• Мнения
  • |
  • Обсуждения
Подкаст
Марк Блау Грандмастер

Почему Грузия так называется?

Самоназвание грузин — «картвели», свою родину они называют «сакартвело». Но соседи зовут эту страну совсем по-другому. Русские — Грузией, мусульмане — Гюрджистан. В европейских же странах название для Грузии — Георгия, или на английский манер — Джорджия. Созвучие с американским штатом не раз приводило ко всякого рода забавным недоразумениям.

И. К. Айвазовский, «Река Риони. Грузия», 1870-е гг. Фото: artchive.ru

Собственно говоря, это обычное явление. К примеру, Германия для немцев — Дойчланд, для испанцев — Алемания. Страну, которую народ, ее населяющий, зовет Мадьяроршаг, окружающие народы называют и Унгарн, и Угорщина, и Хунгария, и Венгрия. Россия тоже для латышей Кревия, для финнов — Веная, а для эстонцев — Венемаа. Поскольку славянскими соседями у балтийских народов были племена кривичей, а у финских — венедов. Славянское же племя «русь», давшее впоследствии имя русскому народу, северо-западным соседям было неведомо, поскольку проживало далеко на юге, у Днепра.

Как видим, чтобы разобраться в причинах такой «разноголосицы», следует заглянуть в историю. Поищем и мы ответ на свой вопрос в истории Грузии.

Эту страну в древности греки называли Колхидой и Иверией. Очень рано, в начале IV века, она приняла христианство в качестве государственной религии. Это был вполне осознанный государственный акт. Страна находилась между двух могучих государств: Византийской империей и Персией. Принимая христианство, а не зороастризм, местный царь Мириан III выбирал и более сильного покровителя.

Бодбийский монастырь в Кахетии — православный монастырь, в нём покоятся мощи просветительницы Грузии святой равноапостольной Нины
Бодбийский монастырь в Кахетии — православный монастырь, в нём покоятся мощи просветительницы Грузии святой равноапостольной Нины
Фото: Kober, ru.wikipedia.org

Принятие христианства на территории нынешней Грузии связывают с апостольскими трудами святой Нины. Христианская просветительница находилась в родстве со святым Георгием Победоносцем. Поэтому святой Георгий стал небесным покровителем нового христианского государства, а само это государство стало называть себя страной святого Георгия — Георгией. Под таким именем оно и стало известно в христианской метрополии — в Византии.

Святой Георгий, византийский воин и христианский мученик — личность историческая. Но его образ довольно скоро стал легендарным, впитав в себя, в частности, греческие мифы о Персее, поборовшем свирепого дракона. Это вполне объяснимо. Место героического подвига Персея — порт Яффа. Георгий жил и погиб в городе Лидда (нынче это два «сросшихся» израильских города Лод и Рамле). Расстояние между ними — километров тридцать, не больше. Для хорошей легенды — не помеха.

Святой Великомученик Георгий Победоносец. Фреска церкви Спасителя в деревне Мацхвариши, Сванетия, Грузия, 1142 год. Иконописец Микаэл Маглакелидзе
Святой Великомученик Георгий Победоносец. Фреска церкви Спасителя в деревне Мацхвариши, Сванетия, Грузия, 1142 год. Иконописец Микаэл Маглакелидзе
Фото: commons.wikimedia.org

Легендарного Георгия-драконоборца почитали не только христиане. У арабов он известен под именем Джирджис, а у персов — Гюрджис. Поэтому южные и восточные соседи стали называть страну святого Георгия Гюрджистаном.

Персидское произношение имени святого Георгия не так далеко от оригинала, как может показаться. Греческое имя Георгий («земледелец») произносилось византийцами как «Гюргиос». В таком виде, кстати, его вместе с христианством восприняли и на Руси. Из этого корня, «Гюргий», произошли два внешне не похожих русских имени: Георгий и Юрий. Имена разные, но небесный покровитель один.

Надо сказать, что надежды грузинских царей на то, что благодаря христианству они получат поддержку сильной Византии против сильной Персии, не оправдались. Так же, кстати, как и надежды царей Армении. Эти страны находились на самом краю геополитических интересов Византийской империи. Константинополь избегал ввязываться в войну с Персией из-за весьма проблематичных вассальных царств где-то в горах Кавказа. Пусть даже и христианских. Стране святого Георгия предстояла нелегкая борьба за выживание, в которой приходилось рассчитывать только на себя, да еще на своего небесного заступника.


Роскомнадзор: сайт youtube.com нарушает законодательство РФ


Русские на Кавказ пришли не через горные перевалы, а вдоль Каспийского моря. Долгая война России с Персией за Дербент и Каспий очень живо (я бы даже сказал, смешно) описана Ю. Тыняновым в романе «Смерть Вазир-мухтара» в небольшой главе, начинающейся словами: «В самом деле, что же такое Кавказ?» Именно тогда, пожалуй, русские узнали о существовании христианского царства «Гурджистан», где живут «гурджины». Довольно скоро в русском языке «гурджины» превратились в «грузинов», а страна, которую они населяют, соответственно, в «Грузию».

Время проникновения Российской империи на Кавказ было для Грузии воистину судьбоносным. Страна была со всех сторон окружена могучими мусульманскими странами, Османской империей и Персией. Без помощи извне ей суждено было погибнуть. Грузинские цари обращались к императрице Екатерине II с отчаянными просьбами о спасении. Но подобно византийским императорам, царица не видела особой пользы в присоединении к своей империи закавказского христианского анклава. Грузинское посольство безвыездно находилось в Москве (там, где сейчас расположены Большая и Малая Грузинские улицы). Однако постоянно подаваемые просьбы о защите Грузинского царства оставались без последствий.

Вардзиа — пещерный монастырский комплекс XII—XIII вв. на юге Грузии
Вардзиа — пещерный монастырский комплекс XII—XIII вв. на юге Грузии
Фото: Depositphotos

Присоединение Картлинских и Кахетинских земель к России произошло только в 1801 году, в царствование императора Павла I. Причиной такого решения было, по-видимому, стремление императора поступать не так, как ненавидимая им матушка, а прямо противоположным образом.

Грузия была спасена, Россия ввязалась в вечную войну на Кавказе, а русская литература получила в свое распоряжение романтический край, где происходило действие немалого количества поэм, повестей и романов. Даже два края: дикий Кавказ — место для военных подвигов и разбоя; и совсем не русскую, уже принадлежащую сказочному Востоку, но близкую по вере, теплую и дружелюбную Грузию — страну святого Георгия.

Статья опубликована в выпуске 22.07.2009
Обновлено 6.05.2022

Комментарии (70):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • Ясон Афонский Читатель 11 февраля 2021 в 23:43 отредактирован 12 февраля 2021 в 00:08 Сообщить модератору

    В грузино-русском словаре Д.Чубинова, который удалось переиздать благодаря наступившей в горбачёвскую эпоху свободе печати (спасибо М.Горбачёву), есть неизвестные современным грузинам слова "джорджи" и "джорджанэли". Перевод этих слов - "грузин". Д.Чубинов считает эти слова арабизмами в грузинском. Скорее всего, арабы так услышали турецкое сл. "гюрджи". ГЮРДЖИ = ДЖОРДЖИ.
    Сл. Georgia, заместившее слова Иберия и Колхида, происходит от имени св. вмч. Георгия (George) Победоносца, Покровителя Грузии, двоюродного брата св. равноап. Нины, Просветительницы Грузии. Смысл названия – земля св. Георгия.
    Георгий - вот помогающий копьём, от груз. "ргэба rgeba" – помогать, гэони geoni" – копьё, «аи ai» - вот.
    ГЕО = ГЭО, РГ = РГ, ИЙ = АЙ
    Действительно, помогавшего людям св. вмч. Георгия Победоносца, как правило, изображают с копьём.
    Для перевода был использован словарь Д.Чубинова.
    Для получения груз. написания надо перевести лат. буквы в AcadMtavr.

  • Мария Осипова Читатель 17 марта 2016 в 20:14 отредактирован 25 мая 2018 в 06:16 Сообщить модератору

    Дорогие мои соотечественники! Мне обидно, что вы продолжаете считать нашу страну империей, Раем на земле, источником происхождения всего доброго. Я патриот, но я гляжу прямо на историю, а не через "а вот у нас, а вот мы, да мы вообще...!" и тд. Забудьте, отрезвитесь, изучайте мир самостоятельно, а не через подобного рода статьи. Итак:
    1) "Гюржди" на турецком означает "волк", и турки, называя Грузию Гюрджистаном, навеют ее не иначе, как "страна волков" за отвагу и непоколебимость грузинских воинов, с которыми туркам пришлось ой как намучиться. Элементарно - гугл переводчик, да и у любого турка спросите.
    2) в 1775 году (если я не ошибаюсь) Грузия подписала с Россией пресловутый Георгиевский трактат. Поинтересуйтесь у грузин, что они об этом вообще думают. Современные историки (особенно европейские) давно сказали о том, что Россия в этом случае выступила не страной-освободителницей и защитницей грузинского народа, как нас учили с вами в школе, а страной-поработительницей. Грузия подписала договор с Россией об оказании помощи (!), а не о присоединении, элементарный военный договор, которые и мы сейчас повсеместно заключаем. Вместо этого русские поперли на страну и оккупировали ее, да еще и помощь военную при борьбе с турками не оказали. Вот такие мы с вами помощники и защитники.
    Потом, по поводу названия. Вы меня извините, но русские никакого отношения к происхождению Иверии не относятся хотя бы потому, что она возникла около 5 тысяч лет назад. А в 4м тысячелетии до н.э.,когда на просторах наших долин мы еще камень о камень ударяли, чтобы огонь развести, в столице Иверии УЖЕ была канализация. Это так, к слову. Потом, загляните в тот же Георгиевский трактат 1775 года, Грузия там все еще называется Иверией, так что никакой ахинеи о происхождении названия Грузии как "Рузии" и "Руссии", "Горной Руссии" даже и не могло быть .
    Откуда же в самом деле взялось название? В 19 веке в нашей все-таки любимой, хоть и много ошибающейся, России, был такой святой Серафим Соровский. Он очень любил Грузию и ее народ за неотступление от традиций, хоть и не разу там не был. Он, зная, как сильно была намучена эта страна сначала персами и турками , а потом и русскими, зная, сколько тысяч грузинских мучеников пролили свою кровь за православную веру, так и сказал, что народ этот всю свою историю тащит тяжелейший Груз... Грузия. Название настолько прижилось, что и сейчас его используют.
    P.S. Не называйте грузин малым народом, этот народ во многом нас опережает. Маленькая, но Великая страна, дай Бог ей сил

    • Алексей Петров Читатель 28 сентября 2018 в 15:46 отредактирован 29 сентября 2018 в 14:28 Сообщить модератору

      Какой ты патриот? то, что ты написала - грязное враньё. не может быть патриотом тот, кто ненавидит свою страну, кто обливает грязью своих предков.
      Да, трактат в 1775-м году был заключён, но зачем? А затем, что правитель Ахалцыхского пашалыка стал активно пытаться поставить Картли и Иверию(грузии тогда ещё не было)под своё влияние. Из-за продвижения России на Кавказ был перекрыт основной источник дохода - торговли рабами, которых горцы уводили из приграничных районов. Источник доходов исчез, как жить дальше тем, кто столетиями ТОЛЬКО этим и занимался. Именно в это время тысячи !!! жителей Картли и Иверии начинают попадать на османские рынки в качестве рабов. Грузинские князья сотнями уезжают на постоянное жительство в Россию. Именно тогда в России количество грузинских князей в сотню раз начинает превышать русских князей. Многие из них были нищими. У князя, никогда ничего не умевшего делать, было только два пути - идти на военную службу, или искать выгодную партию для своих детей. Многие обеспеченные купцы, фабриканты, помещики в это время породнились - кто ж не захочет породниться с княжеским родом? Очень быстро грузинская партия проникла в высшие эшелоны власти страны, в высший генералитет, даже во главе армий стали стоять. Россия начинала большую войну с Турцией - за Крым, за северное причерноморье. И ей на самом деле было глубоко .... на какую-то там страну на Кавказе, с которой не было даже общей границы. Но Екатерину новые граждане нашей страны убедили, что нужно:
      1.помочь
      2.предвосхитить захват страны Турцией, не дав ей возможность продвинуться на Кавказе.
      плевать на самом деле должно было России. И уже кто должен был заботиться о том, чтобы Картли не ушла к Турции - так это Персия. Её царь Ираклий был видным персидским военочальником, дошедшим в составе персидских войск до самой Индии. И именно он, должен был участвовать в избрании шаха Персии.
      Именно отказ Ираклия признавать нового Шаха Персии и стало причиной похода Персидских войск в 1795-м году.
      Ираклий на столько уверовал в то, что Персия побоится на него напасть, что даже сам пошёл на захват Гянжи, которая, кстати тоже было отдельной страной. С 10-ю тысячами войска против почти стотысячного персидского...
      До этого момента Россия вообще никак себя в Грузии не проявляла.
      Персы практически уничтожили Тифлис, убив огромное количество жителей. И только после этого, выполняя, как раз договор - Георгиевский трактат, Россия послала войска на Кавказ, чтобы защитить Ираклия и наказать Персию. Поход 1796-года возглавил брат фаворита Екатерины - 26 летний генерал Зубов, которого даги и татары прозвали Кызыл-Аяг из-за одной ноги, которую он потерял в боях в Польше....
      Сколько русских в том походе погибло знаете? а ради чего? ради выполнения этого трактата. Многие города, например, Баку, сдавались без боя, но погибших тем не менее было достаточно много, как это всегда бывает на войне. За Грузию погибли, не за Россию. После этого похода Россия не получила никаких территориальных приобретений. страна-поработительница... зачем, и главное для чего писать эту выдуманную грязь?
      - русские не имеют отношения к Иверии. Да Вы кто, чтобы так рассуждать? Наберите в интернете поиск Тифлиский эмират. - Тифлис с пригородами - вот и всё что было бы от Иверии, если бы не Россия.
      А насчет того, что в трактате Грузия называется Иверия, так это только доказывает то, что Грузию создала Россия. А как там должно было быть написано, если Ираклий был царь именно только Иверии, и не имел никакого отношения н

    • Мария Осипова, "... И у разрушенных ворот: // такой-то царь в такой-то год // вручил России свой народ". Я не огласНен с Вашей трактовкой "грузинской истории". Кабы не было этого "завоевания и оккупации", не было бы плодотворного результата этого "напастья" и таких строчек:
      "Мы приехали в Тбилиси. // Все мы там перепилися: // Шо-то пили, шо-то ели...// словом,- Шота Руставели" (М. Светлов о юбилее ШР)

      Оценка статьи: 5

      • Сергей Дмитриев, ну зачем ворошить давние посты?
        Дела давно минувших дней, преданья старины глубокой...
        И Георгиевский трактат скоро превратится не в прием Грузии под покровительство России, а в равноправный договор о военной помощи - муравьи, когда на них напали, договорились с живущим недалеко медведем, что он отгонит всех, кто нападает на муравейник и впредь будет их охранять, а уж если кто на слона нападет, так они, муравьи - ого-го!!!!

  • Николай Славянинов Читатель 13 ноября 2015 в 19:48 отредактирован 25 мая 2018 в 09:11 Сообщить модератору

    Здравствуйте!
    Из статьи и из комментариев так и нет ответа, из какого языка (языков) родилось название Грузия (именно в таком сочетании).
    Позвольте поделиться следующей версией (являющейся предположением - и потому полностью открытой для дискуссии).
    До крещения (и ещё долгое время после крещения) на территориях бескрайней Русской равнины использовались языки Уральской и Алтайской языковых семей. На финских, угорских и тюркских наречиях говорили не только на тех территориях, где на них говорят сейчас, но и в Киеве и Москве.
    Если реконструировать слово Русь из финно-угорских языков, то название могло иметь значение "кулак, военная сила, княжество" - см. http : / / new-etymology . livejournal . com / 4341 . html
    В языках Уральской и Алтайской групп практически отсутствуют приставки, любое слово начинается с корневого слога.
    Наличие двух согласных вначале слова означает наличие приставки (напр., С-(Ш-), К-(Г-), которую необходимо отбрасывать, чтобы прийти к корневому смысловому слову (см., например, http : / / new-etymology . livejournal . com / 4787 . html )
    В случае с этнонимом Грузия необходимо отбросить приставку Г-, чтобы прийти к корневому слову Руссия (в вероятном значении "объединение княжеств").
    Альтернативно - в бывших чудских и ижорских землях имеется топоним Грузино (деревня во Всеволожском районе Лен.обл.; село в Чудовском районе Новгородской обл.). С чудского наречия расшифровываются они с помощью следующих слов: kruus [крус, груз] - гравий; kruusane [крусане, грузане] - состоящий из гравия (разрушенных камней) - в свою очередь образованные от слов без приставки k- rususta(ma) [русуста(ма), рузуста(ма)] - разрушать, разрушить, разгромить, сокрушить, крушить, уничтожить; rusustu(ma) [русусту(ма)], рузусту(ма)] - разрушаться, разрушиться, сокрушиться, развалиться; rusu [русу, рузу] - обломки, руины, развалины - являющихся корневыми и для слова "Русь" в значении "кулак", "военная сила".
    С уважением,
    Николай

  • Gleb Odessa Читатель 30 июля 2015 в 08:52 отредактирован 26 мая 2018 в 11:47 Сообщить модератору

    И опять Россия всех "спасла" и оказала помощь, как сейчас оказывает "помощь" Украине, до того Грузии, Абхазии, Молдавии и еще порядка 50 десяти военных конфликтов. Хорошая статья, на первые пол страницы.

  • Язык меняется

    Марк Блау, раньше мальчика называли Юрий, юношу- Егор, а взрослого- Георгий.
    Но язык меняется, приходилось держать в руках паспорт с отчеством Вовович, и другие, с именами Сашок, Коля...

    • Владимир Иванович Пресняков, раньше (кстати, вы б очертили временнЫе рамки своего "раньше"), в народной традиции, между прочим, не то что мальчика-юношу - самого святого звали: Егорий. Того самого, который на гербе Москвы. Иосифа без вариантов нарекали Осипом, Иакова - Яковом, Параскеву - только Прасковьей... И такое "изменение" языка держалось в росс. традиции веками.
      Бывали среди местных князей всевозможные Юрии, тот же Долгорукий - не прожил же всю жизнь он юношей?
      А Вововичи, Володьевны - такие отчества, образованные из паспортных Вов и Володь, получались не от изменения языка, а от того, что именаречение производили не носители языка. Я такое наблюдала среди армян.

  • Марина Смирнова Читатель 24 августа 2011 в 09:09 отредактирован 26 мая 2018 в 12:33 Сообщить модератору
    А ничего что...

    что подкаст читается по теме "Удивительные факты о зрении животных". Исправьте ошибочку!!!

  • Елена Каверда Читатель 6 августа 2009 в 09:33 отредактирован 23 мая 2018 в 07:58 Сообщить модератору
    Почему Грузия так называется?

    читать дальше →

  • виктория денисова Читатель 5 августа 2009 в 20:08 отредактирован 5 августа 2009 в 20:16 Сообщить модератору
    ну сколько можно!

    Я конечно понимаю,что есть масса "товарисчей" ,которые уверены что Грузия,равно как и другие страны ,близкие и дальние,пошли от Руси. Дело ваше. Предлагаю продолжить ваши изыскания в темах:
    "Русь-предтеча Месопотамии","Древние предки славян на планете Нибиру", "Атлантида была в подмосковье"и т.д. Желаю Вам не останавливаться на достигнутых успехах и продолжить лингвистические исследования дальнего космоса.
    P.S. В Грузии много населенных пунктов с названием от Ru - (Heretis Rustavi ,Ruisi)и т.д. Грузинское Ru это действительно ручей, но если вы думаете,что в той местности их нет-загляните в справочники.)
    Американцы назвали ручей "creek" (KRIK) потому,что древние русичи там кричали.))???

  • Елена Каверда Читатель 5 августа 2009 в 19:18 отредактирован 6 августа 2009 в 10:59 Сообщить модератору
    Почему Грузия так называется

    читать дальше →

    • Елена Каверда, Несколько сдержанных замечаний
      1. у вас нет ни одной даты или названия исторических периодов, ни одного имени правителей - в общем никакой конкретики - похоже на бабские домыслы.
      2. Не понятно, что вы понимаете под Русия - территорию, народ, всех людей, которые были правшами ????
      3. Не надо религии, хорошо???

      PS Задорновщина завоевывает умы. Не думал юморист, смеющийся над тупостью америкосов, о такой реакции на его юмор.

      Оценка статьи: 5

  • Hannah Driver Читатель 5 августа 2009 в 16:04 отредактирован 23 мая 2018 в 07:47 Сообщить модератору

    Велеколепная статья, только по испанский Германия - Алемания.
    А страна Грузия просто волшебная.

  • Константин Липских Константин Липских Дебютант 26 июля 2009 в 21:05 отредактирован 26 июля 2009 в 22:31 Сообщить модератору

    читать дальше →

    • Константин Липских, Вы не статью обсуждаете, а высказываете альтернативное мнение. Нажмите ссылку "Добавить статью" или "Добавить сообщение в блог", напишите, что угодно, на своей странице и положите сюда ссылку. Другие Ваши комментарии в этой ветке будут удаляться.

    • Константин Липских, по-мордовски "мон" - "я".
      А в городских базарных торговцев превратились многие в прошлом гордые воины. Разбогатели и обленились на покое. Японцам когда-то было не до роскоши и праздности, а теперь? А китайцы? Была великая империя, науки, искусства, ремёсла, грандиозные проекты, свершения, завоевания, а теперь они похожи на муравьёв из "Мёртвых листьев".

  • Почему Грузия?

    Марк Блау объяснил, почему Грузия называется Георгия, но так и не объяснил, почему она называется ГРУЗИЯ.
    Первоначально эта территория (не страна и не государство) называлась Горусией (ГОрной РУСЬЮ), за которой начиналась ЯРОВАЯ РУСЬ.
    ЯР - Бог русского языческого пантеона (откуда ЯРИЛО), зооморфным изображением которого был Сокол, а точнее БЕРКУТ.
    Само название "беркут" происходит от определения ЁРКИЙ, ЮРКИЙ. И от этого же происходят имена ЮРКА, ЮРИК, РЮРИК (из рода Беркутов). Беркут же считается хорошим змееловом, откуда и параллель с легендами о борьбе БЕРКА (Ге/о/рга) со змеем (драконом).
    Другое название этой же территории (закавказье) ЯРМЕНИЯ - от ЯРа МЕНы - люди Яра, которая, судя по древним картам, простиралась от моря до моря. Напоминаю, тогда деления на нынешние государства-карлики ещё не было.
    Потом из Азии на территорию ГорнойРУСИИ и ЯРаМЕНИИ стали проникать "картавелы" (картавили, картавые) и "кахеты" (кахающие) которые, поселившись среди людей Яра и русов с гор, вначале внушили им мысль о "независимости", а потом частью вытеснили людей Яра и горных русов, а частью ассимилировали, заставив забыть родовую веру и собственные корни, подсунув новых Богов.
    А когда произошло отделение, а за ним и разделение на отдельно Грусию (Грузию), и отдельно Армению (а потом и на отдельные враждующие между собой княжества), великие азиатские империи начали гонять жителей закавказья, как овец, пока те не вернулись в лоно Руси-России.
    Так что, история не начинается с принятия христианства. Она начинается с древних языческих Богов, которые, по преданиям, являлись родоначальниками народов.
    Таким был ЯР - огонь.
    Небесное проявление - ЯРИЛО (солнце) и РА (свет).
    Земное проявление - АГНИ (АГАНИ) и КРЕС.
    Зооморфный образ - Ярел (орёл), Беркут и Кречет (семейство Соколов) /Змеелов/.
    Человекоподобный образ - Ярий, Юрий /Драконоборец/.
    Потомки Яра - Ярии и Расы.
    Почитатели Яра - Яра Мены /Маны/ или Па Агани, или Крес Тяне.
    Время рождения Яра (РождЕство) - 25 декабря (первый удлинённый день), начало солнечного года.
    Месяц победы Яра над Мареной (в образе змея) - ЯРиТ (МАРТ) - начало земледельческого года.
    Символ Яра - восьмиконечный крест (восьмиконечная звезда).

    • Константин Липских, Это вы серьезно? Задорнов отдыхает. Был тут товарисч Бершадский, который утверждал (кстати - так же логично, как и вы), что все названия (и языки) произошли от еврейского, тут же приводил из Торры (или из какого-то другого источника) написание по еврейски, все значения и смыслы, которые, действительно, что-то отдаленно напоминали. Навскидку попытался найти его рассуждения (было в середине-ближе к концу 2008 года) - не нашел. Кстати, тогда ЛЯХ он перевел с еврейского как мокрица, а поскольку так когда-то называли поляков и в Польше много болот, как он тогда писал, то все логично не менее логично, чем у вас.

      Оценка статьи: 5

      • читать дальше →

        • Марианна Власова, Зря удалили - можно было бы для примера оставить - как раз для таких комментариев. Боюсь, я у себя тоже удалил.
          Согласен с вами - разговор перешел в самое гнилое направление - национальности (кто первее/главнее...) + религия (см. Елена Каверда).
          Очень сожалею, т.к. статья очень интересная и с пяток комментариев - тоже познавательны.

          Оценка статьи: 5

    • Бред сивой кобылы.

      Константин Липских,
      Сколько подобного бреда появляется, находя всякие подобия в словах, доказывающих, что и этруски были русские и русские вообще означает божий народ и Русь - рай.
      Константин Липский опубликовал в своём комментарии очередной подобный бред.
      Мракобесие проникает в интернет и это не есть хорошо.

      • Константин Липских Константин Липских Дебютант 25 июля 2009 в 18:18 отредактирован 25 июля 2009 в 18:22 Сообщить модератору

        Вячеслав Кутейников, объявлять что-то бредом, без весомых доказательств этого, неэтично. Если Вы наываете меня "сивой кобылой", то это прямое оскорбление, на которое должны отреагировать админы.
        ***
        Или Вы употребляете слова, не имея представления об их смысле?
        В таком случае советую Вам не ограничиваться знанием истории на 1,5 тысячи лет вглубь, хотя бы потому, что по славянскому календарю сейчас идёт вторая половина восьмого тысячелетия.
        А наличие календаря и летоисчисления подразумевает наличие астрономии, математики и письма, наличие которого у славян отвергают нынешние историки.
        Вот когда Вы сможете рассказать, что делали славяне от начала летоисчисления (7,5 тысяч лет назад) до начала нового летоисчисления (от рождения Христа), получите право критиковать точки зрения, не совпадающие с Вашей.
        ***
        Да ладно. Попробуйте "раскопать" не историю славян, а историю своего рода (фамилии) хотя бы на 12 поколений назад.
        Удачи Вам.

        • Люба Мельник Бывший модератор 25 июля 2009 в 19:31 отредактирован 25 июля 2009 в 19:33 Сообщить модератору

          читать дальше →

          • Константин Липских Константин Липских Дебютант 25 июля 2009 в 23:41 отредактирован 26 июля 2009 в 22:31 Сообщить модератору

            читать дальше →

            • Константин, имейте самоуважение: "Надеюсь, здесь эта ваша беседа с Вячеславом продолжаться не будет, в блоге статьи обсуждается статья". И после этого, Вы про ариев, Индию и гаплогруппы

              Что остается?! Желать Вам терпения, Люба!!! Я-то вынуждено отписался, а Вам каково?

              Оценка статьи: 5

  • Комментарий удален
    • Армен Ананян Армен Ананян Профессионал 24 июля 2009 в 11:41 отредактирован 24 июля 2009 в 17:47 Сообщить модератору

      Мэг Казанцева, я искренне надеялся, что редакция "ШЖ" прервет эту так называемую "дискуссию". читать дальше →

      Оценка статьи: 5

  • А в сказке "Ашик-Кериб" Святого Георгия называют Хадерилиаз. Можно прояснить это обстоятельство?
    Кста, мой сосед давно увлекается историей Грузии, я счас повсюду для него материалы скачиваю и распечатываю.

  • виктория денисова Читатель 22 июля 2009 в 17:08 отредактирован 23 мая 2018 в 07:48 Сообщить модератору
    Георгиа

    Позвольте с Вами не согласится.
    Общеизвестно,что назвали георгианами грузин ,а страну соответственно Георгией греки. А греки общались именно с населением Колхиды (вспомним Золотое Руно). А как сами себя называли и называют жители Колхиды-Колхи? Они и сейчас себя называют "маргали" ,что трансформировалось в русском как мингрел. А в переводе маргали означает....земледелец. (дословно с мингрельского-человек,который сажает(растения)).
    Итак греческое георгиан- калька с самоназвания колхов .Приплыли греки-спросили вы кто? колхи ответили:"земледельцы" и греки просто перевели слово на греческий. Это название перекинулось с Западной Грузии и на Восточную .Так слово "Георгия" и пошло в мир.

    • виктория денисова,
      Абсолютно правильно и без всяких новомодных и старых глупых фокусов.
      Георгий с греческого землепашец. А греки очень давно в теперешнюю Грузию ходили, скажем, за золотым руном, и назвали их землепашцами, т.е. герогиями. Отсюда Джорджия - Грузия.

      • ХХХ

        Вячеслав Кутейников, греки не только в закавказье ходили, но и на север, где жили те, кого они называли Скифами-землепашцами. Но почему же тогда на северном причерноморье нет этнонимов "георгия", или "джорджия"?
        Зато есть ГЕРМАНИЯ (а в кахающем произношении "Й"="Х", и "А"="Е" - ХЕРМАНИЯ), старинное название которой ПРУСИЯ (Поморская РУСИЯ). Кстати, Балтийское море, до прихода туда племён "дойче", называлось морем Яра.
        С приходом туда "кахающих" племён, для которых верховным божеством был Баал, море поменяло название на БаалаТика(Балтика).

  • господин Лоскутников, на каком основании вы берётесь судить мой круг общения, мою жизнь в целом? Мы с вами лично не знакомы, и слава Аллаху. Прошу заметить, что я вас не оскорбляла. Вам не понравилось, что я не согласна с политикой преподнесения истории русскими исследователями за последние 100 лет? Это ваше право, и не вам меня судить.

    А за подобные высказывания не помешало бы извиниться. К слову, по возрасту судят лишь недалёкие собеседники.

  • Русь не славянское племя вообще.

    Если верить Карамзину и его "Истоии государства Российского". Русь - название скандинавской деревеньки, откуда пришли по просьбе новгородыев княжить нами скандинавские князья со дружинами. И первоначально название русский (из селения Русь) отосилось именно к ним, а не к славянам. Возможно именно поэтому, как Вы говорите, соседи и не знали такого русского племени русь, потому, что его просто не существовало никогда.

  • Марк Блау, я не совсем уверенна, что латыши зовут Россию иначе по причине иного названия славянских племён, обитавши рядом с ними. Дело в том, что я говорю по-латышски, и общалась с очень пожилыми латышами на эту тему. Они не любят русских, Россию, и зовут её КрЫвия, как бы кривая. Страна кривых что ли. Возможно, у вас более достоверная информация, однако я склонна доверять коренным жителям больше, чем учебникам истории.. В них столько всего переврали....

  • Для испанцев Германия - Алемания. Исправьте, пожалуйста.

  • Марк Блау, хорошая работа! Тимур, и мне пришли в сразу в голову эти знаменитые строки.
    Кстати, по-армянски, Грузия - "Врастан", дословно - Страна наверху.
    О Святой Нине. Св. Нина (276-325), - просветительница Грузии, родилась в Каппадокии, детство провела в Иерусалиме, затем жила в Риме. В период правления Диоклетиана Нина покинула Рим и пришла в Армению. Богородица явилась ей во сне, вручила крест из виноградных лоз и велела идти в Иберию для проповеди христианства. Нина перешла в Иберию и три года проповедовала благую весть в Мцхете. Когда в 301 г. армянский царь Трдат III провозгласил христианство государственной религией своей страны, Григор Просветитель по просьбе Нины и исцеленного ею грузинского царя послал в Иберию священников для проповеди христианства. Крест, данный Нине Богородицей, хранится в тбилисском Сионском соборе.

    Оценка статьи: 5

  • Марк Блау, очень интересно и познавательно!

    русская литература получила в свое распоряжение романтический край, где происходило действие немалого количества поэм, повестей и романов

    Из любимейших у Александра Сергеевича Пушкина:
    читать дальше →

    Оценка статьи: 5

  • Очень интересно! Я знал о двояких названиях некоторых стран, и давно уже хотел покопаться в интернете, и разузнать от чего пошли разные названия, только такой полной и подробной информации, я не находил. Спасибо!

    Владимир Лоскутников писал: Вряд ли когда-либо существовало племя под названием "русь".

    А вспомните великих древних Русичей.

    • Вячеслав Кутейников Вячеслав Кутейников Читатель 25 июля 2009 в 07:50 отредактирован 25 июля 2009 в 07:51 Сообщить модератору
      Славянского племени русичей никогда не существовало

      Сергей Семёнов,
      Это Вы их помните, русичей? Хорошая у Вас память, я не помню.
      Кривичи были, поляне были, древляне были, а славянского племени русичей не было. Не сочиняйте.

    • Сергей Семёнов,
      Немало стран, у которых не два или три, а больше названий. Есть совершенно разные страны с одним названием. Для того, чтобы знать это, надо книги читать. Серьезной информации в интернете, не зная основ, не найти. Русичи, хоть великие, хоть нет, понятие поэтическое, книжное. Писать об этом в "Школе жизни" просто несерьезно. То, как возникло название "Русь", потребует чуть больше шести тысяч знаков. И эта тема совсем не для тусовок. Мне смешно деление на мастеров и практикантов. По большей части материалы в "Школе жизни" неинтересные, не серьезные, как и так называемые мастера. Никак не доберусь отказаться от рассылки. Такое впечатление, что девочки собрали в интернете очередную тусовку. Мне статья о названии Грузии абсолютно неинтересна. Это элементарная тема, еще со школы мне известная. Совсем не интересно приводить здесь названия стран.

  • Владимир  Лоскутников Владимир Лоскутников Дебютант 22 июля 2009 в 08:25 отредактирован 22 июля 2009 в 08:26 Сообщить модератору

    Никогда итальянцы и испанцы не называли Германию - Тедеска. Для французов это Альмань, для испанцев - Алемания, для итальянцев - Джермания. Вряд ли когда-либо существовало племя под названием "русь". К сожалению, допускаемый "Школой жизни" объем не позволяет коснуться происхождения этого имени. А со святым Георгием, извините, христианство слямзило старинную легенду о воине, побеждающем змея. Этот образ существовал еще за полторы - две тысячи лет до нашей эры (не до рождества христова) у хеттов в Анатолии.

  • Handy   Translations Handy Translations Читатель 22 июля 2009 в 02:51 отредактирован 22 июля 2009 в 02:55 Сообщить модератору
    спасибо

    было приятно почитать...
    вот только недавно смотрел достойный фильм на эту тему...

    http://kinozal.tv/details.php?id=299867

    Оценка статьи: 5

  • 5

    Очень интересная статья!

    Оценка статьи: 5

  • Интереснейший экскурс.

    Оценка статьи: 5