• Мнения
  • |
  • Обсуждения
Гульнара Байдаулетова Профессионал

Какие логопедические проблемы бывают у детей?

Речь — это высшая функция. Отсутствие речи может привести к необратимым нарушениям в психическом и интеллектуальном развитии ребенка. В то же время излишнее стимулирование не всегда обосновано. И тоже способно вызвать нарушения в психике малыша.

Речь ребенка — это не только, когда он говорит слова и предложения. Это еще и весь доречевой период — агуканье, гуление, лепет. Все эти этапы тоже должны быть. И желательно по временным нормам. Отсутствие какого-либо этапа может указывать на серьезные нарушения в общем развитии крошки.

Хорошо, когда взрослые внимательно относятся к своему ребенку и следят за его развитием. Они знают все возрастные нормы и требования к уровню развития. Посещают специалистов, ходят на занятия. Но есть и другие. Кто считает, что до школы можно не волноваться.

Большинство родителей замечают проблемы с речью, когда ребенку уже 3−4 года, а он еще не разговаривает. Начинается хождение по специалистам. При этом к логопедам идут в последнюю очередь.

Кто-то, напротив, слишком рано начинает бить тревогу. Малышу годик-полтора, а от него ждут развернутых предложений и рассказов, как у Толстого.

Есть еще одна категория родителей. Придут на прием в два года, а потом только перед школой. Или когда уже в школе посоветуют к логопеду обратиться. Объясняют это тем, что им сказали прийти попозже. Но попозже — это каждый год или через год. Ребенок растет, нормы меняются.

А ведь знание элементарных основ может помочь избежать серьезных проблем в будущем. И сохранить нервные клетки родителей.

Давайте рассмотрим, какие бывают логопедические проблемы. Вот список основных, которые могут возникнуть у относительно здорового ребенка: дислалия, дизартрия, общее недоразвитие речи (ОНР), задержка речевого развития (ЗРР), задержка психоречевого развития (ЗПРР), алалия, афазия, дислексия, дисграфия, смягчение, озвончение/оглушение, нарушение строения артикуляционного аппарата, темповая задержка развития речи, проблема со слухом, педагогическая запущенность, проблема семи нянек, недостаток внимания. И такая экзотика, как полипы в носу.

Последние четыре пункта — это мой практический опыт работы с детками. Рассмотрим по возможности каждый пункт. Начнем с «сопутствующих» проблем: избыток внимания (семь нянек), недостаток внимания, педагогическая запущенность, нарушение слуха и «экзотика».

У меня был случай в практике, когда ребенок очень плохо разговаривал при нормальном артикуляционном аппарате и общем развитии. При этом создавалось впечатление, что он немного отстает в развитии.

После осмотра малыша я задала маме вопросы про беременность, роды, первые годы жизни ребенка. Потом всё-таки посоветовала сходить слух проверить. Что-то мне не понравилось в том, как мальчик отвечал на вопросы. Иногда всё слышит и говорит. А иногда как будто не к нему обращаешься. После обследования оказалось, что у него полипы в носу. Они давили на евстахиеву трубу и мешали полноценному слуху. Из-за этого он и говорил плохо и вел себя неадекватно. Дышать надо носом!

Многие спрашивают: какая связь между заложенным носом и речью? Обычно я отвечаю так. Во-первых, когда ребенок дышит ртом, кислород не попадает в голову. Он сразу идет через горло в тело. Головному мозгу не хватает кислорода, и он для нормальной работы «исключает» лишние функции. Никогда не задумывались, почему речь формируется самой последней? Кстати, кислородное голодание мозга может привести к отставанию в умственном развитии.

Во-вторых, просто атрофируются челюстно-лицевые мышцы. Происходит сбой в работе артикуляционного аппарата. А это тоже не способствует развитию речи.

Недостаток внимания и его избыток в равной степени могут привести к тому, что ребенок не будет говорить. Или будет, но неправильно.

В первом случае проблема в том, что ребенок не слышит обращенной к нему речи. С ним просто не разговаривают в том объеме, который нужен маленькому человеку для полноценного развития. И когда приходит время идти в садик или школу, выясняется, что он не умеет общаться. Просто не знает, как это делается. Произносит слова не полностью. Или не умеет строить предложения. Про звуковку пока не говорим.

Во втором случае все проблемы речи присутствуют, но по другой причине. Ребенку просто не дают говорить. А зачем? Он еще подумать не успел, как мамы-бабушки-тети-няни бегут вприпрыжку исполнять его желание.

Отсутствие слуха зачастую приводит к отсутствию речи. Беспокоиться родители начинают годам к трем, когда уже ясно, что ребенок не говорит, а только пищит. Или произносит отдельные слова, может реагировать на речь близких людей. На приеме логопед проверяет все возможные причины отсутствия речи. В том числе и наличие слуха. Говорит в чем проблема, а ему не верят. Всячески доказывают, что их ребенок слышит. И только после долгих объяснений соглашаются сходить слух проверить.

Почему-то считается, что отсутствие слуха непременно связано с умственной отсталостью. Но это не так. Слух может пропасть по разным причинам и никогда из-за умственной отсталости.

Педагогическая запущенность — бич нашего времени. Родителям некогда обращать внимание на ребенка. Спихнут его бабушкам-дедушкам, в садики, и, довольные, не обращают внимание на неправильную речь своего чада. А он, не зная, как произносится то или иное слово, привыкает к неправильному произношению. На каком-то этапе это всё кажется очень забавным. Кто не умилялся, слыша, как малыши говорят на сахар — хахаль или вместо собака — бабака? Или мотолок, мамалет и так далее.

Но дело в том, что если для двухлетки это нормально, то для четырехлетнего карапуза такие слова уже недопустимы.

Кроме того, правильная речь — это еще и умение составлять рассказы, отвечать развернутыми предложениями, правильно согласовывать в них слова. Будьте внимательны к своему ребенку, следите за его развитием и вовремя обращайтесь к специалистам.

Статья опубликована в выпуске 3.11.2010

Комментарии (10):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • Татьяна Кучеренко Читатель 8 октября 2015 в 19:28 отредактирован 26 мая 2018 в 09:28 Сообщить модератору

    Гуля, здравствуйте! У меня проблема. Мой сын пошел в 1 класс. Перед школой хотела научить его буквам. Но столкнулась с тем, что он их не запоминает. Помучилась так и бросила. Решила, что в школе учитель научит. Но не тут то было. Проблема в том, что он не запоминает ни буквы, ни цифры.Хотя память у него хорошая, он с легкостью учит стихи, уже по имени и фамилии знает всех своих одноклассников. Моя мама учитель, говорит, она с таким случаем впервые сталкивается за 33 года работы. Что это? И что нам делать?

  • Гуля, спасибо за статью! Подскажите, к какому специалисту обратиться, если ребенок 5 лет испытывает трудности в пересказе и составлении рассказа. Лексикон богатый, логопед ребенком доволен, мы много общаемся, обсуждаем разные темы, вместе читаем, а пересказывать ему сложно. В сентябре сыну в школу, а там ведь очень важно умение пересказывать. Заранее спасибо!

    Оценка статьи: 5

    • Елена Каширина Читатель 4 ноября 2010 в 21:32 отредактирован 24 мая 2018 в 19:52 Сообщить модератору

      Луиза Бай, а Вы точно уверены, что ребенку в 6 лет нужно идти в школу? У него могут быть серьезные затруднения, так как еще не все функции ВПФ (высшей психической деятельности), необходимые для школы, будут свормированы. Да и ведущей для ребенка 6 лет является все-таки игровая деятельность, а не учебная. Ребенку просто может быть сложно учитьсЯ, а это сформирует отвращение к школе и к учебе на всю жизнь. Обязательно проконсультируйтесь с детским психологом по поводу готовности к школе!

      Также насчет сложностей с пересказом рекомендую обратиться на консультацию к детскому психологу. Причины, по которым ребенок не рассказывает (не занимается творчеством то есть) могут быть самые разные - например, повышенная тревожность. Спецциалист поможет Вам определить, что с Вашим ребенком - педагогическое упущение или психологическая проблема.

      • Елена Каширина, большое спасибо за совет!
        Сын ходит на дошкольную подготовку в Центр раннего развития. Пока что и я. и учителя в Центре и психолог, естественно. за ним наблюдают. А весной будем принимать окончательное решение - идти в школу в 6 или подождать годик. Игровая деятельность, конечно, наиболее типична для пяти-шестилеток. Но у сына преобладает познавательная деятельность.
        Учится он с удовольствием. Ему трудно пересказать, например, сказку. На наизусть лет с 2,5 он рассказывает длинные стихотворения - такие, как "Федорино горе". Наизусть, но не пересказывает. Однако, на днях впервые были в настоящем стационарном цирке - он бабушке в подробностях рассказал о представлении, особенно его восхитили софиты и световые пушки. А мне он воодушевленно "втирает" об устройстве электродвигателя и о том, что происходит в двигателем внутреннего сгорания, когда автомобиль с бензина переключается на газ. Мальчик - технарь, а не гуманитарий. Спросите у него, каков принцип работы аккумуляторной батареи - расскажет в красках. А при поступлении в школу детей на собеседовании просят сказку своими словами рассказать. С этим у него туго. И еще туго с чувством коллектива. Он в садике только с одним мальчиком дружит. Отказывается от ролевых коллективных игр. Это меня немного беспокоит. В субботу на утреннике в Цетнре раннего развития разревелся - персонажей постановки - косматого деда и огородное пугало испугался. Вообще большого скопления народа и громкой музыки он не любит - давит, видать, на психику. Даже стихотворения из-за душивших его всхлипываний не смог рассказать.

        Оценка статьи: 5