• Мнения
  • |
  • Обсуждения
Законы и безопасность
Профессионал

Какой не должна быть реклама?

Для того чтобы привлечь внимание потребителей, реклама должна быть яркой, необычной, привлекающей внимание и запоминающейся. Она может шокировать, удивлять или, наоборот, успокаивать и призывать к стабильности. Копирайтеры идут на самые разные уловки, чтобы зацепить потребителя. Но тут существуют ограничения. Рекламу в России регулирует специальный закон, именно он регламентирует все вопросы относительно того, может ли существовать определенный ролик, щит или статья в журнале.

Итак, какой реклама быть не должна? Вот самые основные запреты, которые существуют в нашей стране на сегодняшний день.

Реклама не должна:

— Лгать потребителю.

Не допускается ложная информация о производителе, о любых характеристиках товара и его стоимости, об условиях гарантии, доставки и обмена, а так же о результатах исследований, если таковые проводились. Если товар или услуга рекомендованы кем-либо, эта информация также должна быть достоверной. Таким образом, если с экрана говорят о том, что в исследовании крема принимали участие 80 женщин и 90% из них отозвались о нем положительно, это должны быть сведения о реальном эксперименте.

В 2006 году Комиссия Федеральной антимонопольной службы России рассмотрела дело в отношении ООО «Проктер энд Гэмбл», возбуждённое по факту распространения на телеканалах рекламы моющего средства «Fairy». В рекламе демонстрировался эксперимент по смываемости средства с посуды, и результаты его являлись достоверными… Но компания ссылалась на соответствие моющего средства ГОСТу при том, что сам эксперимент проводился не по условиям данного ГОСТа (испытания по нему должны проходить исключительно в закрытой емкости, а не в проточной воде). Ролик был запрещен.

— Нести отрицательную информацию о конкурентах.

Нельзя сравнивать рекламируемый товар с находящимися в обороте товарами, задевать честь, достоинство и деловую репутацию конкурента. Именно поэтому, рекламируя свой товар, производители стирального порошка не могут сравнивать его с конкретной маркой, и используют в такой ситуации термин «более дешевое средство».

Несколько лет назад был запрещен к показу рекламный ролик растительного масла «Идеал», в котором на стол с бутылками ведущих производителей масла ставилась бутылка «Идеал». Остальные бутылки при этом падали. Комиссия по этике Рекламного совета России обязала изменить ролик.

— Представлять опасность для спокойствия, здоровья и жизни людей.

Реклама не может призывать к насилию, жестокости и совершению противоправных действий. Запрещено рекламировать наркотические средства и взрывчатые вещества. Нельзя демонстрировать процессы курения и потребление алкоголя. Из последних нововведений, касающихся современной рекламы алкоголя: запрет использования образов людей и животных в рекламных роликах пива, демонстрируемых по телевидению.

В январе текущего года Федеральная антимонопольная служба запретила рекламу «Пепси». В рекламе молодые люди ночью во дворе многоэтажного дома играют на музыкальных инструментах и пьют «Пепси-Колу». Один из жильцов просит их прекратить, после чего они начинают играть еще громче с использованием звукоусиливающей аппаратуры. Ведомство посчитало, что ролик призывает к административным правонарушениям.

— Наносить оскорбления кому бы то ни было.

В рекламе запрещается использование бранных слов. Не допускаются оскорбительные высказывания в отношении пола, расы, национальности и других личных характеристик людей, а также государственных и религиозных символов и объектов культурного наследия. Нельзя осуждать лиц, не пользующихся рекламируемыми товарами.

В 2005 году Комиссия Федеральной антимонопольной службы России признала ненадлежащей рекламу коктейлей «Hooch», потому что использованный в рекламе слоган «оHOOCHенные фрукты» носит оскорбительный характер, т.к. воспринимается как слово, сходное с терминами, составляющими ненормативную лексику.

К сожалению, как видно из примеров, закон о рекламе не всегда соблюдается. Отдельный разговор — это реклама в Интернете, которую контролировать на данном этапе невероятно сложно. Остается надеяться на честность и порядочность рекламодателей и контроль рекламы органами власти.

Статья опубликована в выпуске 28.10.2007
Обновлено 22.07.2020

Комментарии (10):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети: