• Мнения
  • |
  • Обсуждения
Владимир Рогоза Грандмастер

Новый Иерусалим. Как в Подмосковье появился «кусочек» Палестины?

Чтобы увидеть реку Иордан, Элеон, Гефсиманский сад или Силоамскую купель, необязательно отправляться в дальний путь. Все это можно увидеть и в сорока километрах от Москвы на окраине районного городка Истра, где расположен Ново-Иерусалимский монастырь.

В середине XVII века у излучены речки Истры лежало старинное село Воскресенское. Красивейшая панорама лесов, полей и неспешной реки, открывающаяся с горы, расположенной напротив села, вдохновила патриарха Никона поставить здесь крупный монастырь, в котором будут воспроизведены Святые места Палестины. В середине XVII века патриарх находился на вершине власти, являясь практически соправителем царя, поэтому стройка шла очень быстро. На горе, получившей имя Фавор, появились стены, оградившие территорию будущего монастыря. Началось возведение монастырских зданий и собора.

По замыслу Никона собор, названный Воскресенским, должен был повторить Храм Гроба Господня (Воскресения Христова) в Иерусалиме. Для этого в Палестину отправили иеромонаха Троице-Сергиева монастыря Арсения Суханова, составившего подробные чертежи Иерусалимского храма Гроба Господня и Вифлеемского храма Рождества Христова. Имелся и зримый образ собора — кипарисовая модель, в мельчайших подробностях воспроизводящая Храм Гроба Господня.

Строительство шло под пристальным контролем Никона, который часто приезжал в возводимый монастырь, а в 1658 году, «разойдясь во взглядах» с царем Алексеем Михайловичем, перебрался в монастырь на жительство. Для опального патриарха у подножья горы Фавор построили небольшое, но высокое (в 4 этажа) здание, названное пустынью или скитом. С середины 80-х годов прошлого века я периодически бываю в Новом Иерусалиме, но в скит попасть ни разу не смог. Наверное, из-за его недоступности рядом устроили что-то наподобие языческого капища, увешав деревья ленточками и обрывками материи.

В этом скиту Никон провел восемь лет, надеясь восстановить отношения с царем. Но Русь уже подошла к тому этапу своего развития, когда у нее мог быть только один признанный правитель. Видеть рядом с собой властного Никона царь не хотел, и бывший патриарх был отправлен в ссылку в северный Ферапонтов монастырь. Назад он уже вернулся в гробу, чтобы навсегда упокоиться под сводами Воскресенского собора.

Монастырь быстро обрел величественный вид. Русскими и иноземными мастерами был возведен одноглавый крестово-купольный Воскресенский собор, ставший российским аналогом Храма Гроба Господня; к нему пристроили часовню Гроба Господня, Успенскую церковь, а также подземную Константиноеленинскую церковь. Стоит отметить, что новый собор, в точности воспроизводя размеры и планировку палестинского прототипа, оформлен совершенно по-другому. Красочность покрывавших его изразцов, рисунки которых на начальном этапе строительства согласовывались с самим Никоном, и белокаменной резьбы производила громадное впечатление на всех посещавших монастырь.

По замыслу патриарха, Воскресенский Собор должен был красотой и убранством демонстрировать первенство Руси в Православном мире. И это во многом ему удалось.

Монастырь всегда получал значительную поддержку от монархов и их окружения. Немало средств вложила в строительство Трапезных палат Татьяна Романова, сестра царя Алексея Михайловича. В конце XVII века по указу молодых царей-соправителей Иоанна и Петра архитектор Яков Бухвостов возвел вокруг монастыря мощную каменную стену с восемью башнями. Семь башен получили названия, связанные с Палестиной: Иноплеменничья, Варуха, Ефремова, Дамасская, Гефсиманская, Сионская, Давидов дом. А Елизаветинская башня была названа в честь встречи Девы Марии и Праведной Елизаветы, матери Иоанна Крестителя.

Мощные стены и башни, возведенные по всем канонам крепостного строительства, монастырю так и не потребовались. Единственный бой, произошедший недалеко от монастыря, произошел в 1698 году, когда верные Петру войска разгромили восставших стрельцов. Сегодня о том времени напоминают старинные пушки, стоящие у входа в монастырь.

Монастырь еще не раз перестраивали, возводили новые здания, но в целом его облик, задуманный Никоном, изменился мало. В 1919 году Воскресенский Ново-Иерусалимский монастырь был закрыт. В марте 1920 года в его стенах был организован историко-художественный музей, основу экспозиций которого составили художественные ценности, скопившиеся за долгие годы в монастырских храмах и ризнице. В наши дни это Историко-архитектурный и художественный музей «Новый Иерусалим», ставший одним из крупнейших музеев Подмосковья.

В ноябре-декабре 1941 г. монастырь сильно пострадал. Отступающими фашистами были разрушены или повреждены все здания на территории монастыря. Уничтожены и разграблены музейные экспонаты, которые сотрудники музея не успели вывезти или спрятать. Кстати, данные о варварском разрушении монастыря прозвучали на Нюрнбергском процессе.

Отдельные восстановительные работы в монастыре начались еще во время войны. В 1961 году снова была открыта музейная экспозиция, но основные реставрационные работы были завершены только в начале нового века. В 1994 году в церкви Святых равноапостольных Константина и Елены возобновились богослужения, а в январе 1995 года здания и сооружения Воскресенского Ново-Иерусалимского монастыря были переданы Московскому Патриархату для возобновления монашеской жизни. Сегодня в монастырских стенах вновь живут монахи, в соборе и церквях проводятся богослужения, но продолжают работать и музейные экспозиции. Рядом с монастырем на территории Гефсиманского сада создан музей под открытым небом, в котором представлены памятники народного деревянного зодчества: церковь, крестьянская усадьба, часовня, ветряная мельница.

В Новый Иерусалим, являющийся теперь и музеем, и монастырем, не уменьшается поток посетителей, желающих прикоснуться к нашей истории и просто отдохнуть под вековыми соснами Гефсиманского сада.

Статья опубликована в выпуске 5.03.2008
Обновлено 20.09.2019

Комментарии (7):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети: