• Мнения
  • |
  • Обсуждения
Дебютант

В чём отличие опытного водителя от новичка?

Хотелось бы понять, почему возникают аварии на дорогах? Никто же специально не намерен их создавать. На дорогах абсолютное большинство опытных водителей. Как проявляется человеческий фактор в управлении?

Фото: Depositphotos

Я работаю старшим инструктором по вождению в одной из автошкол города Иркутска. Старший, скорее, не по возрасту, а по должности. Провожу собеседования при приёме на работу с потенциальными инструкторами по вождению. Сложное это дело — выбрать подходящего специалиста. Конечно, инструктор должен быть, прежде всего, опытным водителем с большим стажем работы без аварий.

Дальше одни вопросы:

  1. У опытного водителя могут отсутствовать навыки рефлексии собственного опыта. Ещё вопрос, чему проще научить: навыкам управления или выражать словами собственный опыт.
  2. Управленческий опыт может быть слишком индивидуальным, зависеть от личностных характеристик и уникальных ситуаций, в которых он сложился у инструктора. Даже превосходная рефлексия окажется здесь бесполезной.
  3. И самое главное. И у новичка без малейшего опыта уже существует в голове своё представление, как управлять автомобилем. Мы не знаем, как появился его первичный опыт: собственные наблюдения, где-то прочитал или кто-то сказал. Может быть, в генах сохранился опыт управления оленями. В этих собственных представлениях взрослого человека-ученика опыт инструктора может «буксовать».
В чём отличие опытного водителя от новичка?
Фото: Depositphotos

Недавно проводил опрос инструкторов из разных автошкол: в чём отличие опытного водителя от новичка?

Ответы не отличаются большим разнообразием, но всё же приведём несколько:

  • «Опытный водитель расслаблен и уверен в себе. Новичок нервничает и всегда чего-то ждет, опасается, старается предусмотреть всё».
  • «Водитель со стажем не суетится, спокойно и адекватно оценивает свои возможности».
  • «Движения все отработаны, можно думать о чем-то другом во время движения. Поэтому водителя со стажем видно сразу, он не мечется, техника отработана».
  • «Новичок всегда напряжен и сосредоточен на том, чтобы все сделать по правилам».

На мой взгляд, самое интересное мнение, объединяющее предыдущие:

  • «Водитель со стажем управляет автомобилем „на автопилоте“. Опытный водитель не обращает внимания на мелочи; важно, чтобы в целом было комфортно и безопасно».

Никто из инструкторов по вождению не сказал, что опытного водителя отличает более глубокое знание правил дорожного движения. В правилах дорожного движения нет разделения на мелочи и комфортное управление.

В чём отличие опытного водителя от новичка?
Фото: Depositphotos

Получается, это и на самом деле не самое важное, что позволяет понять причину аварий на дороге среди опытных водителей. Значимость информации о ситуации на дороге определяется не объективными причинами, а устройством руководящего «автопилота» у водителей.

Если объяснять причину аварий «человеческим фактором», то, кроме самого водителя, нужно представлять за рулём автомобиля достаточно многочисленную команду его инструкторов, создавших «автопилот». Многих из инструкторов уже нет в реальном мире по старости, но их голос звучит внутри водителя. У новичка ещё есть шанс стать опытным водителем, но водитель со стажем лишён даже малейшего шанса получить роль новичка.

Учёными проведён ряд экспериментов, доказывающих принципиальную неспособность людей правильно оценивать впечатление, производимое ими на окружающих. Каждый человек, обладая своим собственным уникальным опытом, невольно вкладывает в других эту «закрытую» информацию, когда пытается взглянуть на себя чужими глазами.

Проецирование управления автомашиной в условиях интенсивного движения через призму современных экспериментов позволяет сделать вывод:

  • в попытке оценить ситуацию на дороге опытные водители совершают систематическую ошибку;
  • и чем более уникальной является практика управления автомобилем у водителя, тем выше величина ошибки.
В чём отличие опытного водителя от новичка?
Фото: Depositphotos

Изменяются дороги, плотность движения, мощности автомобилей, но устройство «автопилота» в основном остаётся таким, каким оно было создано на первых пяти десятках тысяч километров. Мы замечаем, как быстро в последнее время обновляются технологии, и тем актуальнее проблема обновления руководящего «автопилота».

В загадочной области изменения «автопилота» выделим только один из способов — необходимость присутствия внешнего наблюдателя в процессе вождения автомобиля. Прислушайтесь к мнению попутчика о ваших навыках вождения, не стесняйтесь и сами высказывать своё мнение, оказавшись пассажиром. Конечно, когда это будет уместным.

Уникальный опыт или стандарты? Искусство. Следовать стандартам, обладая опытом.

Статья опубликована в выпуске 5.09.2008
Обновлено 18.02.2022

Комментарии (14):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • Э-э.., не раскрыта тема эйфории за рулём, хотя косвенно упомянуто, что она проявляется в конце приятной поездки на дальнюю дачу и в др. случаях. По каждому ДТП с летальным исходом надо бы давать представление на курсы, где получил права нарушитель.Особенно не стойки перед этой бестией ВИПы от искусства с повышенным проявлением чувств. Примеров тому много.Самое популярное нарушение ДТП - выезд на втречную полосУ. Как ни впаривают опасность такого маневра, а самоуверенные водятлы, как бабочки на свечку, испытыват судьбу таким опасным маневром. Почему упразднили Институт общественных инспекторов? Это всё проделки ДАМа, которому и ГАИ стало поперёк горлА и придумали зубодробительную абревиатуру ГИБэДэДэ, что означает тоже самое, только труднее произносится.И всё-равно говорят гаишник. Мой напарник-грузчик ,в прошлом инстуктор вождения, говаривал:"не спреши, а то успеешь." По-моему, всем надо перед поездкой чувствовать себя немножко курсантом на сдаче практического вождения. Статья полезная темой, оценка: 5.

  • Ирина Макеева Читатель 12 сентября 2008 в 13:00 отредактирован 21 мая 2018 в 19:05 Сообщить модератору

    Кроме "механического" автопилота, который управляет руками/ногами, есть еще "мыслительный" автопилот. Мыслительный автопилот управляет манерой поведения на дороге. Наблюдаю это явление сейчас на нас с мужем. Последние несколько лет мы оба водили очень мало. У него водительский стаж 20 лет, у меня 10 лет. И вот недавно, полгода назад, купили новую машинку и стали ездить каждый день. И выступаем друг у друга наблюдателями.
    Да, руки/ноги вспомнили движения, но и голова сильно влияет. Муж ведет себя на дороге так, как это было лет 10 назад: всех, где положено пропускает, ждет и т.п. Я стала водить по ситуации. В сплошном потоке сейчас люди часто уступают дорогу или пропускают вопреки правилам, особенно при поворотах налево или при перестройки из ряда в ряд.
    Что же касается вопроса, который задан в самом начале статьи - почему возникают аварии - мой ответ банальный: потому что некоторые не соблюдают ПДД.

  • Мне кажется, что у опытного водителя все движения, связанные непосредственно с управлением, уходят на подсознательный уровень. Руки-ноги действую механически, голова сама крутится в нужные стороны. Он не продумывает, как новичек, каждое движение и фильтрует дорожную обстановку более тщательно.

    Оценка статьи: 4

  • Как бы Вы прокомментировали информацию о том, что максимальное количество тяжёлых происшествий на транспорте (любом) происходит при возвращении, часто на последних километрах до дома?
    Мне кажется, никакими рациональными тренировками проблему последних километров не решить. Искусство вождения, превращая водителя в новичка, снижает планку требований к уровню его ремесла.

  • Согласен, что опытного водителя от новичка отличает наличие "автопилота". Я и сам год назад здесь писал об этом.
    Но не думаю, что этот "автопилот" формируется в течение первых пятидесяти тысяч проеханных километров. Я проехал, наверное, несколько миллионов километров, но мой "автопилот" постоянно совершенствуется. И дороги и машины уже не те, что были 40 лет назад.
    И мне пришлось за эти годы обучить не один десяток человек в качестве автоинструктора. Методика обучения тоже менялась. Конечно, автоинструктору мало знать и уметь самому, нужны педагогические способности и некоторые педагогические знания. Мне повезло - после окончания аспирантуры я одновременно преподавал физику в университете, тренировал автоспортсменов и обучал начинающих водителей. И в каждом из этих трёх направлений применял методы, опыт и практические примеры из двух других.
    И сейчас, обучая водителей, готовлюсь к занятиям, продолжаю учиться и сам.

    • Не знал об этой статье. Я смотрел рубрику «работа, бизнес, карьера», «Авто-мото» - просто не приходило в голову, свои шаблоны. Рубрику выбирает редактор.
      Мне кажется, что выводы мы делаем противоположные. У Вас – совершенствование «автопилота», у меня – необходимость периодического размораживания «автопилота». В частности, с помощью внешнего наблюдателя (необходимое условие).
      Например, провёл более двухсот собеседований при приёме на работу. Даже непрерывно совершенствовался в этом, но внешний наблюдатель (Юрий) обратил внимание на то, что постоянно проскакивало сквозь мембрану.
      Расхождение где-то в Вашей фразе: «… мастерство – одновременно и ремесло, и высокое искусство». Ремесло и искусство диаметрально противоположны.
      Очень приятно встретить коллегу , спасибо за комментарий.

  • "Провожу собеседования по приёму на работу с потенциальными инструкторами по вождению."

    Пожалуй, понятнее и лучше:... при приёме ...

  • Как хорошо сошлись в один момент здесь две статьи - одна от начинающего водителя, другая - от инструктора.

    Оценка статьи: 5