• Мнения
  • |
  • Обсуждения
Дебютант

Скрипка. Что надо знать начинающему музыканту?

Скрипка относится к числу тех музыкальных инструментов, на которых можно начинать обучение в любом возрасте.

Преподаватели советуют приступать к этой нелегкой задаче в раннем детстве. Для малышей четырех лет найдется инструмент по размеру их крошечных ручек. Стоит разъяснить, что полный комплект для занятий состоит из самой скрипки, смычка (он представляет собой деревянную трость, на которую натянут конский волос), мостика или подушечки, которые служат для удобства музыканта и, желательно, футляра.

Для начала нужно выбрать преподавателя или музыкальную школу с отделением скрипки. Будет лучше, если их вам посоветует кто-нибудь из опытных в этом деле людей. Затем взять в аренду, а еще лучше приобрести собственный инструмент. С одной поправкой: покупка делается обычно в тот момент, когда вы достигли «своего» размера скрипки — перестали расти и вам уже не понадобятся большие габариты. Детям с их быстрым развитием приходится неоднократно менять скрипку. Многие учителя обладают небольшой коллекцией собственных инструментов от мала до велика, и с удовольствием дают их в пользование своим ученикам.

Главное очень бережно обращаться со скрипкой, так как материал ее не настолько прочен, чтобы стерпеть истязания. Стоит купить хороший футляр — его можно найти в любом музыкальном магазине или в Интернете (разделы объявлений, работающие по системе «Из рук в руки»). Второй вариант обойдется вам дешевле — как уже говорилось, дети быстро вырастают из своих инструментов, и, даже несмотря на то, что футляр способен вмещать в себя несколько разных размеров, его рано или поздно приходиться менять.

Дома стоит тоже заботиться о состоянии своей скрипки. Я не имею в виду повреждения физического характера, преподаватели обычно говорят, что такое вообще не должно допускаться. Главное, правильно выбрать место хранения — это должно быть место с нормальной комнатной температурой, подальше от окна, зимой и от батареи — хранение здесь может привести к деформации корпуса. Корпус может рассохнуться, а это уже тянет за собой ряд серьезных проблем.

Позаботьтесь о том, чтобы футляр с инструментом не хранился на проходе. И подальше от маленьких детей, от их желания сделать из скрипки игрушку. Стоит сразу объяснить ребенку, что перед ним очень хрупкий предмет, к которому нужно относиться с любовью. Существует еще одна проблема, связанная с хранением, — это вредные насекомые-клещи, которые занимаются поеданием конского волоса на смычке! Для этого неплохо положить внутрь футляра гвоздику.

Есть несколько негласных правил скрипачей: перед игрой следует наканифолить смычок. Это означает нанести канифоль (стекловидную смолу желто-красного цвета) на конский волос, на внешнюю его сторону — на ту, которая будет соприкасаться со струнами. Саму скрипку систематически надо протирать в том месте, куда оседает пыль от канифоли. Если этого не делать, то сначала в том месте появятся белые липкие смолянистые пятна, а со временем они превратятся в черные грязевые разводы. И снимите все кольца с пальцев, прежде чем взять скрипку в руки, — они может помешать. По окончании игры не забывайте расслаблять смычок так, чтобы конский волос немного провисал. Это избавит вас от возможных поломок.

Ознакомившись с этими правилами, можно приступать к занятиям. Какой бы ни был возраст, начинать придется с самых простых песенок. Обычно их выбирают из соответствующих сборников, или — для интереса детишек — родителей просят завести музыкальную тетрадь или альбом, расчерченные нотными строками, где ноты будут появляться наряду с иллюстрациями, нарисованными ребенком.

Во время игры всегда помните о том, что плечи, шея, руки и ноги должны быть расслаблены. Только так возможно получить хороший результат. Всегда следите за траекторией смычка — он должен скользить перпендикулярно струнам и не сползать на гриф — это условие хорошего звучания. Хочу заметить, что на первых занятиях вам придется играть пиццикато — вместо смычка щипать струны пальцами. Старайтесь точно следовать советам и наставлениям преподавателя, играя дома, потому что хуже всего заниматься заучиванием неправильных вещей — от них порой очень сложно бывает потом избавиться.

Если вы серьезно настроены, то надо уделять внимание занятиям не только в классе, но и дома. Для вашего удобства можно приобрести некоторые аксессуары. В силу того, что скрипку достаточно часто приходится настраивать, — так как меняется сила натяжения струн — вы должны ясно слышать, как звучит нота Ля, от которой настраиваются все остальные струны. Если совершенным слухом вы не обладаете, хотя это большой минус в игре на скрипке, так как здесь нет ладов, то советую приобрести камертон. Если вас оставило чувство ритма, то тут метроном вам помощник — он будет настойчиво отбивать заданный счет, на концертах его заменяет аккомпанемент фортепьяно. Также вам понадобится пюпитр — на него удобно ставить ноты, его плюс в том, что он настраивается под любой рост.

Также следует более внимательно относиться к самому себе, не советую активно заниматься волейболом и баскетболом — пальцы нужно беречь.

Скрипка считается одним из самых сложных инструментов для обучения. Но упорный труд, который в музыкальной школе обычно занимает лет семь, явно стоит результата.

Удивительная музыка, которая льется из-под смычка, — самая высокая награда. Хочу пожелать удачи тем, кто решит выбрать этот путь!

Статья опубликована в выпуске 22.06.2010
Обновлено 22.07.2020

Комментарии (6):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • Igor Laubach Читатель 23 июня 2016 в 00:27 отредактирован 25 июня 2016 в 16:42 Сообщить модератору

    Большое спасибо, очень познавательно, а главное - в точку по поводу "глубоких познаний" в размерах инструментов некоторых скрипичных мастеров.

  • Комментарий удален
    • Адам Когут, не знаю, что вам посоветует автор. Мои советы вам вряд ли понравятся. Скрипка самый простой инструмент из всех академических. Вся сложность в постановке рук. Это может сделать только преподаватель грамотный, таких, увы, по пальцам перечесть. Студенты консерватории не всегда умеют правильно держать инструмент.

      Но после правильной постановки вполне можно вполне освоить что-нибудь из ирландского фидлинга. Но, к сожалению, не больше. Но постановке руки при фидлинге вам академические педагоги не помогут. Ирландцы, как и цыгане держат шейку в кулаке.

      Для фидлинга надо выучить тональности (Ля, Ре, Соль) мажор и минор. Ля и Ре важнее. Выучить тетрахорды, начинающиеся с Ля, Ми. Си, Фа. Учить гармонические и мелодические лады для начала не стоит.

      Короче, надо перед тем как брать скрипку в руки выучить несколько первых страниц учебника теории музыки. Научиться всё это петь. А вот потом всё то же играть и на скрипке. Для практики накачать ирландских мелодий. Русская народная не годиться. Основная её часть либо написана, либо сильно обработана академистами.

      Для пущих понтов можно поискать в Инете скрипичные аккорды Соль, Ля, Ре - и можно ходить по электричкам!

      Ну а потом можно и за Вильяма нашего, Шекспира.

  • Если кого всерьез интересуют советы начинающим. В довесок.

    Камертон для тех у кого нет слуха - плохое подспорье. Нужен электронный скрипичный тюнер. Но можно и универсальный оркестровый, если денег не жаль. Хотя играть на скрипке без слуха...

    Канифоль должна быть новая - тогда не пылит. И даже при плохой и дешевой скрипке и изъеденном страшными жуками смычком нужна дорогая канифоль. Ну если, конечно себя (или ребенка) не жаль. Хорошая (цеплячая) канифоль позволяет не перенапрягать пальцы левой руки. Сила нажима может быть гораздо меньше.

    Ребенка надо отдавать на закланье педагогам только когда руки развиты (у ребенка, конечно). Иначе пальцы будут веером, что переучивается с трудом, и не способствует хорошей технике. Редкие преподаватели, к сожалению, за этим следят. При нехватке сил (торчании пальцев) надо просто бросать занятия и заниматься общей физической подготовкой, различными пальчиковыми тренингами. Игра пиццикато (чему обычно учат сначала по непонятной причине) требует гораздо больших усилий левой руки, чем со смычком.

    Скрипку надо обязательно проверять по конструкции. Даже наши мастера не знают, как это и что это. И не всякий преподаватель догадается взять скрипку в руки и проверить все размеры, да и не знает часто, что куда. Надо смотреть в Инете, лучше иностранном. Почему-то там толкового народа больше. Отклонение высоты струн на миллиметр может привести к перегрузке мышц, при попытке овладеть некоторой техникой. Короче, неправильная конструкция приводит к неправильной постановке рук и невозможности развития правильной техники. А вообще конструкция грифа должна быть индивидуальна, по руке. С этим очень большая проблема. Не понимают мастера этого. И, самое печальное, не хотят. Поэтому надо разбираться самостоятельно.

    Расслабленность тоже ошибка. Так же как и напряжение. Необходимое для игры состояние может объяснить хорошой мастер ци гун. А командные спортивные игры только способствуют лучшей игре, в том числе в ансамбле. Конечно пальцы необходимо беречь от травм. Но только хорошая общефизическая подготовка может позволить без проблем отстоять (и отыграть!) полуторачасовой концерт.

    И самое главное. Если у ребенка нет прогресса в течение нескольких месяцев (слушать надо, что он играет, никаких спецзнаний тут не надо), надо срочно менять преподавателя. Или бросать и не мучить человека.

    Если ребенок не может объяснить внятно что он делает и зачем, то тоже надо менять преподавателя. Музыка не сомнамбулизм - это осмысленное занятие. Причем с самого начала. Поправок и ссылок на возраст тут быть не может. Упущенное в пять-шесть лет потом не наверстать.

  • Екатерина Черкасова,
    Ваша статья меня улыбнула! Как мило Вы все это описываете! Мне даже не верится, что Вы 7 лет проучились в музыкальной школе. Как-то все это дилетантством попахивает...
    Говорю с позиции профессионального педагога музыкальной школы по классу "виолончель".

  • И все так просто! Какая прелесть!