах: гитаре и скрипке. Сначала дома. Потом, с помощью одного из попечителей «Общества призрения, воспитания и обучения слепых детей» — графа Владимира Петровича Орлова-Давыдова, у которого отец Ерошенко арендовал землю, мальчика отправляют в Москву, в школу этого Общества, где девять лет (с 1899 по 1908 г.) Василий обучался музыке и параллельно изучал те ремёсла, которые по замыслу учредителей Общества должны дать слепому человеку гарантированный заработок в его жизни: щёточное и корзиночное.

После окончания школы Ерошенко несколько лет играет на скрипке в оркестре слепых музыкантов московского ресторана «Якорь». Пока в его судьбу не вмешивается Его Величество Случай. Василий знакомится с Анной Шараповой — преподавателем английского языка и одной из первых российских приверженок и пропагандисток созданного в 1887 г. Людвиком Заменгофом языка международного общения — эсперанто. Она рассказывает Ерошенко о том, что в Норвуде — одном из предместий Лондона, работает Королевский колледж и Академия музыки для незрячих и он — с его-то данными! — спокойно может туда поступить. Единственно, для этого надо выучить английский и эсперанто.

Ну, надо — значит, надо! И Василий учит. И английский, и эсперанто. И 6 февраля 1912 г. отправляется в Лондон. Один! Без сопровождающего. Правда, перед этим из Московского общества эсперантистов ушли письма в аналогичные сообщества Англии, Бельгии, Германии, Франции, и по всему пути своего следования Ерошенко получает посильную помощь и искреннее участие от совершенно незнакомых ему людей. Как он позже напишет в своих воспоминаниях: «Я уверен: не один джин из арабских сказок не мог бы сделать для меня больше, чем сделал для меня гений реальной жизни Заменгоф, творец эсперанто».

Кто же тогда мог знать, что этот, так много давший Ерошенко, но в 1937 году запрещённый в СССР, язык станет одной из причин практически полного забвения имени Василия Яковлевича на его Родине?..

В Англии, где Ерошенко прожил полгода, он, помимо прочего, встречался с Петром Кропоткиным — одним из известнейших теоретиков анархизма. И эти встречи не прошли бесследно для Василия Яковлевича. Идеи князя-анархиста найдут своё отражение во многих из тех произведений, что Ерошенко напишет позже, уже в Японии и Китае. Да и свои взгляды на восток он обратит, скорее всего, не без помощи анархистов. Достаточно хотя бы вспомнить, что эсперанто (а ведь именно благодаря этому языку Василий попал в Англию!) в начале ХХ века был чрезвычайно популярен у приверженцев этого политического течения на Дальнем Востоке. В частности, издававшийся в Париже журнал китайских анархистов «Синьшицзи» призывал, например, заменить китайский язык на эсперанто. Чтобы Китай мог идти в ногу с современной ему цивилизацией!

В общем, весной 1914 г. Ерошенко, по направлению Московского общества эсперантистов, приезжает в Японию и вольнослушателем поступает в Токийскую школу слепых, где начинает изучать японский язык и литературу, медицину, психологию и музыку. И это обучение идёт более чем успешно! Уже через полтора года, в январе 1916-го, журнал «Кибо» («Мечта») напечатает первый из рассказов Василия Яковлевича, написанных на… японском языке! И таких произведений за 4 года, что Ерошенко проведёт Японии…

Да, из страны, как «нежелательный элемент», его вышлют за участие в праздновании второго в истории Японии Первомая, в 1921 году, но не следует забывать, что с июля 1916 по июнь 1919 года (т. е. практически три года) Ерошенко жил и работал в Сиаме (нынешний Таиланд), Бирме, Индии. Из Индии («за пределы Британской империи») он, кстати, был выслан за исполнение перед сеансом в одном из кинотеатров Калькутты «Интернационала», с последующим переводом текста песни с английского на бенгали.

Хотя… Будучи и за пределами Японии, Ерошенко не забывал ни японский язык, ни саму страну. Он постоянно пересылал своим японским друзьям то бирманские, то индийские легенды, которые охотно публиковали на страницах газеты «Асахи», журналов «Кайхо» («Освобождение»), «Кайдзо» («Реконструкция»), «Варэра» («Мы») и др. И таких публикаций набралось, ни много ни мало, на целый трёхтомник, который в Японии издали в 1959 г., уже после смерти Василия Яковлевича.

Да и помним мы об этом человеке во многом именно благодаря японцам, при первом же удобном случае интересовавшимся у очередного советского правительства о судьбе известного японского писателя Василия Ерошенко. И со временем достучавшихся. И до открытия — к 100-летию со дня рождения — Дома-музея этого человека, и до приведения в порядок его могилы, которую нынче не стыдно показать и японским делегациям, которые нет-нет, да и пожалуют в Обуховку. Почтить память.

Ну, а за ними — и мы. Почтим память этого необычного человека. Который на Чукотке не только изучал чукотский язык и записывал сказки, но и самостоятельно (!) управлял нартами, и… Охотился! На слух. А в Туркмении создал рельефно-точечный алфавит на туркменском языке, которым пользуются слепые этой страны до сих пор!

Тем более, он — живой пример того, что в этой жизни можно достичь многого, даже если изначально в твоём распоряжении ограниченные возможности. Просто нужно чертовски хотеть жить. И достичь в этой жизни чего-то, к чему стремишься. Да поменьше думать о том, будут ли помнить о тебе и после твоей смерти…

23 комментария (комментировать)
Теги: биографии, слепота, писатели, интересный факт, история
Рейтинг статьи Ваша оценка
Подробнее

Поделиться

Опубликовано 29.02.2016
Дата первой публикации 13.02.2016

Обсуждение статьи:

  • Игорь Ткачев Игорь Ткачев Грандмастер 29 февраля 2016 в 10:17 отредактирован 29 февраля 2016 в 10:21

    Константин, безусловно ваш герой был интереснейшим человеком. И спасибо, что о нем, о таком и таких, а не все про хлеб насущный, да землю, что под ногами-)
    Однако, мое мнение - после смерти некоторых замечательных людей происходила их неизбежная идеализация и мифологизация.
    Да, писал интересно - и как, все-таки интересно-). Но отчего-то написанное многими другими, моими современниками, и также их жизни не вызывают и не вызовут этого мифического восторга.
    (Все-таки занимательно, как незрячий человек мог так хорошо языки знать - разве что на слух и речь. Но сколько он был лишен не умея толком читать и писать. Замечатьленый разве что среди незрячих).
    Простите киника-)

    • ...после смерти некоторых замечательных людей происходила их неизбежная идеализация и мифологизация

      Не буду спорить, Игорь. Вполне возможно, что и так. Но в данном случае всё, как ни странно, обстоит с точностью до наоборот.
      Мы - забыли этого "опасного" человека. Эсперантиста, анархиста, да вдобавок ко всему этому ещё и бахаиста (см. мой ответ на коммент А. Шапочкина). Причем забыли старательно и основательно. И если бы не японцы, каждый свой более-менее представительный приезд в СССР, обязательно сопровождавшие вопросами о Ерошенко: Где, мол, он? Как? Не требуется ли ему какая-то помощь? - вполне возможно, не вспомнили бы и до сегодняшнего дня. И не было бы ни музея в Обуховке, ни, соответственно, этой статьи.
      Просто в 1958 г., когда японская делегация, приехавшая в Ташкент на симпозиум писателей стран Азии и Африки, в очередной раз задала свои традиционные вопросы, организаторы наконец-то догадались связаться с Центральным правлением общества слепых. Те и ответили: Да, был, мол, такой. Но уже умер. Похоронен где-то в Белгородской области.
      Наши - в Белгород. Подняли на уши весь обком. Те дня два побегали, побегали, а потом и отвечают: Нашли!! Наш, мол. Похоронен в селе Обуховка, Старооскольского р-на.
      Обрадованные японцы тут же стали проситься: Могилку, мол... Могилку бы посмотреть. И хорошо, наши догадались предварительно позвонить в Старый и озадачить второго секретаря: Быстро, мол, одна нога там, другая здесь. Тот, съездил, посмотрел. Могила Ерошенко была в самом неприглядном состоянии, а само село - одно из беднейших в районе. Соответственно, об этом и доложили: Так, мол, и так. Японцам в Ташкенте и объяснили доходчиво, что не получится. Закрыта, типа, область. Карантин в ней. Из-за эпидемии конского сапа. В следующий, мол, раз.
      В следующий раз область "закрыли" по коровьему ящуру. Потом Обуховку "окружили" секретными "почтовыми ящиками".
      Но вечно-то кормить японцев обещаниями не будешь?! А они, на удивление, оказались в этом вопросе очень настойчивыми. Типа, национальная гордость! Классик японской литературы. Пришлось к столетию со дня его рождения и могилу в порядок приводить, и домик. И музей открывать...

      • Константин Кучер, а на чем Ваши знания об этом Опасном" человеке основывается? Вы его знали по подпольной борьбе?-)) Или вы просто прочли о нем, и не одну статью?

        • Игорь, откуда же я мог знать Василия Ильича? Он умер в декабре 1953 г. Значительно раньше моего рождения. А об источнике своих знаний я откровенно и достаточно честно рассказал в этой статье. В самом начале осени 2014 г. я случайно попал в его дом-музей в с. Обуховка.

          • Игорь Ткачев Игорь Ткачев Грандмастер 1 марта 2016 в 11:25 отредактирован 1 марта 2016 в 11:27

            Константин Кучер, это я и имел в виду.
            Часто у современников совсем иное мнение о том или ином персонаже (например, Бунин был "говно человек" - как писал один его знакомый, "желчный и неприятный в общении". Как и Лермонтов был "отвратной личностью, которая напрашивалась на то, чтобы его вызвали на дуэль"... Хотя, разве их желчность и неуживчивость могут говорить против их творчества? Скорее, нет-)))

            Я лишь к тому, что мы пересказываем то, что нам дали, не зная, на самом деле, что говорим. (Ведь и Владимир Ильич и Железный Феликс тоже были гигантами и уберменьшами-)....

            Это примерно, как я буду перед Вами во всю силу легких рассуждать об Афгане... даже несмотря на то, что я сам лично знал тех ребят.

            • ...пересказываем то, что нам дали, не зная, на самом деле, что говорим

              А вот здесь, Игорь, я с Вами не соглашусь. Как это НЕ ЗНАЕМ?!! А вот это, выше, кто написал?!!
              Бунин был "говно человек" - как писал один его знакомый, "желчный и неприятный в общении"
              Или вот это?!
              Лермонтов был "отвратной личностью, которая напрашивалась на то, чтобы его вызвали на дуэль"...

              Получается, всё-таки ЗНАЕМ? Потому что сохранились свидетельства очевидцев, которые ЗНАЛИ всех этих людей. И, соответственно, постарались донести до нас СВОИ ЗНАНИЯ. Которые, в той или иной мере, проявились либо в той же музейной экспозиции, либо в статьях, посвященных этому человеку. Другое дело, хотим ли мы услышать эти знания? Или пытаемся подменить их какими-то своими, более приятными и удобными нам самим...

              • Игорь Ткачев Игорь Ткачев Грандмастер 1 марта 2016 в 13:20 отредактирован 1 марта 2016 в 13:26

                Константин Кучер, это субъективные мнения пропущенные через отдельно взятых людей.
                Вот для меня "желчный, с глазами-буравчиками Лермонтов" был бы просто душкой.
                Надо, надо быть "говном-человеком" со многими, чтобы быть человеком...

                Но, увы, Лермонтова я не знал.

                Посему, мы транслируем ЧУЖИЕ, и лишь МНЕНИЯ.

                (Надеюсь, Константин, примерно - если не точно, Вы поняли, что я хотел до Вас донести-)
                И музея многие из нас достойны-) И Вы, и, может, даже я-)))

                • Константин Кучер Константин Кучер Грандмастер 1 марта 2016 в 13:45 отредактирован 1 марта 2016 в 13:46

                  Ну, и что, что лично Вы, Игорь, не знали? Так-то его ЗНАЛИ. Пусть не мы, другие люди. После него остался определенный архив, по которому мы можем понять, какие мысли волновали этого человека, за что он переживал, к чему не был равнодушен. Соответственно всё это, в т. ч. и воспоминания современников, мы пропускаем через себя и составляем уже своё мнение. Которое, конечно же субъективно, но утверждать, что оно безосновательно, на мой взгляд, не совсем верно.
                  Мы не транслируем чужие мысли. Обработав полученную тем или иным способом информацию, мы вырабатываем уже своё мнение. И излагаем (не транслируем, излагаем) собственные мысли.
                  Согласен кто-то с этими мыслями или нет, это уже другой вопрос.

    • Вячеслав Озеров Вячеслав Озеров Профессионал 29 февраля 2016 в 16:10 отредактирован 29 февраля 2016 в 16:11

      Игорь Ткачев, Вы уверены, что "Но сколько он был лишен не умея толком читать и писать". Сообщаю Вам, что для чтения и письма слепые люди пользуются точечно-выпуклым шрифтом Луи Брайля.

      Слепой с детства членкор АН СССР Зубов Владимир Иванович мне говорил, что "У Вас - зрячих, куча отвлекающих факторов: смазливые личики, женские коленки, призывные рекламы..., мне же многие удовольствия в жизни приходится получать читая, думая и описывая свои думы".

      Оценка статьи: 5

      • Вячеслав Озеров, вы меня не поняли.
        Вы можете сопоставить чтение и кол-во информации, которое пропускает через себя незрячий и зрячий человек?

        Про отвлекающие факторы - в значительной степени согласен.Есть в этом здравое, даже не зерно - горсть зерен-)

        И по личному опыту (я работал 7 лет с глухонемыми и отчасти с незрячими): все-таки 99% этих людей лишены той полной картины жизни, с ее "коленками и личиками", которой не лишены люди зрячие и т.п. Брайль глаза не заменит.
        Почти все они просто отстают в общем развитии, развивая одну-две стороны, даже грани, в лучшем случае.

        • Игорь Ткачев, основная задача органов чувств: зрение, слух, осязание, обоняние, восприятие вкуса и вестибулярка решают первоочередную задачу для жизни - определение степени безопасности окружающей среды.

          Зрение наиболее информативная система, но не самая важная для общего развития индивида в процессе его взросления и жизни. Для интеллектуального развития человека и осознания им полноты "картины жизни", слуховое восприятие более важно. Не поэтому ли среди слепых история знает большое число выдающихся личностей. Следи глухих таких на много порядков меньше.

          Оценка статьи: 5

          • Игорь Ткачев Игорь Ткачев Грандмастер 1 марта 2016 в 16:58 отредактирован 1 марта 2016 в 17:01

            Вячеслав Озеров, слух вперед зрения? Очень сомнительно.
            И даже если сто раз так, то одно, как бы оно ни было важно, не заменит другого - как бы ни была сильна ваша единственная рука, она не заменит вам другой руки, и тем паче, обеих рук.
            Другой вопрос, что человек может развить слух таким чудесным образом, который будет недоступен обычным, со всеми органами восприятия, человеку. Например, будет слышать полет шмеля за 10 шагов. Но это не заменит ему зрения.

            Незрячие замечательные личности часто были замечательными именно как/потому что незрячие. Когда ожидали, что они лоб себе расшибут, а они тебе на фортпьянах музицировали.
            Но это не означало, что они по своему умению музицировать (или что угодно) превосходили людей с нормальным зрением.
            А для публики это этакий курьез, забава: он слепой, но умеет что-то там рисовать?
            А Бетховен ослеп и оглох на старости, но продолжал писать музыку (именно "продолжал" - по привычке дописывал. И слепота и глухота его были частичными, а произведения созданные тогда были занимательны, как произведения созданные якобы глухим слепцом - а не потому что они были гениальны).

            • Вячеслав Озеров Вячеслав Озеров Профессионал 1 марта 2016 в 21:08 отредактирован 1 марта 2016 в 21:10

              Игорь Ткачев, насчет "развить слух таким чудесным образом, который будет недоступен обычным, со всеми органами восприятия, человеку", пожалуйста не ко мне, а к различным изотерикам, Брониковым, Комиссаровым, Вангам и т.д. Я говорю о роли слуха, наиважнейшего фактора в развитии устной речи, основе образгного мышления.

              Игорь, надеюсь, не будете спорить, что:
              - врожденная или ранняя потеря слуха приводит к глубокому недоразвитию речи, что существенно задерживает интеллектуальное развитие ребенка (правда, сегодня потере слуха в раннем детстве в ряде случаев можно противодействовать, например, с помощью кохлеарного протезирования);
              - нарушение зрения в раннем возрасте даже на уровне слабовидения вызывает недоразвитие в психомоторной сфере (протезирование зрения в раннем детстве бесперспективно, а вот противодействие недоразвитию в психомоторной сферы через воспитание, с использованием речи, очень эффективно).

              Как писал Выготский: «слепой развивает психическую надстройку над выпавшей функцией, которая имеет одну задачу—заместить зрение; глухой всеми способами вырабатывает средства, чтобы преодолеть изолированность и отъединенность немоты». Поэтому слепого ребенка воспитать легче, чем глухого. До слепого ребенка с раннего детства можно с помощью речи донести любые понятия (соответствующие возрасту), а как это полноценно донести до глухого ребенка с помощью речи на ранних этапах его развития. При этом я ни в коем случае не сомневаюсь в возможности психического, интеллектуального и нравственного развития глухого человека с детства.

              Кроме поэтов, музыкантов среди слепых:

              Галиле́о Галиле́й (Galileo Galilei; 1564 - 1642) — итальянский физик, механик, астроном, философ и математик,) С рождения Галилео очень плохо видел. Несмотря на слабое зрение, он стал великим ученым. Говорят, что именно Галилео изобрел телескоп, термометр и компас. Он сделал множество открытий, кардинально поменявших представление о планетах. В последние годы жизни ученый стал полностью слепым, но это не мешало ему продолжать учиться и изобретать.

              Соундерсон Н. (1682—1739) — слепой математик. Изобрел прибор для производства вычислений с многозначными числами без учета зрения. Создал учебник геометрии. (Могу добавить ещё не менее 3 россиян – математиков, слепых с детства)

              Дэвид Бланкетт. Этот англичанин стал министром внутренних дел в правительстве Тони Блэра. Такое назначение стало довольно громким, ведь в стране еще не было слепых от рождения людей, занимавших такой высокий пост.

              Эшреф Армаган (Eşref Armağan) (1953 -)Турецкий художник, при этом художник очень оригинальный. Дело в том, что Эшреф – слепой, он совсем не видит с самого детства. Удивительно, но, глядя на картины Армагана, никому и в голову не может прийти, что рисовал это человек, который никогда в жизни не видел цветов. Как бы ни было, Армаган продолжает творить, а его картины продолжают удивлять.
              И т.д.

              Оценка статьи: 5

              • Игорь Ткачев Игорь Ткачев Грандмастер 2 марта 2016 в 12:29 отредактирован 2 марта 2016 в 12:38

                Вячеслав Озеров, про открытия (гениальных ученых, которые их в одиночку делали) я уже писал выше. Не буду повторяться, что мифологию не уважаю.
                (Эшреф Армаган лишь подтверждает то, о чем я писал: сам факт, что незрячий ЧТО-ТО рисует, - каляки-маляки, - у народа вызывает восторг. И именно этот факт, а не факт гениальности его рисования).

                По остальному - пространному-) - здесь, спорить не буду (хотя я снова имел в виду не совсем то-)))
                Есть и такое.

  • Уточнение: умер Ерошенко в декабре 1952 года.

Посмотреть все комментарии (23)

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети: