• Мнения
  • |
  • Обсуждения
Подкаст
Александр Грачёв Профессионал

Что нам известно об истории строительства московского метрополитена?

Каждое утро, каждый день и каждый вечер, толпы людей спускаются под землю, а затем снова поднимаются наверх. Для москвичей метро стало обычным делом, и большинство даже не задумывается о том, какую богатую историю хранит в себе московский метрополитен и какие тайны скрывает…

Viacheslav Lopatin Shutterstock.com

Вообще, если представить себе всю сеть туннелей, станций, переходов и т. д., складывается впечатление, что под Москвой находится ещё один город — настолько грандиозные масштабы имеет эта сеть подземных коммуникаций.

Начнем с начала. Первое событие всего мирового метростроения произошло в 1863-м году, когда в Лондоне запустили первый участок «внеуличной железной дороги», протяженностью 3,6 км. В 1890 году произошло еще одно решающее для метростроения событие. На подземной части Южно-Лондонской линии была введена электротяга поездов. К этому времени население Москвы превысило миллион человек, и перед правительством встал вопрос о строительстве метрополитена.

Строительство планировалось, начиная с 1898 г, когда выпускник Петербургского института инженеров путей сообщения Г. Д. Дубелир защитил дипломный проект на тему «Строительство метрополитена в Москве». За этот проект ему даже была присуждена специальная премия. С этого момента было множество всяческих разговоров, предложений и т. п., относительно необходимости строительства московского метро, но только к 1913 г. Московская Городская Дума, пристально изучив все предложения за последние 15 лет, выработала свой проект, уже более реалистичный.

Несмотря на это, только с 1917 по 1930 года, когда население Москвы увеличилось уже до 4-х миллионов человек, вопрос встал достаточно остро. Наконец-то, в 1931 году было принято постановление о начале строительства первой ветки московского метро. В том же году, на опытном участке русаковской улицы, была заложена первая шахта. В связи с огромным количеством людей и тем фактом, что наземный транспорт уже не справлялся с перевозками, сроки выполнения работ по строительству метро можно было назвать просто фантастическими. Для того чтобы хоть как-то укладываться в график, практически во всех средствах массовой информации шла пропаганда героизма рабочих. Образ работника, занимающегося постройкой метрополитена, всячески восхвалялся и романтизировался. Плюс к этому, на постройку метро из городского бюджета выделялся 21%. Первые туннели московского метро, от Библиотеки им. Ленина до Парка культуры и от Сокольников до Комсомольской, сооружались открытым способом — в котлованах, в то время как в строительстве других туннелей, от Александровского сада до Смоленской, был использован траншейный метод постройки.

Наконец, после долгих работ, 15 октября 1934 г. в 8 ч.20 мин, на только что построенный участок линии на станцию «Комсомольская» вышел первый поезд, состоящий всего из двух вагонов. Для всеобщего пользования Московский метрополитен был открыт 15 мая 1935 года в 7 часов утра. Люди, готовые стать первыми пассажирами московского метро, занимали очередь еще ночью, желая попасть в первые ряды. Контроль прохода в те времена, конечно же, отличался от того, к которому мы с вами привыкли. Турникетов и автоматов для размена монет тогда еще не было. Первых пассажиров пропускали по 2-м типам проездных билетов: билет красного цвета — до станции Сокольники, билет желтого цвета — обратно. На билетах также ставилось время, т.к. он был действителен всего 35 минут с момента прохода в метро, но, учитывая, что протяженность путей была всего 11,6 км — этого времени вполне хватало.

К нашему времени, когда количество станций, туннелей и переходов увеличилось во много раз, метро стало еще более завораживающим и таинственным объектом городской инфраструктуры.
_________________________________________
От редакции:
Расследование аварии в московском метро, произошедшей 15.07.2014, продолжается. Проверяются несколько версий. Мы надеемся, что истинные виновники трагедии не останутся

Несмотря на это, только с 1917 по 1930 года, когда население Москвы увеличилось уже до 4-х миллионов человек, вопрос встал достаточно остро. Наконец-то, в 1931 году было принято постановление о начале строительства первой ветки московского метро. В том же году, на опытном участке русаковской улицы, была заложена первая шахта. В связи с огромным количеством людей и тем фактом, что наземный транспорт уже не справлялся с перевозками, сроки выполнения работ по строительству метро можно было назвать просто фантастическими. Для того чтобы хоть как-то укладываться в график, практически во всех средствах массовой информации шла пропаганда героизма рабочих. Образ работника, занимающегося постройкой метрополитена, всячески восхвалялся и романтизировался. Плюс к этому, на постройку метро из городского бюджета выделялся 21%. Первые туннели московского метро, от Библиотеки им. Ленина до Парка культуры и от Сокольников до Комсомольской, сооружались открытым способом — в котлованах, в то время как в строительстве других туннелей, от Александровского сада до Смоленской, был использован траншейный метод постройки.

Наконец, после долгих работ, 15 октября 1934 г. в 8 ч.20 мин, на только что построенный участок линии на станцию «Комсомольская» вышел первый поезд, состоящий всего из двух вагонов. Для всеобщего пользования Московский метрополитен был открыт 15 мая 1935 года в 7 часов утра. Люди, готовые стать первыми пассажирами московского метро, занимали очередь еще ночью, желая попасть в первые ряды. Контроль прохода в те времена, конечно же, отличался от того, к которому мы с вами привыкли. Турникетов и автоматов для размена монет тогда еще не было. Первых пассажиров пропускали по 2-м типам проездных билетов: билет красного цвета — до станции Сокольники, билет желтого цвета — обратно. На билетах также ставилось время, т.к. он был действителен всего 35 минут с момента прохода в метро, но, учитывая, что протяженность путей была всего 11,6 км — этого времени вполне хватало.

К нашему времени, когда количество станций, туннелей и переходов увеличилось во много раз, метро стало еще более завораживающим и таинственным объектом городской инфраструктуры.
_________________________________________
От редакции:
Расследование аварии в московском метро, произошедшей 15.07.2014, продолжается. Проверяются несколько версий. Мы надеемся, что истинные виновники трагедии не останутся безнаказанными.

Статья опубликована в выпуске 26.02.2007
Обновлено 10.11.2020

Комментарии (8):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети: